sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА: МОТИВАЦИЯ И МОДЕЛИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
 Лазарев М. Л.
Россия, г. Москва, научный Центр восстановительной медицины и курортологии Министерства здравоохранения и социальной работы Российской Федерации

Для понимания места и роли мотивации здорового поведения в жизни ребенка целесообразно вспомнить широко употребляемый термин «здоровый образ жизни». Основными составными частями («тремя китами») данного понятия, с нашей точки зрения, являются:

  • психологические факторы, влияющие на здоровье (мотивация, эмоции, самосознание и др.);
  • здоровое поведение (культура отношений между людьми, культура поведения на природе, культура питания, культура потребностей и чувств, культура гигиены и закаливания, культура организации биоритмов жизнедеятельности (режим дня), культура быта, культура отдыха, культура умственной деятельности, культура физической деятельности, культура самооздоровления, культура самолечения);
  • социально-бытовые условия (временные и финансовые возможности, быт, семейные условия, наличие специального оборудования и т.д.).

 Безусловно, каждый из вышеперечисленных факторов оказывает свое влияние на здоровый образ жизни. Но каков же удельный вес именно мотивации в общей структуре этих факторов? Следует признать, что данный вопрос не является глубоко изученным, хотя примерный удельный вес общих факторов, влияющих на здоровье человека, достаточно хорошо известен: медицина - 15%, наследственность - 15%, экология - 20%, здоровый образ жизни - 50% (Разумов АН., 1996). Наши многолетние исследования вопросов, связанных со здоровьем детей на разных стадиях онтогенеза, показывают, что мотивация здорового поведения в структуре факторов, влияющих на здоровый образ жизни, занимает не менее 50% (условия жизни - около 15%, поведение - около 30%, другие психологические факторы- 10%).

 Детальное рассмотрение самой мотивации здорового поведения открывает множество аспектов этого понятия (возрастной, физиологический, психологический, социальный, культурологический, техногенный, экологический, национальный, религиозный, профессиональный, семейный и др.). Видя, что мотивация занимает такое важное место в формировании здорового поведения, и, зная о существовании ее разновидностей, по меньшей мере, было бы не профессионально относиться к мотивации, как к чему-то вторичному. Как же на самом деле обстоят дела с формированием мотивации здорового поведения, или, по крайней мере, с учетом этого фактора при организации процессов, влияющих на здоровье детей?

 Ответ на этот вопрос вряд ли может быть утешительным. В большинстве программ, посвященных здоровому образу жизни, вообще не уделяется место данному вопросу. Считается очевидным, что для того, чтобы потребитель смог приступить к осуществлению программы оздоровления, достаточно подробно изложить ее механизмы и методы. Неутешительная статистика, связанная со здоровьем детей и их родителей, показывает обратное. Возникла огромная дистанция между потоком информации, связанным с оздоровлением, и реальной оздоровительной деятельностью населения.

 Каковы же пути преодоления этой дистанции, пути решения этой столь актуальной и фундаментальной проблемы? Одним из вариантов ее решения является разработанная нами на основании 20 - летнего исследования новая область педагогики - «сонатал-педагогика». По нашему определению, сонатал-педагогика (от лат. sonus - звук и natal - рожденный) - это педагогика здорового поведения, опирающаяся на особое межфункциональное образование - интеллект развития, сформированный в пренатальном возрасте с использованием музыки.

 С нашей точки зрения, процесс формирования мотивации здорового поведения, заложенный в основу этой педагогики, играет роль методологического стержня, позволяющего соединить различные подходы в области оздоровления в единую программу, наблюдать и корректировать всю линию развития ребенка на всех этапах детского онтогенеза. Без подобного стержня возникает опасность как перегрузки ребенка оздоровительными мероприятиями, так и несогласованности различных оздоровительных методик и подходов в пренатальном, раннем, дошкольном и школьном возрастах.

 Для реализации идей, заложенных в сонатал-педагогику, мотивационные процессы, происходящие в онтогенезе, были условно распределены на следующие группы: витальная мотивация (пренатальный возраст), физиологическая мотивация (ранний возраст), познавательно-игровая мотивация (дошкольный возраст), познавательно-учебная мотивация (младшая школа), коммуникативно-ролевая мотивация (средняя школа), коммуникативно-семейная мотивация (старшая школа), профессионально-трудовая мотивация - взрослый возраст. При выделении данных видов мотивации здорового поведения были учтены положения разработанной в отечественной психологии теории деятельности (Леонтьев А.Н.), с выделением специфики ведущей деятельности в различные периоды детства (Л.С.Выготский). Учитывались также те реальные интегрированные проблемы, с которыми сегодня сталкивается медицина, педагогика и психология детских возрастов. Среди основных психофизических социальных проблем детского онтогенеза были выделены следующие: гипоксия и нейрорегрессия (пренатальный возраст), функциональная незрелость (0-3 года), функциональное рассогласование (3-7 лет), функциональная депрессия (7-10 лет), задержка идентификации личности (10-14 лет), семейно-ролевая незрелость (14-18 лет), несформированность функционально-профессионального профиля личности (18 лет и старше). Вся линия формирования мотивации здорового поведения в онтогенезе была названа мотивационной осью здоровья.

 Алгоритм формирования каждого из звеньев мотивационной оси здоровья имеет в онтогенезе свою специфику. Кратко эта специфика может быть представлена следующим образом: пренатальное звено: дыхание - звук - движение; раннее звено: звук - образ - движение; дошкольное звено: песня - сказка - конструктивный урок - игра - факультатив (с акцентом на игру); звено младшей школы: песня - сказка - конструктивный урок - игра - факультатив (с акцентом на конструктивный урок); звено средней школы: песня - игры здоровья - летний лагерь здоровья - клуб юных учителей здоровья (с акцентом на клуб); звено старшей школы: песня - игры здоровья - психологический тренинг - школа будущих родителей (с акцентом на школу будущих родителей). Все представленные выше звенья мотивационной оси здоровья направлены на формирование у ребенка особого вида жизнедеятельности, названной здоровьеразвивающей деятельностью, которая имеет следующее определение:

 Здоровьеразвивающая деятельность - это особая жизнедеятельность ребенка, направленная собственной мотивацией на профилактику основных онтогенетических проблем и повышение уровня своего здоровья.

 Хотя целью данного доклада является описание проблем, связанных с мотивацией здорового поведения, нельзя не коснуться вопроса об удельном весе и месте здорового (здравого - в разговорной лексике) мышления в структуре здорового поведения. По нашей терминологии, здоровое мышление -интеллектуальный процесс, построенный на базе морально-нравственной, физической и экологической культуры человека (ребенка), направленный на оптимизацию своей жизни, жизни окружающих людей и среды обитания. С учетом того, что по данным различных авторов, поведение человека на 30-50% предопределяется его мышлением (остальные 50% занимают потребности), можно с уверенностью говорить о том, что формирование здорового поведения невозможно без формирования здорового мышления. Возникает вопрос, а где может и должен происходить процесс формирования этого мышления? На первый взгляд, может показаться, что этот вопрос происходит везде и постоянно. Можно было бы с этим согласиться, если бы реальная жизнь полностью не опровергла этот тезис. В силу того, что для формирования этого процесса требуется очень много времени и специальных педагогических действий, предполагается участие в нем профессионалов. Единственным профессионалом, длительно работающим с ребенком, является учитель (воспитатель) школы. Именно поэтому школа и должна взять на себя всю ответственность за формирование у ребенка здорового мышления. Обеспечение именно этого процесса и должно стать главной задачей школы. Представляется также очевидным, что школа должна обеспечить условия для развития и других функций организма ребенка.

 Как же все происходит на самом деле? В качестве одного из примеров, показывающих влияние реальных проблем каждого периода онтогенеза на специфику звеньев мотивационной оси здоровья и процессы формирования здоровьеобразуещей деятельности, опишем проблемы младшей школы. По данным некоторых авторов (Малюков А.В. и др.), наиболее драматическим феноменом младшей школы, связанной с развитием школьника, является угасание эмоциональной сферы на фоне повышения уровня интеллектуального развития.

 Другими авторами отмечено постепенное угасание двигательной сферы и иммунного статуса. Весь этот процесс можно охарактеризовать, как процесс полифункциональной депрессии на фоне монофункционального (интеллектуального) развития. Представляется очевидным, что программа, направленная на формирование здоровья ученика младшей школы, должна прежде всего учитывать эти здоровьеразрушающие факторы, предопределяющие глубинную мотивацию в оздоровлении у самих младших школьников.

 Можно ли попытаться на уровне первичной оценки замерить уровень мотивации здорового поведения, чтобы прогнозировать и корректировать процессы здоровьеразвивающей деятельности?

 В виде упрощенной системы оценки уровня мотивации, пригодной для использования как специалистами, так и родителями, включая самих детей, нами предложена десятибальная шкала мотивации: разнообразие оздоровительных процедур - 0-2 балла; регулярность оздоровительных занятий - 0-2 балла; длительность оздоровительного процесса - 0-2 балла; качество оздоровительных занятий - 0-2 балла; эффективность оздоровительных занятий - 0-2 балла. Результаты измерения по данной шкале выглядят следующим образом: 9-10 баллов - очень высокая мотивация; 7-8 баллов - высокая мотивация; 5-6 баллов - средняя мотивация; 3-4 балла - низкая мотивация; 1-2 балла - очень низкая мотивация.

 Подобная шкала позволяет корректировать процесс оздоровления с учетом мотивационного основания.

 Реальной социальной моделью по организации процесса формирования мотивации здорового поведения в рамках сонатал - педагогики можно считать модель, созданную с 1995 года в городе Набережные Челны республика Татарстан (Челнинская модель школы здорового ребенка - ЧМШЗД). В этом городе проведена апробация всех звеньев разработанной с нашей помощью программы управления процессами формирования здоровья детей от зачатия до старших классов школы. В качестве подтверждения эффективности подходов к управлению процессами формирования здорового поведения ребенка, начиная с пренатального возраста, приведем лишь некоторые данные. На Республиканской конференции «Новые технологии в перинатологии. Дородовая педагогика», проходившей 24-25 сентября 1998 г. в г. Набережные Челны было отмечено, что применение метода «Сонатал» одновременно во всех детских поликлиниках и женской консультации города позволило значительно снизить младенческую смертность (1996 - 18 промилей; 1997-11,5 промилей; 1998-10,8 промилей), заболеваемость в перинательном периоде и в возрасте до 1 года.

 Выявлено влияние метода на состояние здоровья беременной женщины, заболеваемость в течение беременности, а также длительное сохранение лактации. Средние показатели психомоторного развития детей 1-го года жизни, прошедших дородовую музыкальную стимуляцию по методу «Сонатал», оказались выше соответствующих норм в России.

 Все мамы отмечали близкую духовную связь с ребенком, повышение его музыкальности, доминирование положительных эмоций и повышение обшей творческой активности детей.

 В качестве резюме можно сказать, что процесс формирования здоровья детей - это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. Только при организации всей последовательной цепочки оздоровительных мероприятий, с учетом специфики каждого периода детского онтогенеза, и, только опираясь на мотивацию здорового поведения ребенка, можно достигнуть успеха в этой работе.