sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

О ПРЕПОДАВАНИИ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Брыксина Ольга Федоровна
Самарский государственный педагогический университет, Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

До недавнего времени отсутствие образовательного стандарта общего образования  общего образования и наличие альтернативных взаимоисключающих психолого-педагогических концепций преподавания школьного курса информатики создавали педагогу ряд проблем, связанных с его проектированием и педагогической реализацией. Это сопровождалось в большинстве случаев достаточно «вольной» трактовкой учителями информатики содержания курса и отсутствием должного контроля над качеством его преподавания со стороны администрации образовательных учреждений. В связи с утверждением федерального компонента государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям (Приказ Министерства образования №1089 от 05.03.04) ситуация с преподаванием курса должна быть переосмыслена и систематизирована.

Целью проведенного исследования стало получение информации о состоянии общеобразовательной подготовки по информатике учащихся школ области, анализ объективных условий, оказывающих влияние на уровень этой подготовки. В нем приняли участие 423 ученика 11 классов, 444 ученика 10 классов, 302 третьеклассника и 38 учителей информатики общеобразовательных учреждений Самарской области. Результаты исследования позволяют сделать определенные выводы.

Техническое оснащение кабинетов информатики большинства школ, участвующих в эксперименте по модернизации структуры и содержания общего образования, позволяет обеспечить качественное преподавание курса информатики, практическую реализацию инновационных технологий и методик, базирующихся на применении средств информационно-коммуникационных технологий.

Говоря о формах проведения занятий по информатике, следует отметить, что все большее распространение получает метод проектов (43% анкетируемых учителей среди доминирующих методов указали проектный) и кооперированная деятельность учащихся, что, в свою очередь, способствует формированию у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности с использованием средств ИКТ и ключевых компетенций.

Анализ результатов мониторинга состояния преподавания пропедевтического курса информатики (тестирования учащихся, анкетирования педагогов) показал, что курс вносит значимый вклад в формирование информационного компонента общеучебных умений и навыков младших школьников, формирование которых является одним из приоритетов начального общего образования.

В результате исследования выявлено, что учащиеся 73,6% школ, участвующих в эксперименте, обучались по программе А.В.Горячева. Большинство школьников (порядка 80%) справились с предложенными заданиями на построение алгоритмов. Способность школьников видеть алгоритмическую природу своих действий свидетельствует об их готовности продолжить образование, структурируя информационную деятельность во всех предметных областях.

Но, тем не менее, вызывает тревогу слабое усвоение программного материала, связанного с формализованным представлением алгоритмов в виде блок-схем (19% приемлемых ответов). Недостаточное внимание учителей на различные способы записи алгоритмов (в частности, графический) может привести к последующим проблемам по организации процесса структурирования и обработки информации.

В меньшей степени результативными оказались ответы на вопросы, связанные с формированием теоретико-множественных представлений младших школьников. Около 47% учащихся смогли правильно выделить характеристические свойства множеств, и только 9% верно ответили на вопросы, связанные с операциями над множествами. При этом, умение правильно трактовать понятия «множество», «элемент множества» и т.п., оперировать ими, а также умение выделять существенные признаки, являются общеинтеллектуальными умениями, важными для успешного продолжения освоения большинства предметов (биология, химия, геометрия и т.п.).

Таким образом, можно сделать выводы, что учителя, реализуя фундаментальную компоненту курса (вводя понятие алгоритма или формируя навыки выделения характеристического признака множества), направляют вектор обучения по концентрически замкнутой траектории, не обеспечивая подъем на следующий виток дидактической спирали.

Заметим, что процесс обучения информатике может стать более продуктивным, если данный предмет войдет в курс начальной школы как компонент общей системы обучения и преподавать его будет учитель начальных классов (Письмо МО РФ от 17.12.2001 №957/13-13). К сожалению, следует констатировать факт, что в большинстве школ в настоящее время занятия по информатике в начальных классах ведут в основном учителя информатики, не имеющие специальной методической подготовки для работы с детьми младшего школьного возраста, а, следовательно, не реализующие в полном объеме интегративный характер пропедевтического курса информатики.

Большинство анкетируемых педагогов (85,7%) указывают на потребность в программном обеспечении (курс А.В. Горячева  ориентирован на бескомпьютерный вариант) с целью повышения мотивации и формирования у младших школьников обобщенных способов деятельности (прежде всего за счет символического представления информации и опосредованного характера управления компьютерными программами).

Результаты исследования состояния преподавания базового курса позволяют сделать выводы, что подготовка выпускников по информатике в большинстве образовательных учреждений ведется на примитивно-прагматическом уровне и зачастую сводится к формированию начальной компьютерной грамотности. Большинством педагогов недостаточно глубоко осознана мировоззренческая и методологическая значимость курса, его интегративный характер. Этот факт  подтверждают результаты выполнения учащимися практических заданий на персональных компьютерах в ходе исследования. Как правило, выпускниками были продемонстрированы устойчивые операциональные навыки работы с программным обеспечением, функциональная и методологическая значимость которого в плане автоматизации интеллектуальных видов деятельности средствами информационных технологий, однако, большинством из них практически не осмыслена. Так, например, автоматизировать поиск в базе данных экстремальных (минимального и максимального) значений параметра смогли лишь 22% учащихся. Только 25% учащихся при выполнении тестовых заданий правильно спрогнозировали результаты отбора записей по заданному условию, хотя формирование навыков поиска, сортировки, фильтрации информации в информационных системах составляет основу информационных компетенций учащихся.

Кроме того, результаты тестирования учащихся показали достаточно низкую базовую теоретическую подготовку учащихся по таким ключевым содержательным линиям, как «Формализация и моделирование», линии представления информации, теории алгоритмов. Только 45,1% опрошенных смогли в контрольном тесте правильно выбрать ответ, раскрывающий суть процесса формализации. При выполнении тестовых заданий 66,5% учащихся правильно выбрали пару объектов, о которых можно сказать, что между ними существует отношение «объект-модель». Только 16,3% опрошенных смогли указать тип модели, адекватный поставленной проблеме, хотя актуальность приобретения указанных навыков очевидна: практически во всех науках о природе и обществе построение и использование моделей— мощное орудие познания.

Учитывая современную концепцию построения информационных систем, а именно, возможность задания логических связей между документами посредством гиперссылок, крайне негативным можно расценить тот факт, что только 46% учащихся не смогли определить назначение языка разметки гипертекста.

При этом тревогу вызывает тот факт, что 32% учащихся 10-х классов указали в анкетах, что в процессе преподавания учебник информатики не используется, обучение строится только на лекционном материале, что значительно снижает его результативность.

Приведенные статистические данные говорят о том, что многие учителя фактически подменяют курс информатики изучением информационных технологий, мотивируя прикладной значимостью последних, не уделяя должного внимания теоретической компоненте курса, на которой должен строиться весь процесс освоения инструментария информационных технологий.

Заметим, реализация данного дидактического принципа не требует коренной перестройки содержания школьного курса информатики. Так, в программных документах последних лет подчеркивается, что большую часть содержания этого курса по-прежнему будет составлять изучение информационных и коммуникационных технологий, алгоритмов и другого достаточно традиционного материала, но при этом в любой технологической теме должны найти место элементы фундаментального образования: представление информации и информационные процессы, вопросы постановки и решения прикладных задач данными технологическими средствами.

При этом учебные задачи и ситуации в курсе информатики должны строиться на базе содержательных постановок задач и учебных информационных моделей, знакомых обучаемым из других учебных курсов, что обеспечит естественную реализацию межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. Информатика позволит учащимся взглянуть на них с «информационной» или «алгоритмической» точки зрения, что естественным образом приведет к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.

Одним из условий реализации такого подхода к преподаванию курса информатики в указанном контексте является обеспечение квалифицированными кадрами. К сожалению, только 27% анкетируемых педагогов имеют базовое образование по информатике (да и к тому же только в рамках дополнительной специализации!). Около 40% работающих учителей информатики среди анкетируемых— это учителя математики и физики, имеющие высшее педагогическое образование, но  не имеющие фундаментальных знаний по теории и методике информатике. Порядка 11% кадрового состава учителей информатики (по результатам анкетирования), имея высшее техническое образование, осваивают методику преподавания зачастую лишь на основе личного опыта. Такая ситуация типична для большинства школ области. Поэтому администрации образовательных учреждений следует более внимательно отнестись к вопросам повышения квалификации учителей информатики, взять их под контроль и обеспечить условия для своевременного прохождения преподавателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Таким образом, основы информатики в ее мировоззренческом понимании, и информационные технологии являются двумя сторонами единого целого, содержание которого может быть охвачено предметом «Информатика и ИКТ». Именно такой подход диктует время, что, соответственно, нашло должное отражение в утвержденном федеральном компоненте государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. И именно в таком контексте мировоззренческая и методологическая значимость курса должна быть осознана преподавателями информатики и руководителями образовательных учреждений.