sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ПРОБЛЕМА КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ ЕЁ АКТУАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ

Матасова Инна Леонидовна

Самарский филиал Московского городского педагогического университета

Тенденции развития современного общества имеют преимущественно техногенный характер. Современный мир построен на базе компьютерных электронных систем, которые проникли фактически во все сферы деятельности человека.

Основным элементом техногенного развития человечества является компьютер. Именно это устройство сегодня решает бесконечное множество поставленных человеком задач. Уже сейчас гораздо сложнее найти работу тем, кто не владеет компьютерной грамотностью, поэтому человек с малых лет учится работать с компьютером.

Однако существующее положение вещей приводит к тому, что в обществе формируется целый класс людей - компьютерных фанатов. Единственной ценностью для них является компьютер и все, что с этим связано. Учитывая то, что количество людей, попадающих в эту зависимость, растет с каждым днем, этот вопрос требует изучения со стороны психологической науки.           

 В психологии и смежных отраслях знания — психиатрии, медицинской (клинической) психологии — зависимости разного рода обозначаются термином «аддикция» (от addiction — порочная склонность, приковывание, порабощение) [1, С.32].

Под аддикцией, или аддиктивной формой поведения, понимается особая, порабощающего характера поисковая активность человека, как правило, отрицаемая самим ее носителем [2, С.12].

Эта специфическая активность пробуждена мотивом достижения определенного эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе, которого иным путем такой человек пережить, в силу различных причин, не в состоянии [3, С.94].

До сих пор в психологической литературе не существует единого мнения по поводу соотношения понятий зависимости и аддикции: одни авторы понимают аддикцию как заболевание, а зависимость как сопутствующие формы поведения, другие придерживаются противоположного мнения, третьи не различают данные термины. В данном случае мы не будем разделять понятия аддикции и зависимости, понимая под этим психологическое заболевание, характеризующееся стремлением ухода от реальности путём достижения особого эмоционального состояния и посредством действий, направленных на определённый предмет [4, С.6].

Виды зависимостей различаются по «объектам», через которые индивид достигает определённого психо-эмоционального состояния, характеризующего этого индивида, как аддикта. Объектами могут выступать самые разные сферы реальности.

На сегодня выделены и описаны аддикции к употреблению разнообразных химических веществ (включая никотин, алкоголь, наркотики), к пище (переедание или упорное самоограничение), к деньгам (навязчивое накопление или трата). Существуют аддикции к определенным видам поведения — работе (трудоголизм), хобби (поглощенность поиском предметов коллекционирования), играм (азартным или компьютерным), Интернету («зависание» в глобальной информационной сети), экстремальным ситуациям с риском для жизни (целый ряд видов спорта), власти (рабская привязанность к поиску ситуаций, связанных с переживанием ощущения власти над людьми).

В этот же ряд отнесены различные зависимости, в которых объектом выступает другой человек. Иногда их обозначают единым термином «эмоциональная зависимость».

Не последнее место в перечне поведенческих видов зависимости занимает зависимость от компьютера, компьютерных игр и Интернета. Многие научные деятели не без основания считают, что любое человеческое увлечение в своих крайних формах позволяет говорить о развитии психологической зависимости.

Удивительным является тот факт, что зависимость от компьютеров проявляется на много быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления действительным компьютерным аддиктом.

 Перед индивидом открывается новый мир бесчисленного количества возможностей и интересов, который «отключает» его от реального мира, «переключая» на себя. Психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

По мнению Е.Н.Проценко [6] главным образом, зависимость от современных компьютерных технологий выражается в двух основных формах:

  1. 1.Зависимость от компьютерных игр.
  2. 2.Интернет-зависимость.

У этих двух форм есть как общие черты, так и отличия.

Общими чертами компьютерной зависимости является характерный ряд психологических и физических симптомов, тесно связанных между собой. Среди психологических можно отметить хорошее самочувствие или эйфория за компьютером; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером; ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности; проблемы с работой или учебой. К физическим относят  синдром карпального канала; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание, пропуск приемов пищи; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна.

Патологическое использование компьютера, возможно, не так опасно в своем влиянии на человека, как, например, алкоголизм или наркомания (химические зависимости). Однако очевидно, что компьютерная аддикция все же негативно влияет на личность человека.

Первое исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 1980-х годах английским психологом Subby R [7]. Исследование, осуществлялось посредством опроса и интервьюирования испытуемых; в нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Согласно этим исследованиям Subby R выделяет четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр.

1. Стадия легкой увлеченности: человек получает удовольствие, играя или занимаясь на компьютере, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что она носит ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сформирована и не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности: фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - компьютера. Время, проводимое за компьютером на этом этапе, принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.

3. Стадия зависимости: эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в компьютере на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности.Происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной (необходимость общения с единомышленниками, чаще компьютерными фанатами) и индивидуализированной. Для людей с индивидуализированной формой зависимости характерным является нарушение основной функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Если в течение какого-то времени такой индивид не имеет доступ к компьютеру, то начинает чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадает в депрессию.

4. Стадия привязанности: эта стадия характеризуется угасанием компьютерной активности человека.   Человек на этой стадии «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютеру не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного «Я», ухудшению психологического состояния, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Причину увлечённости компьютерными играми можно усмотреть в том, что события в компьютерных играх не повторяются и происходят достаточно динамически, а сам процесс игры непрерывен. До окончания любой игры существуют некие логические стадии, которые, по большей части, достаточно жестко завязаны друг на друге, что заставляет субъекта не отвлекаться, а воспринимать прохождение всей игры от начала до конца, как некий единый процесс. Полное погружение в игру создает эффект участия игрока в некой виртуальной реальности, в неком существующем только для него сложном и подвижном процессе. Именно это свойство компьютерных игр не позволяет аддикту, прервать процесс для выполнения каких-либо социальных обязательств в реальной жизни.

Увлечение компьютерными играми - это не пристрастие к какой-либо одной компьютерной игре, поскольку это скорее психологическая «цепная реакция». Пройдя одну игру в каком-либо жанре, который понравился больше всех, игроголик ищет другие игры этого же жанра, сделанные в идентичной стилистике и не уступающие по психологическому напряжению, а дальше - стремление пройти все игры этого типа, коих в данный момент на рынке огромное множество. Многие игры имеют совмещенные игровые жанры, что подталкивает аддикта к переходу к другим типам игр.

Зависимость от интернета, как и зависимость от компьютерных игр, является составляющей зависимости от компьютера в целом, т.е. от потребности взаимодействия с данным устройством в игровой, рабочей или исследовательской формах.

В общем виде интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» (Griffits, 1996) [5, С.42].

Термин «интернет-зависимость» предложил доктор Айвен Голдберг в 1996 году для описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет.

 Применяются наименования «зависимость от Интернета», или «Интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder, или IAD, Internet Behavior Dependency), а также «избыточное/патологическое применение Интернета» (Internet Overuse, Pathological Internet Use). Среди признаков Интернет-зависимости общего характера, приведённых выше, сюда может быть отнесён специфический: побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете  всё больше денег, не останавливаясь перед расходованием припасённых для других целей сбережений или накопление долгов.

Впервые научный подход к изучению феномена «интернет-зависисости» продемонстрировала Кимберли Янг в 1996 году, разместившая на одном из сайтов интернета оригинальный тест для выявления интернет-зависимых лиц. Согласно исследованиям Кимберли Янг [2] опасными сигналами (предвестниками интернет зависимости) являются: навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса он-лайн; увеличение времени, проводимого он-лайн; увеличение количества денег, расходуемых он-лайн.

Также К. Янг выделила в процессе исследования основные пять типов интернет-зависимости, которые выглядят следующим образом:

  1. 1.киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;
  2. 2.пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети, постоянные новые знакомства;
  3. 3.навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры (разновидность гемблинга), постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;
  4. 4.информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечные путешествия по Сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  5. 5.игровая зависимость - навязчивая игра в онлайновые компьютерные игры.

При вопросе: что же считать предметом психологической зависимости - компьютерные игры, интернет-сеть или саму виртуальную реальность,  психологи однозначно отвечают - виртуальную реальность. При возникновении сложностей или проблем аддикт всегда может выключить компьютер и абстрагироваться от того мира, в котором он только что пребывал, что невозможно в реальном мире.

Таким образом, проанализировав всё вышесказанное, можно отметить, что компьютеры стремительно внедряются в человеческую жизнь, занимая свое место в нашем сознании, а мы зачастую не осознаем того, что начинаем во многом зависеть от них. В этом смысле  задачей психологов становится не только теоретически обосновать проблему компьютерной зависимости, но и на практике создать комплекс профилактических мероприятий, призванных вернуть индивиду самозначимость, актуализировав ценность реального мира.

Литература:

  1. Shotton M. Co-Dependence. Misunderstood-Mistreated. – San Francisco: Harper Row, 1986.
  2. Москаленко В. Созависимость: характеристики и практика преодоления. http://www.narcom.ru
  3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В.Стратегии коррекции созависимости. Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. 2002.
  4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия.
  5. Griffite М., Friel J. Co-Dependency: Paradoxical Dependency. In Co-Dependency: An Emerging Issue. Pompano Beach, Fla.: Health Communications, 1984. – Р. 32.
  6. Проценко Е.Н. Программа курса аддиктологии (психологии зависимости) для школы добровольцев «Милосердие». М.:, 2003.
  7. Subby R. Inside the Chemically Dependent Marriage: Denial a. Manipulation. In Co-Dependency: An Emerging Issue. Pompano Beach, Fla.: Health Communications, 1984. – Р. 29.