sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Иванов Александр Михайлович
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г.Самара

Сегодня, как показывает анализ мирового опыта, мы не можем действовать конструктивно в любых сферах жизнедеятельности без учета происходящих в мире событий, без способности занимать позицию планетарного субъекта, поскольку резко изменилось положение человека в мире. С этих позиций мы выделяем важнейшие тенденции, оказывающие влияние на развитие системы повышения квалификации.

Нынешние перемены во всех сферах человеческой деятельности приводят к тому, что из-за быстрого морального старения знаний, возрастания темпов обновления профессий, увеличения потоков информации и стремительного роста ее объемов, большинство специалистов сталкивается с необходимостью постоянного обновления знаний.  Однажды приобретённая специальность не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Динамизм современной жизни не позволяет человеку полноценно выполнять свои профессиональные функции в обществе, имея лишь базовое высшее образование. Это обусловлено тем, что система знаний кардинально меняется в течение 5 — 7 лет. Следовательно, современному специалисту необходимо постоянно совершенствовать и расширять систему знаний.

Решение указанных проблем образования воплотилось в выдвинутом ООН лозунге «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь». Поэтому в современном мире обострилась необходимость создания системы непрерывного образования, выступающего условием развития гражданственности, социальной интеграции, достижения равных возможностей и занятости. Продолжение образования взрослыми, зрелыми людьми становится нарастающей тенденцией нашего времени.

Формирование в стране нового информационного, экономического, правового, политического и культурного пространства вызвало повышенную потребность в целом ряде специальностей и профессий, в постоянном обновлении имеющихся у специалистов профессиональных знаний и умений, в их готовности к профессиональному росту.

Одной из форм непрерывного образования является система повышения квалификации. Развитие данной системы является необходимым условием поддержания профессионального статуса специалиста.

Совершенствование профессионального мастерства, как и в системе базового образования, возможно лишь при условии непрерывного общего образования и развития личности, а не только удовлетворения узкопрофессиональных потребностей. Особенно это относится к системе повышения квалификации педагогических кадров, то есть той профессиональной сфере, где уровни личностного, морального и интеллектуального развития напрямую (не опосредовано) детерминируют положительное (или негативное) развитие «другого» субъекта взаимодействия, то есть определяют успешность (или неуспешность) профессионально-педагогической деятельности. Развитие как основной способ существования личности не может быть ограничено каким-либо отрезком времени, оно осуществляется на протяжении всей жизни индивида и период зрелости не является законченным состоянием, к которому направлено развитие, наоборот: чем выше уровень интеллектуального, морального развития, тем больше возрастает способность личности к самосовершенствованию.

Таким образом, две основные причины определяют целевую тенденцию непрерывности образования в системе повышения квалификации: во-первых, информация, знания, а также мотивация к их постоянному обновлению и навыки, необходимые для этого, становятся решающим фактором развития общества и с этой точки зрения востребованы им, во-вторых, требования конкурентоспособности и эффективного трудоустройства абсолютно понятны гражданам и являются мощным мотивом для их образования и повышения квалификации.

Результатами успешного процесса повышения квалификации и профессиональной переподготовки является потребность личности в непрерывном образовании, рефлексия на новые проблемы в образовании, сохранение собственной индивидуальности при условии чужого опыта.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась новой информационной революцией, которая продолжается в настоящее время и которая уже привнесла в образовательные системы новые технологии, компьютерные обучающие программы, телекоммуникационные сети, мультимедийные средства. Все эти изменения с середины прошлого века и по настоящее время связывают с движением современного общества от индустриального к сетевому информационному обществу ХХI века.

Переход от индустриального к сетевому информационному обществу обусловил тенденцию организации повышения квалификации в виде сети. Система повышения квалификации педагогических кадров сегодня развивается в двух направлениях: централизованное и сетевое.

Для системы дополнительного образования сетевое повышение квалификации является инновационным направлением, которое вполне может стать источником новых перспективных кадров для централизованного повышения квалификации. Появляется возможность интенсивного диалогового режима по обмену опытом и стимулирования методической работы внутри учреждения и в целой системе дополнительного образования.  

Организация повышения квалификации основывается на функционировании дистанционной образовательной сети, обеспечивающей единство качества образования во всех содержательных и территориальных элементах системы. Наиболее общий подход к данной проблематике обеспечивается в рамках концепции М. Кастельса [2], который называет сетевое предприятие специфической формой предприятия, система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных систем.

Возможным вариантом сетевой организации повышения квалификации является сеть учреждений повышения квалификации. При ее функционировании обеспечивается единство содержательной и методической сред территориально разобщенных образовательных учреждений. В результате создается реальная возможность поддержа­ния единого уровня образования в разных регионах страны. Широкое использование при этом современных информационных технологий и технических средств взаимодействия субъектов образовательной деятельности позволяет слушателю, находящемуся практически в любой географической точке, удаленной от головной организации и крупных населенных пунктов, обладать такими же потенциальными возможностями получения образования, как и у жителей столиц.

Использование сетевой деятельности в системе повышения квалификации является почвой для возникновения целого ряда его дополнительных возможностей:

  • неформального сетевого общения в целях профессиональных обменов посредством поддержки контактов с лицами и организациями, работающими над аналогичными темами;
  • различных форм сотрудничества, партнерства, союзов с целью разработки новых видов услуг, реализации совместных проектов;
  • участия в сетях с целью обмена между представителями организаций, занимающихся повышением квалификации и потребителями образовательных услуг;
  • установление сетевых обменов с секторами, от которых исходят новые представления и новые знания, применимые в системе повышения квалификации;
  • усиления потенциала как сетевой работы, так и используемые в ее рамках информационных и телекоммуникационных технологий, которые, в свою очередь, требуют для своего максимально полного раскрытия использование сетевого подхода.  

В связи с этим необходимо отметить, что процессы глобализации образования вызывают не только динамичное развитие технологий, но и существенное повышение степени мобильности интеллектуального капитала, в первую очередь его составляющей, связанной с человеческими ресурсами. При этом структура реальных человеческих сетей приводит к усилению зависимости процесса от конкретных носителей связей и неотчуждаемых от них знаний и навыков.

Отмеченные особенности делают сетевые методы образования важнейшим фактором и катализатором процесса трансформации принципов современного развития системы повышения квалификации.

Предлагается рассматривать содержание повышения квалификации как многоуровневую и многокомпонентную систему, составляющие целевое и смысловое единство, концептуальные идеи которого следующие: формирование творческой индивидуальности личности; личностно-ориентированный подход к содержанию образования, определяющий процессы гуманизации образовательно-профессиональной подготовки специалиста; культурологический подход к построению содержания образования с целью его фундаментализации; сочетание инварианта с вариативными компонентами; разнообразие информационных технологий.

Главная цель обучения в системе повышения квалификации поступательное развитие специалиста как личности и как профессионала на основе совершенствования его профессиональной деятельности, вне которой личность реально не развивается.

Из смыслообразующей цели следует необходимость обеспечения саморазвития слушателя в ходе овладения знаниями и умениями, а также интегративных конструктов образования: компетентностей, компетенций и мектапрофессиональных качеств. Содержание учебного материала должно быть определенным образом сконструировано и включать предшествующий опыт обучаемого. Усиление развивающей функции содержания образования обуславливает необходимость проектирования курсов, направленных на формирование профессионально важных качеств, социально-профессиональных умений и форм поведения.

Анализ профессиональных функций специалистов показывает, что востребованы такие качества, как коммуникативность, ответственность, рефлексия, работоспособность, способность к сотрудничеству и кооперации, профессиональная самостоятельность, инициативность.

Современная тенденция в содержательном аспекте системы повышения квалификации определяется актуализацией образования, то есть приведения его научного содержания в соответствие с динамичной структурой современного знания. Содержание должно не только отражать актуальные знания в различных областях, учитывая новые открытия, изменения, новую информацию, которые появляются в мире, но и «отражать происходящие изменения в обществе, предопределять его будущее состояние» [3].

Таким образом, содержание повышения квалификации определяется уровнем развития современных социальных, информационных, производственных технологий, конгруэнтно профессиональной деятельности и востребованностью с точки зрения общества и самого слушателя.

Существующая система повышения квалификации характеризуется обострением ряда противоречий, обусловленных преимущественно информационным, массовым характером повышения квалификации; оторванностью от профессиональной деятельности; недостаточной ориентацией на личностные свойства, потребности и цели педагогических кадров. Поэтому актуальной проблемой современного образования является также повышение квалификации без отрыва от профессионально – педагогической деятельности на основе личностного и профессионального потенциалов педагога. Именно безотрывное обучение делает объективно реальным получение образования на протяжении всего периода активной деятельности, в любом возрасте, т.е. по существу обеспечивает наиболее благоприятные условия непрерывности повышения образовательного и профессионального уровня.

В процессе движения к информационному обществу в образовании стали применять такие понятия, как открытое образование, электронное обучение, виртуальное образование, а идеи непрерывного образования, образования взрослых, образования через всю жизнь, образования инвалидов и других слоев населения, которым были недоступны по тем или иным причинам образованиие, получили путевку в жизнь благодаря новым технологиям. Все эти идеи и образовательные инновации, будучи перенесенные в плоскость практической реализации, стали все чаще объединяться одним термином — дистанционное обучение (образование), которое подчеркивало одну их общую особенность: возможность обучаться без непосредственного контакта с преподавателем.

Современная социокультурная ситуация, переориентировавшая многие формы коммуникаций с непосредственного общения на опосредованное, привела к тому, что дистанционное образование активно осваивает образовательное пространство во всем мире, в том числе и в России. На конгрессе ЮНЕСКО в 1999 году названы его достоинства: открытость, непрерывность, экономичность, доступность, гибкость.

Задачи дистанционного обучения в системе повышения квалификации:

- предоставить учителю возможность профессионального совершенствования без отрыва от основной деятельности и получения удостоверения принятого образца о повышении квалификации;

- индивидуализировать процесс обучения с ориентацией на возможность и уровень профессионализма учителя, условия его педагогической деятельности;

- сделать процесс повышения квалификации более открытым, непрерывным и гибким  (свободное и непрерывное зачисление на курсы, выбор индивидуальных программ, сроков и темпа повышения квалификации);

- нивелировать различия в возможностях для повышения квалификации педагогических кадров из территорий, близких к научно-методическим центрам, и на периферии;

- предельно сократить расходы, как из муниципальных, так и из областного бюджетов на повышение квалификации педагогических кадров.

В 2003-2004 учебном году в России была создана система сетевого повышения квалификации, предполагающая замену кейс—технологии сетевой технологией, которая базируется на использовании сети Интернет и организует взаимодействия между обучающимися и преподавателями в интерактивной форме.

Процесс использования Интернета в образовании обусловлен следующими его свойствами: публикация учебно—методической информации в гипермедийном варианте; педагогическое общение между субъектами и объектами учебного процесса в реальном и отложенном времени; открытый во времени и пространстве дистанционный доступ к информационным ресурсам.

Дистанционное обучение чаще всего связывают с образовательной системой, в которой основным средством общения, обучения и передачи информации является Интернет — последнее величайшее техническое достижение ХХ века и фундамент информационного общества. Постоянно растущие возможности Интернета открывают новые перспективы развития дистанционного обучения. Сеть практически стала информационной основой для дистанционного обучения.

Появление мировых информационных сетей, развитие дистанционного обучения, изменение уклада жизни человечества, ее динамики отражает процессуальную тенденцию возникновения Интернет—технологий.

Система повышения квалификации педагогических кадров имеет возможности для реализации дистанционного обучения.

Во-первых, в системе повышения квалификации существует большой опыт взаимодействия со взрослыми. Знание психологических и профессиональных особенностей, умение выявлять проблемы профессиональной деятельности и строить на этой основе образовательный процесс позволяет организаторам проектировать профессионально значимые курсы, проводить диагностику.

Во-вторых, в систему повышения квалификации включаются люди, имеющие достаточный опыт организации собственного обучения, они отличаются организованностью и ответственностью.

В-третьих, система повышения квалификации имеет опыт проведения обучения в очно—заочной форме. Проведение курсов с включением специально организованного этапа самостоятельной работы слушателей, предусматривающего совместное с преподавателем планирование, методическое и дидактическое обеспечение, позволяют разрабатывать микромодели дистанционного обучения, которые могут быть встроены в общую систему.

Анализ работы образовательных учреждений, использующих технологию дистанционного обучения, показывает, что за счет мотивированного самообразования можно получить результаты более значимые по сравнению с аудиторной формой проведения занятий: лица, испытывающие потребность в получении новых знаний и имеющие доступ к качественным информационным ресурсам, могут учиться самостоятельно, даже если появляется необходимость получения дополнительных консультаций. Очевидно, что данная ситуация применима не только к вузовскому обучению, но в большей степени к системе повышения квалификации.

Исследователи указывают на то, что в процессе развития и интеграции отечественной системы в глобальное образование необходимо диверсифицировать структуру образовательных программ: это дает возможность каждому построить ту образовательную траекторию, которая наиболее полно соответствует его образовательным и профессиональным способностям. Именно таким образом можно создать содержательную основу для перехода от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование для всех». Мы согласны с утверждением специалистов, что дистанционное обучение является эффективным средством реализации данного принципа, способствующего переходу на новые обучающие технологии без разделения на очное и заочное обучение.

Литература

  1. Горохов В.А., Коханова А.Л. Основы непрерывного образования в СССР.  М.: Высшая школа, — 1987. —  420 с.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. — М., 2000.
  3. Пузиков В. Инвестиционный потенциал образования // Высшее образование в России. – 2001. – №2.