sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Чирков А.А.

Россия,Оренбург, Оренбуржский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Результаты проведенной в 2002 г. всеобщей диспансеризации детей и подростков, показали существенное снижение уровня здоровья молодого поколения россиян. В сложившейся ситуации государство и общество ставят перед системой образования задачу - обеспечить внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
Целостное здоровье человека имеет три составляющие: физическую, психоэмоциональную и социально - нравственную. Можно выделить несколько направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих здоровья.

На первом направлении, обеспечивающем физическое здоровье, должен быть реализован комплекс мероприятий по созданию здоровой и безопасной Среды в образовательном учреждении, по профилактике переутомления и учебных перегрузок, профилактике развития, профилактике "заболеваний, связанных с обучением". Это предусматривает строгое выполнение требований к организации режима учебной деятельности, осуществление оздоровительных мероприятий на уроках - физкультминуток, тренингов для снятия физического и психологического напряжения, дыхательных упражнений. Необходим медицинский контроль за физическим развитием детей и разработка комплекса медико - профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

Нужно создавать условия для активного отдыха и эмоциональной разрядки на переменах, шире использовать в рекреациях оздоровительные свойства акустического и цветового фона, растений, эстетических воздействий. Школа должна обеспечивать выполнение детьми суточных норм двигательной активности, используя для этого утреннюю зарядку, подвижные игры на переменах, вовлекая детей в систематические занятия физкультурой и спортом, организуя спортивные соревнования, праздники, работу секций и кружков по различным видам спорта, ритмики, пластики, аэробики, бальных, народных танцев и пр.

Забота о физическом здоровье предусматривает овладение основами гигиенической культуры, воспитание навыков и привычек безопасной жизнедеятельности. Учащиеся должны осознать положительное значение соблюдения правил личной и общественной гигиены, здорового образа жизни, для творческих и жизненных успехов человека, осознать опасность для жизни и здоровья вредных привычек, овладеть прикладными знаниями и навыками - физическими упражнениями для коррекции осанки, для профилактики заболеваний органов зрения, слуха и других органов.

Второе направление предусматривает сбережение психоэмоционального здоровья учащихся. Для этого необходима рациональная организация учебной деятельности, исключающая учебные перегрузки, учитывающая индивидуальные и возрастные психо-физиологические особенности, уровень развития, динамику работоспособности и другие личностные параметры каждого ребенка. Облегчает усвоение учебного материала наглядность, групповые, проблемные, игровые, диалоговые формы работы, положительный эмоциональный климат, создание ситуаций успеха, межпредметная и внутрипредметная интеграция. Планы работы кружков, секций, любые используемые образовательные программы должны содержать валеологический образовательный компонент, который предусматривает овладение методами психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей организма.

Третье направление деятельности - забота о социально - нравственном здоровье, социализация учащихся. Для этого нужно активизировать воспитательную работу в образовательных учреждениях, направленную на воспитание духовных ценностей - целей и смысла жизни, стремления приобрести достойный социальный статус, трудолюбия, тяги к познанию, расширение круга интересов детей, формирование здоровых жизненных традиций, уважение к соблюдению законов и морали, на формирование ключевых социальных компетенций и жизненных навыков, прежде всего, навыков принятия решений, умений разрешать проблемы и эффективно общаться.

В ОУ надо создавать условия для развития духовной культуры. Каждый ученик должен иметь возможность познавать отечественное и мировое культурное наследие, развивать творческие способности, формировать нравственные идеалы. Для этого необходимо развивать разнообразные массовые и индивидуальные формы внеурочной воспитательной работы, осуществлять организацию культурного досуга. С этой целью на базе ОУ могут формироваться культурно-досуговый центр, клубы выходного дня для детей и их родителей, музыкальные, художественные кружки, школы искусств, клубы самодеятельной песни. Надо развивать художественную самодеятельность, организовывать дискотеки. Нужны конкурсы инсценированной песни, проведение певческих, музыкальных праздников, смотров, концертов, музыкальных лекториев.

Следует включать каждого ученика в систематические внеурочные занятия техническим и художественным творчеством, сельскохозяйственным производством, спортом, туризмом и другими видами деятельности.

Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Следует создавать специализированные консультативные подростковые центры, где подростки могли получить медико - психолого - педагогическое консультирование, коррекцию эмоциональных состояний, при необходимости - коррекцию "образа Я".

Важное значение в успешной организации оздоровительной работы играет личность учителя. Помимо предметной и дидактической подготовки, он должен иметь психолого-педагогические знания, должен быть интересен для учащихся, нацелен на постоянное саморазвитие, личным примером показывать образцы здорового образа жизни. Поэтому четвертым направлением здоровьесберегающей деятельности в образовательных учреждениях является работа с педагогическим коллективом.

В частности, педагоги должны уметь находить индивидуальные подходы к различным категориям учащихся, иметь достаточно высокую общую и речевую культуру, владеть навыками диалогичного общения, осуществлять психопрофилактику педагогического процесса, использовать в работе имагогику, суггестопедию, элементы нейролингвистического программирования и др. Необходимо мотивировать педагогов на систематическое пополнение знаний по проблемам здоровьесбережения, создать систему их непрерывного образования.

Еще одна актуальная задача, стоящая перед системой образования, - это оздоровление семьи. Будет здорова семья - будет здоров и ребенок. Только совместными усилиями можно сформировать здоровый образ жизни у подрастающего поколения. Поэтому здоровьесберегающая деятельность школы обязательно предусматривает сотрудничество с родителями которое призвано создавать в семье благоприятную воспитывающую среду, улучшать межличностные отношения. Необходимо превратить каждое ОУ в центр активной общественной жизни и воспитательной работы не только с учащимися, но также с родителями и окружающим социумом.

Для решения этой проблемы надо предусмотреть организацию широкой совместной деятельности взрослых и детей по проведению досуга, строительству и ремонту спортивных, игровых площадок, благоустройству и озеленению улиц, соблюдению чистоты и общественного порядка. Необходимо активное привлечение родителей и представителей общественности, желающих принять участие в работе с детьми во внеурочное время.
В каждом ОУ должна быть организована "Школа здоровья для родителей", одной из главных задач которой является повышение ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Белов В.И. Энциклопедия здоровья. - М. Химия, 1994.

2.Ермолаева М.В. и др. Психолого-педагогическая практика в системе образования. М.: Инт-т практической психологии, 1998.

3.Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе./ "Школа здоровья", № 3, 1997, с. 7-19.

4.Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. - СПб.: Изд-во "Петроградский и К", 1995.

5.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед.Общ-во России, 1998.