sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Колисник И.И., Павлова М.А.

Россия, Саратов, Саратовский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Вопросы, связанные единой проблемой "Здоровое поколение", определены в Саратовской области как приоритетные.

70% муниципальных органов управления образованием избрали охрану здоровья ведущим направлением своей деятельности.

Охрана здоровья школьников - вопрос объемный, многогранный, требующий постоянного внимания, согласованных действий, финансирования.

Координационный Совет при Министерстве образования Саратовской области, созданный из представителей различных ведомств, четко определил следующие позиции:

-грамотно построенная управленческая деятельность обеспечит эффективные формы и управленческие решения, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей;

-обретение здоровья как статуса фундаментальной ценности через идеологию здорового образа жизни, пронизывающий весь образовательный процесс;

-организация здоровьесберегающего образовательного пространства выступает в роли саногенетического механизма, что обеспечивает сохранение здоровья детей;

-организация системы мониторинга охраны здоровья школьников эффективна при межведомственном взаимодействии.

Разработанная и апробированная в школах Саратовской области модель межведомственного мониторинга охраны здоровья школьников является одной из организационных технологий, определяющих влияние условий среды на уровень здоровья детей.

В технологию межведомственного мониторинга включены следующие блоки:

-психологический (оценка личностного статуса ребенка т.е. степени психического благополучия, а так же определение его адаптационного потенциала)

-медицинский (выявление функциональных расстройств, донозологических состояний и хронических заболеваний);

-эколого - гигиенический (оценка экологического неблагополучия условий среды, наличие экопатологий);

-образовательный (рациональная организация учебного процесса, применение здоровьесберегающих технологий, рациональная организация режима дня);

-семьеведческий (социальный статус семьи, наличие наследственных заболеваний, условия проживания, образ жизни семьи).

В результате мониторинга осуществляется сбор, обработка и анализ информации об условиях воздействия на здоровье школьников факторов среды. Прогнозируется действие саногенетических и патогенетических факторов, последние из которых могут выступать в роли стресс - факторов (схема N 1).

Технология выявления патогенетических факторов среды, создание саногенетических условий посредством технологии моделирования здоровьесберегающего пространства являются механизмом оптимизации воздействия условий среды на здоровье детей.