sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

СОЗДАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО РЕЖИМА В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Самойленко Т.Д.

Россия,Самара, Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, отдел дошкольного и начального образования

В учреждениях системы дошкольного образования накоплен обширный опыт в решении задач охраны здоровья детей. Однако, за последнее десятилетие процент ослабленных детей неуклонно растет. Наблюдается омоложение школьных проблем: рост информации, увеличение образовательных нагрузок, интенсификация обучения-все это имеет место в дошкольном учреждении и заставляет искать педагогов новые варианты развивающего взаимодействия с детьми.

В целях профилактики негативного влияния образовательной деятельности педагогов на состояние здоровья детей следует использовать здоровьесберегающие технологии - систему мер по охране и укреплению здоровья. При этом необходимо учитывать следующее:

1.используемый стиль взаимодействия взрослых и детей;

2.наличие развивающей пространственной среды;

3.организацию учебного процесса, образовательную нагрузку;

4.организацию и формы оздоровительной работы;

5.динамику текущей и хронической заболеваемости и т.п.

Одним из важнейших показателей здоровья детского организма является естественная подвижность. Стремление к движению - биологическая потребность ребенка, которая во многом определяет характер развития организма. В дошкольном возрасте одновременно с совершенствованием моторики происходит развитие всех психических функций, т.к. основу психического развития ребенка составляет сенсомоторное поведение (целостная интегративная деятельность) которая развивается в тесной связи с двигательными навыками.

Таким образом, развитие произвольности двигательного поведения у дошкольника имеет внутреннее связи этого процесса с общим ходом развития ребенка.
Проблема повышения интереса детей к движению решается через использование как традиционных форм оздоровительной работы, так и нетрадиционных: походы, дни здоровья, неделя здоровья, фитотерапия, музыкотерапия, аромотералия, разнообразные виды гимнастик, массажи, минизанятия по профилактике плоскостопия и нарушения осанки.
Следует использовать следующие виды гимнастик, в зависимости от той деятельности, которой увлечены дети:

1.мимическая гимнастика;

2.артикуляционная гимнастика;

3.пальчиковая гимнастика;

4.зрительная гимнастика (несколько зрительно-двигательных режимов);

5. дыхательные гимнастики и т.д.

Перечисленные формы должны быть включены в режим дня детей с определенной периодичностью.

Одним из важнейших компонентов, способствующим сбережению детского здоровья, является рациональная организация учебного процесса в группах детского сада:

1.обучение детей проводить как в организованных формах, так и в процессе живого взаимодействия педагогов с детьми;

2.соблюдение принципа возрастной сообразности и психологической адекватности;

3.организация динамических перерывов между занятиями;

4.использование активных пауз;

5.равное сочетание статических и динамических компонентов внутри учебного занятия;

6.проведение занятий в индивидуальном, свойственном дня конкретного ребенка темпе и т.п.

Чрезвычайно важно, чтобы обучение ребенка-дошкольника носило интегративный характер: тема "Здоровье" должна пронизывать все виды деятельности ребенка. Для этого в группах детского сада следует выстроить особую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей.
Проблема создания оздоровительного режима в дошкольном учреждении многозначна. Бесспорно одно: ее решение позволит заложить у ребенка-дошкольника основные навыки по формированию здоровья, что будет способствовать становлению ценностей здорового образа жизни.