sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕГИОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Климина Л.В.

Россия, Самара, государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО)

Проблема повышения качества подготовки педагогов, соответствующего запросам современной жизни, является важнейшей в стратегии модернизации современной российской системы образования и предметом изучения педагогов (И.П. Волков, И.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин и др.). Анализ общетеоретических подходов к пониманию термина «квалификация» (С.Я. Батышев, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, Г.Н. Сериков) выявил доминантные позиции понятий «уровень» (степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации), «качество» (интегрированное новообразование на основе синтеза содержания образования, технологий, компетентностей), «вид профессиональной обученности» (установлен видом деятельности и квалификационными характеристиками). Повышение квалификации трактуется с позиций организационно-деятельностной компетентности (Э.М. Никитин, П.Г. Щедровицкий) как способность не выполнять, а квалифицировать собственную деятельность; субъект-субъектных отношений образования, в процессе осмысления которых собственная жизнедеятельность превращается в предмет «практического преобразования» посредством реализации компетентностного подхода с ведущей идеей интегративной природы, которая вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (Л.В. Бех) [2, с.50-51], поликультурного взаимодействия участников образовательного процесса (С.А. Зенкина, Ю.В. Карпова и др.). Анализ диссертационных исследований (И.В. Бабенко, Т.Ф. Борисовой, С.А. Завражина, Р.А. Исламшина, А.Г. Козловой, В.П. Комарова, Н.Е. Костылевой, О.И. Понамаревой, В.К. Шаповалова и др.) свидетельствует о том, что вопросы подготовки педагогов в целом, и педагогов дошкольных образовательных учреждений в частности, к деятельности в условиях Федеральных требований не получили достаточного освещения. Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют идеи М.М. Бахтина, В.С. Библера, В.Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других. Установлено, что в изменившихся и непрерывно изменяющихся социально-экономических условиях стала четко проявляться ориентация системы повышения квалификации педагогов на образовательные потребности не столько государства и общества, сколько, прежде всего, самого педагога. Это обуславливает расширение рынка образовательных услуг и объективную необходимость создания вариативной индивидуализированной системы предоставления педагогу возможности получения такого дополнительного образования, которое способствует повышению его профессиональной квалификации, обогащению его профессионально-личностного своеобразия и конкурентоспособности.
Процесс повышения квалификации педагогов является возможностью для удовлетворения потребностей педагогов в обновлении теоретических и практических знаний о новейших достижениях в отечественном и зарубежном профессиональном опыте (С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Ю.К. Кулюткин, Н.Л. Лесохина, Э.М. Никитин, А.П. Ситник и др.). Квалификация педагогов дошкольного образования отражает уровень подготовленности к осуществлению педагогического процесса в рамках дошкольного образовательного учреждения и реализации традиционных функций (развивающей, образовательной, воспитательной). Под региональной системой повышения квалификации понимаем модель образовательного пространства, обеспечивающую эффективное обеспечение использования образовательных ресурсов в масштабах территориально организованной системы образования.
Процесс регионализации охватывает все сферы мировой экономики: движение капитала, знаний, информации обуславливает возникновение и развитие новых институционных форм, отвечающих роли регионов в процессе принятия решений. Феномен регионализации системы образования объясняется объективным существованием региона как сложившегося объекта управления, распределением бюджетных средств на региональном уровне, спецификой культурных традиций и особенностей производственно-экономической и социальной сфер жизнедеятельности региона, необходимостью учитывать сложившиеся традиции в сфере образования, потенциал научно - педагогических и инновационных школ как интеллектуального ядра региональной системы образования, потребности регионального рынка труда, наличие регионального компонента содержания дошкольного, школьного и профессионального образования [3; с.154].
Регионализация образования – это один из инструментов его демократизации и гуманизации, способствующий постепенному формированию региональных образовательных систем, которые ориентированы на максимальное раскрытие образовательного потенциала личности (гуманистический подход). Итогом регионализации является система образования, оптимально отражающая особенности образовательной ситуации каждого региона Российской Федерации. Образование в регионах отличается своеобразием целей, задач, содержания, структуры, материальным обеспечением и результатами деятельности. Многофункциональная значимость процесса регионализации проявляется в многообразии влияний на состояние, деятельность, развитие образования, то есть на такие компоненты, как формы организации, методы и результаты образовательного процесса, физическое и психическое здоровье участников образовательного процесса.
В настоящее время ступень дошкольного образования является одним из главных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающим ни одной из последующих ступеней. В этой связи в последние годы происходит целый комплекс инновационных изменений применительно к разным уровням организации региональной дошкольной образовательной системы: на социальном уровне — трансформация статуса некогда единого «общественного дошкольного воспитания» в неоднородный институт — «дошкольное образование». Интенсивно развивается сеть негосударственных дошкольных образовательных учреждений, дошкольное воспитание превращается в открытую систему, которая призвана оперативно реагировать на запросы общества. На организационном уровне — замена унифицированного «детского сада» разными видами и типами дошкольных учреждений (ДОУ), попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования за счет создания учебно-воспитательных комплексов «Школа — детский сад», «Центров развития», открытия дошкольных групп на базе школ и др. На программно-методическом уровне — тенденция дополнения (а зачастую и замены) типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, организационно-управленческого и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, разработка и внедрение интегрированных программ и здоровьесберегающих образовательных технологий, интенсификация психологического сопровождения образовательного процесса.
Современное дошкольное образовательное учреждение является сложной социально-педагогической системой (Т.М. Давыденко, Т.И. Шамова), носящей инновационный характер, обеспечивающей условия для самосовершенствования всех субъектов образовательного процесса и обладающей горизонтальным, корпоративным принципами управления и спецификой регионализации (К.Ю. Белая) [1]. Дошкольное образование направлено на развитие общей культуры, физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии детей [4], что определяет функции и цели региональной системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования.

Таблица
Функции и цели региональной системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования
Основные функции региональной системы повышения квалификации педагогов дошкольного образования
Цели повышения квалификации педагогов дошкольного образования
Обучающая (ФГТ) Овладение новыми знаниями о принципах, средствах, формах реализации ФГТ в системе дошкольного образования
Правовая Овладение знаниями нормативных документов, опытом сопоставления и реализации требований нормативной базы системы дошкольного образования
Методологическая Овладение методологическим и понятийным аппаратом
Методическая Овладение методическими приемами внедрения современных технологий работы с дошкольниками в образовательный процесс ДОУ
Рефлексивная Оценивание результата внедрения современных технологий работы с дошкольниками в образовательный процесс ДОУ

Функции и цели системы повышения квалификации Самарской области обусловлены требованиями современного образовательного процесса и отражают необходимость реализации аксиологического и культуросообразного подходов, направленных на достижения гуманистических целей образования в контексте социокультурной ситуации с учетом общечеловеческих и профессиональных основ культуры, закономерностей развития личности. Аксиологический подход к образованию раскрыт в трудах Б.М. Бим-Бада, М.В. Богуславского, Б.З. Вульфова, Н.Д. Никандрова, З.И. Равкина и др. Педагогическая аксиология рассматривает понятие «человек» как высшую общественную ценность. Аксиологические характеристики педагогической деятельности отражают ее гуманистический смысл, ориентиры социальной и профессиональной активности, направленность на достижения гуманистических целей и зависят от политических, социальных, экономических отношений в обществе.
Чтобы обеспечить восхождение человека к общечеловеческим и профессиональным ценностям, образование должно быть культуросообразным (Е.В. Бондаревская). Культуросообразный подход определяет приоритетным технологический аспект образования, понимание культуры как специфического способа человеческой деятельности. Освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов практической деятельности и наоборот. Культуросообразый подход к образованию (А.Г. Асмолов, М.В. Богуславский, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Н.Б. Крылова, В.М. Розин и др.) представляет образования как творение себя в процессе взаимодействия с системами культурных ценностей. Культуросообразный подход в методологической осмыслении позволяет рассматривать процесс повышения квалификации педагогов дошкольного образования в контексте социокультурной ситуации с учетом общечеловеческих и профессиональных основ культуры, закономерностей развития личности.
Возможность обеспечения указанных подходов может быть осуществлена с помощью деятельности разнопрофильных специалистов дошкольной сферы образования. На основе этого современные типовые штатные нормативы численности работников ДОУ установлены с учетом обеспечения условий всестороннего развития детей в коррекционных и общеразвивающих группах. Высшие и средние профессиональные учебные заведения Самарской области вынуждены учитывать данный факт и готовить педагогов дошкольного образования в рамках широкого спектра специальностей: «Дошкольная педагогика и психология», «Педагогика и методика дошкольного образования», «Логопедия», «Социальная психология», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Физическая культура», «Иностранный язык» и пр. Однако проблема обновления содержания профессионального образования в Самарском регионе на сегодняшний день не решена: реализация устаревших учебных планов (направленных на формирование ЗУН в рамках ДОУ, а не интегративных качеств детей (ФГТ)), в институтах и педагогическом колледже тормозит процесс внедрения ФГТ в Самарском регионе.
Общее количество образовательных учреждений Самарской области, реализующих основную программу дошкольного образования, – 861. Из них бюджетных - 792, автономных – 55, казенных – 9. Общее количество педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, – 11.117 человек. Среди них музыкальных руководителей – 963 человека, инструкторов по физической культуре - 539 человек, учителей-логопедов – 544 человека, педагогов–психологов – 384, учителей–дефектологов – 133, инструкторов по изобразительной деятельности – 39 человек. Мониторинг уровня подготовки педагогов к изменению позиции во взаимодействии с детьми показал, что признать самостоятельную роль детской игры способны 40% педагогов ДОУ, ориентированы на инициативное поведение – 48%, признают право за детьми на свободный выбор - 49%, в то время, когда приоритетное влияние свободной выбора ребенком вида деятельности признано ведущими отечественными педагогами и психологами (Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, А.Н. Леонтьев, Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова, Д.Б. Эльконин и др.) и рекомендуется нормативной базой современного дошкольного образования. Таким образом, среди основных проблем системы дошкольного образования Самарского региона выявлена недостаточная готовность педагогических кадров к пониманию изменения роли воспитанников в образовательном процессе (перехода от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям), проявлению ими инициативы и самостоятельности. Наличие педагогов, не имеющих базового образования, осложняет данную ситуацию. Проблема отсутствия выпускников высших и средних специальных профессиональных учреждений региона, способных работать в соответствии с новыми требованиями государства, определяет условия, при которых система повышения квалификации вынуждена брать на себя обучающую функцию.
В последние годы в Самарской области распространяются альтернативные формы дошкольного образования (клубы раннего развития детей, мини-детские сады и т.п.). Это связано, прежде всего, с нехваткой мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях. Однако сегодня отсутствуют даже минимальные требования к организации образовательного процесса для альтернативных образовательных организаций, методической обеспеченности, подготовке кадров.
Значительной проблемой системы дошкольного образования региона является кадровая проблема, а именно – старение педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. За последние 6 лет доля работников этой категории до 35 лет снизилась с 49% до 38%, соответственно значительно выросла доля педагогических работников старше 50 лет: с 12% до 18%. Актуальность проблемы старения кадров в том, что заболеваемость педагогов в силу возраста выше; доля педагогов данной возрастной категории, посещающих курсы повышения квалификации, значительно ниже в сравнении с категорией работников до 35 лет; возможен одномоментный уход большого числа педагогов данной категории на заслуженный отдых.
В Самарской области подготовку специалистов для учреждений дошкольного образования ведут 3 учреждения высшего профессионального образования (125 выпускников в год) и 4 учреждения среднего профессионального образования (314 выпускников в год). Этого недостаточно для укомплектования штатных единиц функционирующих ДОУ. Этим объясняется значительная доля практикующих педагогов без специального образования в детских садах области. 25,02% педагогов Самарской области имеют высшую аттестационную категорию, 7,19% - первую, 20,09% - вторую аттестационную категорию, у 27,7% педагогов аттестационная категория отсутствует, 42% педагогов закончили высшее педагогическое образовательное учреждение, из них 19,23% - вуз дошкольного направления. 57,75% имеют среднее специальное педагогическое образование, из них 41,67% - дошкольное среднее специальное. 6% педагогов реализуются в педагогической профессии без базового образования.
Объективными негативными характеристиками региональной системы дошкольного образования являются: недостаточное количество выпускников вузов и колледжей дошкольного профиля; старение педагогических кадров системы дошкольного образования; отсутствие в учебных планах профильных образовательных учреждениях программ, реализующих личностно-ориентированные технологии, недостаточная готовность педагогических кадров к пониманию изменения роли воспитанников от субъект-объектной к субъект-субъектной; отсутствие требований к подготовке кадров для альтернативных форм дошкольного образования (клубов раннего возраста, мини-детских садов и пр.). Решить все перечисленные проблемы призвана региональная система повышения квалификации.
Центральным учреждением, осуществляющим адаптацию педагогов Самарской области к современным требованиям общества и государства на региональном уровне, является государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО).
Эффективная деятельность системы образования в современных условиях возможна при специальных формах отношений с заказчиками услуг, отношений, которые включают основные механизмы рыночной организации, конкуренцию и диктат потребителя. Новые экономические отношения в сфере образования реализуются в финансировании не учреждений, а потребителя услуг. Материальные средства следуют за потребителем, финансируя результат обучения. Профессорско-преподавательским составом СИПКРО разработана модель повышения квалификации на основе Именного образовательного чека. Именной образовательный чек (ИОЧ) – документ, подтверждающий право его обладателя на финансово-гарантированное один раз в пять лет повышение квалификации по выбору в одном или нескольких образовательных учреждениях высшего или дополнительного профессионального образования. Основная цель введения данной модели – достижение максимальной эффективности профессионального развития педагогов при ограниченности материальных и финансовых ресурсов [5, c.3].
Система повышения квалификации на основе ИОЧ способствует:
-интеграции усилий всех субъектов профессионального образования: педагогов, образовательных учреждений, органов управления образованием – что содействует повышению качества профессионального развития педагогов;
-реализации новых возможностей демократизации системы образования за счет переноса центра внимания на интересы конкретной личности педагога;
-развитию рынка образовательных услуг на основе конкурентной среды в сфере дополнительного профессионального образования;
-формированию позиции педагога как реального заказчика содержания и форм своего профессионального совершенствования, что способствует повышению ответственности за результаты своего обучения;
-решению вопроса эффективного использования бюджетных средств за счет целевой оплаты образовательных услуг [5, c. 4].
Повышение квалификации педагогов дошкольного образования на основе Именного образовательного чека позволяет компенсировать индивидуальный запрос каждого слушателя посредством выбора тематики программы вариативного блока. Чек заполняется в одном образовательном учреждении, то есть открывается возможность отследить практическую направленность деятельности педагогов в условиях реализации профессиональной деятельности на местах. В процессе повышения квалификации реализуется личностно-ориентированный подход к обучению каждого слушателя: длительное общение преподавателя с педагогом ДОУ позволяет на занятиях обыгрывать ситуации из жизни конкретного дошкольного учреждения, практические находки отдельно взятого педагога.
Таким образом, организационно-педагогическим механизмом системы повышения квалификации работников образования Самарского региона является информационно-образовательный системный блок, в структуру которого входят: а) Именной образовательный чек как государственный гарант реализации педагогом собственного образовательного маршрута; б) информационная компонента, позволяющая изучить образовательные потребности педагогов, оценить возможности их удовлетворения и помочь каждому выбрать сроки, форму, содержание и место повышения квалификации; в) содержательная компонента, задающая цели, содержание и педагогические технологии обучения в системе повышения квалификации; г) мониторинговая компонента, позволяющая оценить уровень подготовки педагогов на входе и выходе индивидуализированной системы, отсроченные результаты повышения квалификации. Модель системы повышения квалификации на основе ИОЧ стала доминирующей в образовательных учреждениях Самарской области, реализующих программы повышения квалификации. Главенствующие позиции такой модели законодательно закреплены Министерством образования и науки Самарской области и отражены в Положении об Именном образовательном чеке на повышение квалификации работника образования.
Региональная система повышения квалификации обеспечивает эффективное использование ресурсов, ориентирована на местные рынки труда, предусматривает механизмы реализации принятых государственных решений в сфере образования, позволяет государству обеспечить эффективность использования ресурсов для реализации прав граждан на образование. В соответствии с Положением об ИОЧ, полный курс повышения квалификации работника образования предусматривает инвариантную и вариативную части, в общем объеме не менее 144 часов. Учебные программы двух вариативных блоков, объемом не менее 36 часов каждый, учреждения Самарской области, занимающиеся повышением квалификации, разрабатывают самостоятельно.
Модель процесса профессионального развития педагога в индивидуализированной (ИОЧ) системе повышения квалификации основывается на комплексе взаимосвязанных дидактических принципов научности, связи теории и практики, системности, комплексных межпредметных связей, стадийности, преемственности, интеграции и дифференциации, целеполагания и задает цели, содержание повышения квалификации и педагогические технологии активного обучения в их органичном сочетании с традиционными.
Содержание процесса повышения квалификации в Самарском регионе определяется стандартами образования, индивидуальными потребностями и возможностями педагога. Индивидуализированная система повышения квалификации приводит к усилению мотивации профессионального саморазвития педагога, так как он становится субъектом выбора собственного образовательного маршрута. Совокупность образовательных потребностей педагогов, работников управления образованием выступает основным системообразующим фактором индивидуализированной системы (ИОЧ) повышения их профессиональной квалификации. Вариативная часть чека предлагает множественный выбор тематики и содержания программ повышения квалификации обладателями ИОЧ и обеспечивает реализацию функций профессиональной деятельности педагогов ДОУ в соответствии с современными требованиями государственной политики в области образования. Вариативный блок «Использование новых программ и педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста» раскрывает содержание и основные положения Федеральных государственных требований к общеобразовательным программам дошкольного образования, знакомит с характеристиками технологий обучения и воспитания, игровыми технологиями как приоритетными в системе современного дошкольного образования. Вариативный блок «Обновление содержания работы с детьми дошкольного возраста» раскрывает современные концепции дошкольного образования, основные направления, специфику программно-методического обеспечения дошкольного образования, содержание обновленных программ дошкольного образования). Вариативный блок «Формирование здорового образа жизни дошкольников» актуализирует сущность здорового образа жизни как основы формирования индивидуального здоровья дошкольников, предоставляет систему мониторинга состояния здоровья, анатомо-физиологических и психофизиологических особенностей разнополых детей дошкольного возраста, демонстрирует взаимосвязь здоровья и состояния окружающей среды, предоставляет принципы организация жизнедеятельности дошкольников). Содержание вариативного блока «Формирование основ речевой и языковой культуры у детей дошкольного возраста» определяет лингвистические и психологические закономерности развития речи детей, знакомит с современными методиками и педагогическими технологиями развития речи детей, программно-методическим обеспечением по проблеме «Речевое развитие дошкольников». «Эмоциональное развитие ребенка в рамках дошкольного образовательного учреждения» предоставляет теоретические основы работы с эмоциональными состояниями в дошкольном возрасте, педагогические условия формирования эмоциональной сферы детей в дошкольном образовательном учреждении, раскрывает процесс развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в рамках дошкольного образовательного учреждения, объясняет процесс формирования инициативного, самостоятельного, нравственно ценного поведения мальчиков и девочек. Вариативный блок «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ» выявляет приоритетную нагрузку игровых технологий в дошкольном образовании, сценарно-режиссерские основы игровой деятельности дошкольников, технологии руководства и развития сюжетно-ролевых и конструктивно-строительных игр, роль использования игрушки, дидактической игры как игровой педагогической технологии в образовательном процессе ДОУ, транслирует социоигровые технологии в ДОУ и организацию предметно-игровой среды ДОУ. Блок «Обновление содержания работы по музыкальному воспитанию детей в ДОУ» знакомит слушателей с современными программами дошкольников, современными результатами исследований технологий музыкального воспитания дошкольников, предоставляет пакет мониторингового сопровождения процесса развития музыкальных способностей детей. Содержание вариативного блока «Ресурсы семейного воспитания дошкольников» характеризует семью как социальный воспитательный институт, определяет условия успешности воспитания детей, предоставляет классификации и типы детско-родительских отношений, знакомит с психолого-педагогические основами взаимодействия ДОУ и семьи.

Схема
Направления повышения квалификации (СИПКРО) педагогов дошкольного образования

2013-2

Региональная система повышения квалификации предоставляет педагогам дошкольного образования когнитивное, методическое, интерактивное, мониторинговое обеспечение и возможность презентации профессионального опыта на региональном уровне. Ежегодные областные конкурсы «Воспитатель года» и «Детский сад года» определяют лучших профессионалов и дают возможность транслировать свои творческие находки на федеральном уровне.

Список использованных источников и литературы

1. Белая К.Ю. Система управления дошкольным образовательным учреждением / Автореф. дисс. на соисканиие ученой степени канд. пед. наук. – М.,1998. – 24 с.
2. Бех Л.В. Проектная деятельность дошкольных работников в процессе повышения квалификации как условие обеспечения качества образования: дисс. на соискание ученой степени канд. пед. наук. - Ростов на Дону, 2007. – 235 с.
3. Ефремова Л.И. Регионализация и глобализация образовательного пространства СНГ: социально-философский анализ: дисс. на соискание ученой степени канд. философ. наук. – М., 2010. – 167 с.
4. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
5. Носков И.А., Бельчикова Е.П., Матвеева Г.В. Повышение квалификации работников образования на основе именного образовательного чека. – Самара, 2004. – 92 с.