sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ: ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Джаджа Виктор Петрович
Самарский филиал Московского городского педагогического университета (СФ МГПУ)

Сознавая, что в обозримом будущем общеобразовательная школа по-прежнему останется классно-урочной и ученые, и многие педагоги-практики перспективы повышения эффективности этой системы связывают с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения, с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедийные технологии (МТ), как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления методических поисков. Сегодня, конечно, рано говорить о том, что произошел какой-то существенный перелом в сознании учителей-предметников и методистов в отношении перспектив использования в организации учебного процесса новых информационных технологий (НИТ) и мультимедийных ресурсов. Массовый учитель не готов к применению НИТ, более того, не чувствует в этом осознанной необходимости. Вместе с тем школы интенсивно оснащаются достаточно мощной компьютерной техникой. Идет широкий компьютерный всеобуч и переподготовка учителей-предметников в системе повышения квалификации.

Современная информационная технология, по мнению Г.К.Селевко, может быть реализована в трех вариантах: 1) как «проникающая» (использование компьютера и МТ при изучении отдельных тем, разделов, для решения отдельных дидактических задач); 2) как основная (наиболее значимая в используемой педагогической технологии); 3) как монотехнология (когда все обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, контроля и мониторинга, опираются на применение компьютера) [1, с. 114].

Проникающая технология, основанная на использовании в классно-урочном обучении доступных или наличных программных и учебных мультимедийных ресурсов, вряд ли может дать серьезные качественные изменения в организации обучения и в его результатах. Во-первых, эпизодическое обращение к работе с компьютером всегда сопряжено с определенной психологической преднастройкой учащихся на работу в непривычных условиях. Кроме того, при использовании этой технологи значительное время урока будут отнимать различные организационные моменты, включая ознакомление с инструкциями по работе с предлагаемыми продуктами. Во-вторых, на этом пути могут возникать и чисто организационные проблемы, связанные с расписанием загрузки школьных компьютерных классов и т.п.

Вряд ли больший эффект даст организация обучения, при которой, как предлагают некоторые авторы (см., например, [2]), заранее планировать проведение одного урока в неделю в компьютерном классе. На этом пути внутренняя логика развертывания содержания какого-либо школьного курса может прийти в противоречие с необходимостью «планового» использования компьютера и МТ. Подобный регламент процесса обучения невольно предполагает, кроме всего прочего, наличие нужного к «компьютерному» уроку качественного программного и учебного обеспечения, таких ресурсов сегодня в распоряжении учителя математики может не оказаться.

К большому сожалению, основные усилия отечественных разработчиков образовательных программных продуктов и мультимедийных ресурсов направлены на создание различного рода интеллектуальных обучающих систем, рассчитанных на индивидуализированное обучение, например в режиме «Репетитора». Парадоксальность сложившейся сегодня ситуации заключается еще и в том, что интеллектуальные обучающие системы нередко преподносятся идеологами их использования как антипод школьного учителя. Поэтому проблематично также делать ставку при обучении в массовой школе на монотехнологию.

В настоящее время для школ наиболее доступными электронными средствами обучения являются мультимедийные продукты, распространяемые на CD-дисках. Правда, за редкими исключениями эти материалы (по форме и содержанию) пока мало отличаются от обычных печатных изданий, и к тому же недостаточно согласованы с УМК, входящими в Федеральный перечень. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию; пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к применению на уроке. Использовать такие программы в качестве средств организации урока в классе практически невозможно, поскольку при работе с ними невозможно изменять и дополнять учебный материал, планировать урок по другой схеме, отличающейся от разработанной в  такой программе.

Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. Как пишет Н.Х.Розов: «Одновременно с разработкой больших, «глобальных» продуктов весьма перспективно создавать и такие, которые можно назвать «набором миниатюр» [3, с. 104]. Однако создание доступных учителю программных средств и удобных интерфейсов, не стало пока приоритетной задачей. В школьной практике, таким образом, назревает противоречие между объективной потребностью в использовании НИТ для организации учебного процесса в рамках традиционной классно-урочной системы и невозможностью применять для этого мультимедийные продукты, предлагаемые разработчиками.

На сегодняшний момент одним из перспективных и важных направлений теоретических и экспериментальных исследований может стать комплексный подход к использованию мультимедийных технологий при изучении некоторого относительно замкнутого раздела школьной программы (с достаточно стабильным содержанием и устоявшимися методиками обучения). Именно такое, а не эпизодическое, использование компьютера и МТ позволит учащемуся, в частности, осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания. Чтобы действительно сделать значительный прорыв в практике обучения на основе МТ, нужны разработки, позволяющие, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, с другой стороны, позволять ему самому активно участвовать в этом генезисе.

Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.

В данной работе предлагается конкретная модель обучения, в которой использование компьютера и МТ действительно становится важным органичным элементом в процессе школьного обучения, причем в рамках существующей классно-урочной системы. В основе этой модели лежит погружение в мультимедийную среду при изучении определенной темы или раздела учебного курса, названное методом тематического погружения на основе комплексного использования мультимедийных технологий.

Метод тематического погружения в мультимедийную среду обучения лишь формально восходит к идеям болгарского психотерапевта и педагога Г.К.Лозанова и известным практическим разработкам Г.А.Китайгородской и М.П.Щетинина. В предлагаемом варианте погружения речь не идет о полном погружении, которое применяют эти авторы. Напротив, в этом варианте предполагается, что погружение не разрушает привычные для школы классно-урочные формы организации обучения. Такое локальное погружение в мультимедийную среду заключается в том, что все уроки избранной темы некоторого курса проводятся в компьютерном классе с интерактивной доской путем формирования и использования соответствующего тематического мультимедийного комплекса (модуля).

В основе любого погружения как метода лежит создание особой среды обучения, влияющей на восприятие, запоминание и воспроизведение учебного материала. Особой средой обучения в случае использования метода тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении является мультимедийный комплекс на базе компьютерного класса с интерактивной доской по избранной теме. Он включает в себя четыре основных компонента: традиционный учебно-методический комплект, программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска», библиотеку мультимедийных компьютерных моделей, программно-аппаратное обеспечение мониторинга и оперативного контроля учебного процесса и средств коммуникации.

Для апробации метода тематического погружения был сформирован мультимедийный комплекс (модуль) по теме «Тригонометрия» в курсе алгебры и начал анализа для 10 класса.

Традиционный учебно-методический комплект.

Традиционный УМК является методической и дидактической основой всего мультимедийного комплекса. Поэтому методические идеи и концепции, заложенные в УМК, определяют состав и характер других элементов мультимедийного комплекса. Выбранный нами УМК «Алгебра и начала анализа. 10-11 кл.» А.Г. Мордковича прошел соответствующую экспертизу, включен в Федеральный комплект и внедряется в школы России. В его состав входит полный набор необходимых учебных пособий: учебник, задачник, учебное пособие «Контрольные работы», учебное пособие «Тематические тесты и зачеты», методическое пособие «Поурочные планы», методическое пособие для учителя.

Программно-аппаратный комплект «Интерактивная доска». Интерактивная доска – это современное средство, которое, обладая всеми качествами традиционной школьной доски, имеет более широкие возможности графического комментирования экранных изображений, позволяет естественным образом (за счет увеличения потока предъявляемой информации) увеличить учебную нагрузку учащегося в классе, обеспечивает  эргономичность обучения, способствует креативному обучению, построенному на «аудиовизуальном диалоге». Интерактивная доска позволяет проецировать изображение экрана монитора на проекционную доску, а также управлять компьютером с помощью специальных фломастеров, находясь постоянно около доски, как это было бы с помощью клавиатуры или манипулятора «мышь». Используемый нами комплект имеет в своём составе мультимедийный проектор, интерактивную доску от фирмы SMART Technologies Inc. и IBM PC совместимый компьютер под ОС Windows 2000. Используемое программное обеспечение для интерактивной доски (SMART Board Software) включает следующие инструменты: записную книжку (SMART Notebook); видеозапись (SMART Recorder); видеоплеер (SMART Video Player); панель маркерных инструментов (Floating Tools); виртуальную клавиатуру (SMART Keyboard). Все эти инструменты могут быть использованы как отдельно, так и в совокупности в зависимости от решаемых учебных задач.

Библиотека мультимедийных компьютерных моделей.

Библиотека мультимедийных компьютерных моделей включает: модели, иллюстрирующие математические понятия; математические модели для прикладных задач; визуальные динамические модели доказательств теорем, решений примеров и задач, статические графические модели (графики, чертежи, шаблоны) и т.п. Библиотека формируется на основе кейс-методики, т.е. может постоянно обновляться и расширяться. Часть материалов библиотеки тематического комплекса составляют интерактивные модели, выбранные из мультимедийного курса «Открытая математика» [4], другую часть – компьютерные модели собственного изготовления в виде отдельных файлов формата AVI, BMP, JPG, SWF. Еще одним необходимым средством, включенным в библиотеку, является программа построения графиков функций, ее еще называют «графер» или мастер функций. Мы использовали отдельную бесплатную программу Master Function 2.0 (http://radiant.ru/~gras/).

Программно-аппаратное обеспечение мониторинга и оперативного контроля учебного процесса и средств коммуникации  в условиях классно-урочной системы. Этот элемент комплекса включает в себя локальную сеть класса, автоматизированное рабочее место (АРМ)  учителя и автоматизированное рабочее место ученика. В созданном мультимедийном комплексе был использован программный пакет SynchronEyse 3.0 for Windows от Smart Technologies Inc. Этот продукт отличается простотой установки и использования, дружественным и «неперегруженным» интерфейсом с необходимым набором инструментов и относительно невысокой стоимостью. Он состоит из модуля преподавателя и модуля ученика, которые устанавливаются на соответствующие компьютеры. Таким образом, АРМ учителя представляет собой IBM совместимый компьютер с установленным модулем учителя SynchronEyse for Windows, АРМ ученика - IBM совместимый компьютер, оснащенный графическим планшетом, а также с установленным модулем ученика SynchronEyse for Windows.

Практическое применение описанного выше комплекса показало педагогическую целесообразность введения метода тематического погружения в мультимедийную среду обучения, которая обусловлена следующими обстоятельствами:

  • этот метод адаптивен к существующей классно-урочной системе;
  • прекрасно сочетается с действующими и проверенными практикой учебно-методическими комплектами;
  • позволяет естественным (эволюционным) путем внедрить компьютерные и мультимедийные технологии в практику обучения в массовой общеобразовательной школе (разумеется, при наличии необходимых аппаратных средств).

Литература
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Росошек С.К. Об опыте интеграции компьютера в процесс обучения математике в основной школе / Всероссийская конференция «Математическое образование на рубеже веков». – М.: МЦНМО, 2000. – С. 551-554.
Розов Н.Х. Некоторые проблемы применения компьютерных технологий и технологий при обучении в средней школе // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». № 1 (1). – М.: МГПУ, 2003. С. 102-106.
Открытая математика 2.5. Функции и графики: CD-ROM / Д.И.Мамонтов, Р.П.Ушаков; Под ред. Н.Х.Агаханова. – ООО «Физикон», 2003.