sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

КАК ПРОВОДЯТ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ СТУДЕНТЫ 1-2 КУРСОВ СГЭА.

Л.И. Миронова.

Самарская государственная экономическая академия.

Социальная коммуникация - это движение смыслов в социальном времени и пространстве. Студенты повседневно включены в коммуникационную деятельность, ведь образование - это социально-коммуникационный процесс.

В 1994-1995гг., были проведены анкетные опросы в МГУ (экономический факультет), в тюменских государственных и негосударственных вузах, методом случайной выборки было опрошено 300 (четвертые курсы в 1994-1995гг.) и 600 студентов (1-е - 4-е курсы) и 250 родителей (в 1995-1997гг.), что позволило пояснить более глубоко и обстоятельно картину образования и воспитания студентов, образ жизни, динамику их ценностных ориентации. Если межличностные контакты органически входят в образ жизни студенчества и занимают значительное (некоторые респонденты замечают: <чересчур значительное>) место, то средства массовой информации (СМИ) не пользуются большой привлекательностью и авторитетом. 13% первокурсников и 15% старшекурсников заявили, что они вообще не читают газеты и журналы. Около трети студентов еженедельно просматривают 1-2 газеты (чаще всего <Комсомольскую правду>, <АиФ>, <Коммерсант>), а около половины прочитывают в месяц до 3 номеров различных журналов. Наиболее популярны журналы Cosmopolitan, GEO, Shape, <Караван>, другие женские и мужские издания, но отношение к ним чисто потребительское. Отдельные студенты читают для практики газеты и журналы на иностранных языках. Личной подписки на периодику никто не имеет.

Радиовещание <не существует> для 34,3% студентов. Зато более половины воспринимают его как необходимое звуковое, как правило -музыкальноесопровождение жизненногопроцесса.Что касается телевидения, то выяснилось следующее: студентов, проводящих у телевизора более 20 часов в неделю, насчитывается около 15%. Вряд ли телевидение оказывает сейчас серьезное воздействие на ценностные ориентации молодежи. Дискуссия относительно того, какие темы недопустимо обсуждать в широкой печати и на телевидении, показала, что 41% допускают <все>, но в корректном форме; остальные предлагают те или иные ограничения: <не копаться в грязном белье>, <не смаковать интим>, исключить насилие, скандалы, сплетни.

Традиционная приверженность книжной культуре достаточно сильна:

50% собирают личные библиотеки и с этой целью регулярно приобретают научную и справочную литературу; 23% покупают переводные

художественные бестселлеры, а 17% - книги современных авторов, но никто из студентов не приобретает классическую отечественную литературу. О наступлении эры электронных коммуникаций свидетельствует тот факт, что для 75% студентов Интернет стал обыденным коммуникационным средством.

Пока рано делать какие-либо выводы относительно коммуникационных ориентации студенчества. Устойчивый баланс между книгой и компьютером будет определяться тенденциями на книжном рынке (неблагоприятными для учебной и научной литературы) и тенденциями распространения информационно-компьютерных технологий в образовании, искусстве, развлечениях, быту (весьма благоприятными и многообещающими).

Эстетические ориентации. Самофотографии показали следующую структуру досугового (не по заданию педагога, а <для души>) чтения студентов-гуманитариев: русская классика привлекает 27% студентов, и приоритетными авторами являются Достоевский, Набоков, Пушкин, Куприн. К современным отечественным авторам относятся по-разному: 34% студентов прочитывает в год менее десяти произведений; У/о успевают осилить 12-15 книг; остальные студенты их не читают. Иностранные авторы более популярны: 40% студентов ежегодно прочитывают до 0 книг, 20% - до 15 книг; 10% - до 20 книг; оставшиеся 30% не интересуются иностранной литературой. 6% студентов-гуманитариев вообще не читают на досуге художественную литературу. Как видим, начитанность современного гуманитарного студенчества оставляет желать лучшего. 22% гуманитариев и негуманитариев читают лишь литературу, рекомендованную преподавателями. Опрос по теме: <Современные русские писатели и поэты> показал, то круг известных студентам имен не превышает пятидесяти. Наиболее популярны В. Пелевин (32,8% респондентов назвали его имя), А.. Солженицын (30%), Д. Гранин (17%), А. Маринина (14.3%). Далее - Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, В. Аксенов, Э, Радзинский, братья Стругацкие, Ч. Айтматов, А. Кушнер. Почти каждый четвертый студент не смог назвать ни одного современного литератора.

Массовые опросы показали, что 25% студентов-гуманитариев считают себя заядлыми театралами и бывают в театре или на концерте не реже раза в месяц; 50° посещают театр 2-3 раза в год; 25% не интересуются театральной жизнью и только случайно попадают в театр. Кинофильмы, согласно опросам, очень интересуют около четверти респондентов-гуманитариев;30% их ограничиваются случайным просмотром фильмов по телевидению или в видеозаписи.

Изобразительное искусство привлекает 26,3% гуманитариев и 9% не гуманитариев; равнодушны к живописи и скульптуре 7,5% гуманитариев и 52% будущих инженеров и математиков. Остальные отнесли себя к дилетантам. Зато музыка оказалась самым излюбленным видом искусствасовременной молодежи. Меломанами в той или иной степени признали себя около 60% студентов всех специальностей, равнодушны к ней всего 6%. Остальные заявили, что они музыку слушают с удовольствием и бывают в опере или на концерте не менее трех раз в год.

Удовлетворяет ли сложившаяся система эстетических ценностных ориентация самих молодых людей? <Письма из будущего> свидетельствуют, что не всех. Более половины корреспондентов пишут: <чтение - главное хобби>, <до сих не могу жить без книг>, <я - запойный читатель>, <читаю классиков>, <увлекаюсь исторической литературой>, <перечитываю Достоевского> и т.д. Многие мечтают регулярно посещать театры и концерты, отмечая, что в настоящее время нет возможности читать классиков и еженедельно бывать в театрах, но хочется, чтобы в будущем это было так. <Письма из будущего> выдают сублимированные желания постсоветского студенчества.

Нами опрошены 63 студента 1-2 курсов СГЭА в рамках исследования <Портрет студента СГЭА> в 2003-2004 годах. Возраст студентов 17-20 лет (табл.1).

Межличностные контакты среди данной группы молодежи занимают значительное место в их жизни - все (100%) респондентов единодушно отдали свои голоса данному виду отдыха.

Чем старше становится студент (от 17 к 20 годам), тем чаще посещают кинотеатры, дискотеки, так к 20 годам все студенты (100%) так отдыхают. Возможно, это связано с наличием и возможностью заработать, лично студентом деньги.

Чем старше становится студент, тем больше времени он отдает спорту (к 20 годам - все студенты (100%) этому виду досуга отдают свое свободное время, причем юноши в любой возрастной группе предпочитают спорт другим видам досуга).

Настораживает то, что чем старше становится девушка, тем реже, а к 20 годам и полностью, перестает читать художественную литературу, перестает интересоваться музыкой, искусством и, что вызывает недоумение -перестает готовиться регулярно к занятиям в академии. Есть о чем подумать преподавателям. В свободное время все студентки любят смотреть телевизор.

Юноши в академии, как показал опрос, чем становятся старше, тем больше интересуются художественной литературой (читают 50% опрошенных), 50% увлекается музыкой, искусством и 50% всех молодых людей готовится дома к занятиям в академии, а телевизор в свободное время смотрят только 50% юношей.

Самыми читаемыми авторами для студентов СГЭА являются в настоящее время П. Коэльо (34%) затем следует А. С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Д. Донцова - их читают треть студентов.

Конечно, ценности и антиценности, пленяющие воображение на студенческой скамье, не останутся неизменными в течение всей жизни. Личный опыт, социальные изменения внесут коррективы, предвидеть которые невозможно. Но ориентации, усвоенные в юности, не могут исчезнуть бесследно:некоторые из них могут перерасти в бессознательные установка, управляющие повседневным поведением взрослого человека. Степень усвоения гуманистических ценностей формирующейся ныне культурной элиты будет определять ее способность ответить на вызовы нового века