sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Курбацкий Владимир Николаевич

Республиканский центр Интернет-образования (РЦИО), г. Минск

Инновационные процессы, происходящие сегодня в образовании, обуславливают необходимость подготовки учителя нового типа, способного работать в изменившихся условиях. Как правило, новое поколение учителей-предметников обретает навыки работы на компьютере, осваивает новейшие информационные и Интернет-технологии уже за школьной или студенческой скамьей, но то те, кто получал профессию учителя более десяти лет назад (а это те, кому сейчас  всего лишь за тридцать) в основном вынуждены постигать «компьютерную грамотность» самостоятельно. Например, в Республике Беларусь к 2006 году всего около 20% педагогов прошли повышение квалификации в области информационных в объеме 36 и более часов.

Методическая система повышения квалификации, разработанная и используемая в Белорусском Республиканском центре Интернет-образования (РЦИО) изначально основывалась на опыте применения методических систем Московского центра Интернет-образования и кафедры информационных технологий в образовании Республиканского института высшей школы Республики Беларусь. Согласно А.М.Пышкало [ ] под методической системой понимается совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения. Цель методической системы, применяемой в РЦИО - разрешение педагогической и управленческой проблемных ситуаций, когда в ходе образовательного процесса, при использовании образовательного ресурса, происходит передача определенных свойств (умения, владение, навыки) и управление передачей этих свойств учителю, определяющих квалификацию учителя в области информационных и Интернет-технологий, что, в конечном счете, дает возможность привить ученикам технологические навыки регулярного использования образовательного Интернета. Таким образом, одной из отличительных особенностей методической системы, применяемой в РЦИО, является то, что в результате их применения, кроме того, что педагог получает новые навыки, умения и знания, определяющие новый уровень квалификации педагога, на выходе создается новый образовательный ресурс в Интернете – выпускная работа педагога.

Программами РЦИО охвачены все категории работников среднего общего образования: от учебно-вспомогательного персонала школ до руководящих работников управлений и отделов образования. Но в основном программы повышения квалификации в центы ориентированы на учителей-предметников.

Входные знания и навыки слушателей курсов имеют значительный разброс. Эта проблема частично решается путем входного тестирования и формирования групп с равным уровнем исходных знаний. Для этого используется анкетирование слушателей на предварительном этапе, т.е. до начала формирования учебных групп. Обучение в центре ведется по блочно-модульной системе []. Такая организация учебного курса позволяет быстро составлять и приспосабливать программу курсов к потребностям определенной группы, в соответствии с  уровнем ее начальной подготовки и профессиональной ориентации. Во время обучения так же через анкеты анализируется качество подготовки слушателей, методика преподавания, новизна предлагаемого материала и степень его усвоения, что дает в дальнейшем возможность с учетом блочно-модульной системы при необходимости  оперативно корректировать программу и подбирать оптимальный преподавательский состав для данного курса.

Учебно-методические материалы также имеют блочно-модульную структуру. Одним из основных аспектов обеспечения качества практических занятий является наличие учебных материалов, позволяющих эффективно вырабатывать практические навыки. Сам процесс обучения в РЦИО делится на две части: инструментальную и содержательную. []

Во время инструментального цикла происходит процесс обучения слушателя работе с определенными технологиями. Учитель на этом этапе получает информацию об инструментах (технологиях), обретает навыки работы с ними, накапливает знания об этом инструменте для дальнейшего его применения и решения определенной педагогической или управленческой проблемы.

Затем начинается содержательный цикл. Слушатель применяет все свои навыки, умения и знания по применению технологий для создания своей выпускной работы. Во время этого цикла учитель-предметник, используя освоенные  технологии, ведет поиск, отбор, накопление и обработку информации для выпускной работы. Собранный и обработанный таким образом материал затем, оформляется опять же при помощи соответствующих технологий в готовую выпускную работу.

Для обучения слушателей используются такие формы занятий, как лекции, практические занятия, контролируемые самостоятельные работы и самостоятельные работы. Во время инструментального цикла каждая тема обычно начинается лекцией, где даются теоретические основы использования определенных технологий, а затем идут практические занятия, на которых учителя осваивают навыки и умения применения данных технологий за компьютером. В содержательном цикле в основном применяются формы самостоятельной работы в процессе которых слушатели набирают текстовую информацию, сканируют текстовые материалы и фотографии, подготовленные для работы, и преобразуют их в электронную форму и ведут поиск информационных Интернет-ресурсов, а затем под руководством опытного преподавателя слушатель преобразует весь подготовленный материал в учебную презентацию или  Web-представление.

Благодаря применению методической системы повышения квалификации, применяемой в РЦИО, в год могут пройти обучение около тысячи педагогов и параллельно создаются уникальные образовательные ресурсы, к которым организован доступ через Интернет. Около тысячи завершенных выпускных работ размещены сегодня на Web-сайте центра и более двух с половиной тысяч хранятся в базе выпускных работ на сервере и доступны для всех слушателей РЦИО.

Литература:

  1. Курбацкий В.Н. Информационные ресурсы технологий Интернет-образования, В сборнике Материалы II научно-практической конференции «Управление информационными ресурсами». Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004, с.25-28
  2. Гринчук С.Н., Троян Г.М. Применение блочно-модульной обучения для организации учебного процесса в Республиканском центре Интернет-образования (Республика Беларусь).