sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

А.З.Б.У.К.А. ДЕТСТВА
Н.С.Искрин
Россия, Самара, государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов Самарский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (СИПКРО)

Т.А.Чичканова
Россия, Самара, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» (ПГСГА)

Для всякой науки раньше или позже наступает момент,
когда она должна осознать себя самое как целое,
осмыслить свои методы и перенести внимание
с фактов и явлений на те понятия, которыми она
пользуется.
Л.С.Выготский
То, как общество воспринимает и воспитывает
своих детей – одна из главных характеристик культуры
в целом.
Ф.Ариес

Детство – явление парадоксальное: о его существовании знают все, оно – неотъемлемая часть жизни человека, но одновременно оно ни в одном из определений не отражено исчерпывающе. И это понятно – каждый из видов деятельности человека – наука, искусство, религия и т.д. – рассматривает свой особый предмет в рамках «пространства детства».
Внимание к проблемам детства актуализируется в контексте происходящих в государстве социально-экономических и политических изменений: в современных условиях социально-демог-рафических проблем, процесса раннего взросления, трансформации субкультуры детства, увеличения числа детей с проблемами в развитии изучение феномена детства должно выйти на комплексное рассмотрение. Феномен детства в начале XXI в. становится одним из приоритетных объектов общегуманитарных исследований: кардинальные изменения, происходящие за последние годы во взглядах учёных на природу детства, его фундаментальной ценности для будущей жизни человека, существенно повлияли на общественное сознание и вызвали потребность пересмотра научных концепций с междисциплинарных позиций. Сегодня очевидно, что метод использования средств какой-либо одной науки – психологии, физиологии, педагогики и др. уже малоэффективен. Он не отражает реальной целостности «детства» как предмета, который все более усложняется в ходе исторического развития. Мнения ученых совпали в понимании того, что «сегодня самый важный объект для страны – «детство», и «человек – единственная область вложения средств, где мы еще не опоздали» (А.Радченко).
Раздельное изучение детства в рамках психологии развития, социологии воспитания, культурной и психологической антропологии, истории литературы для детей и о детях, педагогики, педиатрии и других дисциплин дает ценную научную информацию. Но чтобы правильно понять и осмыслить эти факты, необходим широкий междисциплинарный синтез (И.С.Кон).
Именно такую цель – поиск оснований для междисциплинарного подхода к изучению феномена «детство» в условиях «живого» общения исследователей и практиков – и связанные с ней задачи ставит конференция «Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен».
Достижению цели служат как содержание основных направлений работы конференции (культурологическое, антропологическое, психолого-педагогическое, философское измерение детства, детство как объект здоровьесберегающих технологий и т.д.), так и форм ее проведения: научные доклады и сообщения; мастер-классы; свободный микрофон; работа круглых столов и дискуссионных площадок, профильных творческих групп по выявлению проблемных областей в пространстве детства и выработке конкретных коррекционных рекомендаций.
Конференция является частью проекта «А.З.Б.У.К.А. ДЕТСТВА», который предполагает в рамках годового цикла тематических (профильных) научно-практических мероприятий и в форме итогового форума с одноименным названием (ежегодно проходящим в октябре) пошаговое решение задачи поиска общих оснований для междисциплинарных исследований «пространства детства», комплексного изучения реальных процессов, происходящих в детской среде, переосмысления некоторых позиций во взаимоотношении мира взрослых и мира детства.
Именно поэтому проект называется «азбука» – как своеобразное отражение научного поиска мета-оснований – алфавита, азбуки, общего языка для всех участников проекта. В современных условиях накопления науками многочисленных фактов о человеке идея проекта соответствует потребности в разрушении ведомственных границ и специализации «не по наукам, а по проблемам» (В.И.Вернадский).
Оргкомитет проекта уверен, что его реализация позволит решить ряд практических задач, определить проблемные направления деятельности в области фундаментальных исследований, повысить уровень профессиональной подготовки практикующих специалистов и привлечь внимание к комплексному решению проблем «пространства детства» ученых различных областей, государственных, общественных организаций и коммерческих структур регионального и российского уровня.
К участию в проекте приглашаются научные деятели, руководители проектов в сфере образования, представители бизнеса в сфере услуг и товаров для детей, эксперты по региональному развитию, заинтересованные журналисты, специалисты в различных областях.
К проекту «А.З.Б.У.К.А. ДЕТСТВА» инициативная группа пришла через организацию научно-исследовательской деятельности профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов, педагогов и учащихся, воспитанников учебных заведений Самары, Костромы, Москвы, Челябинска, Мурманска, Санкт-Петербурга, ученых Поволжского отделения Научного совета РАН по истории социальных реформ, движений и революций, сотрудников Центра деловых коммуникаций «Ф1». Стали оформляться серии научных мероприятий и публикаций по их результатам.
Так, серия «Научные проблемы образования третьего тысячелетия» (с 2002 года) предоставляет молодым ученым возможность обсуждения актуальных проблем теории и практики образования – культурологии, философии, педагогики и психологии, истории, филологии, математики и других наук в рамках ежегодной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Особенностью тематики конференции является рассмотрение проблем образования с учетом современных подходов, взглядов, оценок и перспектив развития – участники публикуют данные своих диссертационных или целевых научных исследований. Содержание материалов отвечает ведущим тенденциям вузовской науки, которая сама является объектом внимания и со стороны ученых и органов образования всех уровней. Эта серия «подготовила» актив молодых участников будущего проекта, заинтересованных в многопрофильном исследовании «пространства детства».
Серия «Стратегия гуманитарного образования XXI века» (с 2007 года) предполагает работу в нескольких направлениях современного гуманитарного знания:
1. Гуманитарное измерение высшего образования (роль гуманитарного образования в современной системе образования, выявление инвариантного и особенного в региональном контексте; повышение качества гуманитарного образования; система образования глазами современного студента как потребителя (заказчика) образовательных услуг в гуманитарной сфере; мультимедийные, виртуальные технологии общения и образовательный процесс в гуманитарном вузе; научно-исследовательская деятельность молодых ученых (студентов, аспирантов) в гуманитарной сфере).
2. Социализация и социальность современного студента-гу-манитария (совершенствование механизма регулирования занятости специалистов с высшим гуманитарным образованием; роль студентов-гуманитариев в социокультурном и экономическом пространстве региона; профессиональное самосознание как условие профессионального становления будущего специалиста-гуманитария).
3. Практики гуманитарного образования (механизмы коррекции профессиональной подготовки специалистов-гуманитариев в контексте современных задач образования (региональный аспект); факторы социально-психологической адаптации студентов-первокурсников гуманитарных специальностей; задачи заочной формы образования и специфика организации учебного процесса в современном гуманитарном вузе; моделирование психолого-педагогических условий формирования будущего специалиста в пространстве вуза; анализ учебной и творческой мотивации современного студента гуманитарного вуза, совершенствование принципов профориентации; формирование компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности у студентов гуманитарных вузов).
Серия «Воспитание детей-сирот и детей с проблемами в развитии: опыт, проблемы, решения» (с 2003 года). В рамках цикла семинаров, конференций, мастер-классов, тематических совещаний, рабочих групп (с участием благотворительных организаций, фондов, грантодателей, представителей бизнеса и т.д.) была определена цель мероприятий – обсуждение актуальных проблем и перспективных направлений развития теоретических и прикладных исследований в области повышения качества образования и воспитания детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования. Задачи: анализ и обобщение теоретических, психолого-педагогических и инновационных подходов к воспитанию детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья; изучение новых тенденций и новаторства в воспитании подрастающего поколения; ознакомление с опытом работы педагогических обществ России и других стран мира по вопросам развития систем воспитания; обмен учебно-воспитательными технологиями, материалами, опытом работы. С 2011 года конференция приобрела статус международной и в сотрудничестве с Российским обществом Януша Корчака подготовила и провела международное мероприятие – конференцию «Гуманизация пространства детства: международный диалог», которая объединила более двухсот участников: ученых из Голландии, Израиля, Польши, Германии, Франции, Украины, США, Японии, Великобритании, Швейцарии, известных российских педагогов-ученых, педагогов-практиков, студентов на четырех площадках (Казань – Самара – Волгоград – Саратов).
В 2011 году оказалась востребованной и сразу приобрела статус международной конференция «Развитие физической культуры и спорта: социокультурный, психолого-педагогиче-ский и медицинский аспекты». Ее популярность позволила определить еще одно направление в изучении «пространства детства» (тематика: «Физическая культура как социальное и культурное явление», «Формирование физической культуры и культуры здоровья как педагогическая проблема», «Профессиональное образование в области физической культуры», «Теоретико-методологические и методические проблемы адаптивной физической культуры», «Практики физической подготовки и здоровьесбережения»).
Серия «Педагогика городского пространства: теория, методология, практика» (с 2000 года) ставит целью поиск оснований и условий организации и проектирования городского пространства в контексте современного педагогического знания для обеспечения перспектив развития человека в локальном и глобальном аспектах. Задачи направления определены современным уровнем развития города как социокультурного феномена. Перспективность организации педагогического пространства в масштабах города обусловлена тем, что город как системный объект позволяет обеспечить комплексность и результативность за счет «объединения интересов» на принципах вариативности и целостности субъектов и объектов образовательной и других систем, создать единую сеть информационного обеспечения процесса развития человека и подготовить соответствующие профессиональные кадры. Комплексный подход к проблемам организации педагогического пространства города предполагает учет многих факторов социального воздействия, в том числе средств массовой информации, общение людей в различных средах, деятельность социальных институтов и групп, существующих вне образовательных учреждений, социально активного бизнеса и т.д.
Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен» (с 2011 года) явилась еще одним шагом – серией, позволившей завершить процесс разработки проекта «А.З.Б.У.К.А. ДЕТСТВА».
Решению поставленной задачи служат как содержание основных направлений работы конференции (культурологическое, антропологическое, психолого-педагогическое, философское измерение детства, детство как объект здоровьесберегающих технологий и т.д.); так и форм ее проведения: дискуссии представителей ведущих воспитательных и педагогических систем (традиционная, гуманистическая, альтернативные, авторские и т.д.); мастер-классы ученых и практиков; работа круглых столов по выявлению проблемных областей в области детства и выработки конкретных коррекционных рекомендаций.
Материалы, представленные авторами статей и докладов на конференции «Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен» условно можно поделить на несколько смысловых групп:
А-нализ феномена «детство».
З-аботой равны. Другое детство.
Б-удущее в настоящем: конструирование пространства детства.
У-мницы и умники: вопросы раннего развития детей.
К-ачество жизни. Здоровый ребенок.
А-трибуты детского мира: художественное, игровое и коммуникативное пространство.
По результатам работы научных мероприятий ежегодно издаются сборники материалов с презентацией авторских программ, решениями и рекомендациями круглых столов, дискуссионных площадок т.д.
В процессе изучения явлений, происходящих в «пространстве детства» в самых различных формах, каждый раз создается эффект присутствия при «индивидуальном акте рождения культуры». Ученые и практики имеют возможность непосредственно наблюдать и осознавать этот процесс, но «мир детства» остается особым, своеобразной «культурой в культуре», областью, полной загадок и непознанных явлений: «Детство не проходит. Оно живет в нас и с нами. Приходит к нам на помощь в минуты усталости и разочарования. В минуты, когда творческая мысль бьется над неразрешимой проблемой. Возвращается к нам, когда мы, оставив реальность, погружаемся в мир искусства или в мир сновидений. Детство необходимо нам. Это не только воспоминание. Это часть нашей взрослой, сегодняшней жизни… Мир Детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни»(Носко И.В. Детство как психосоциокультурный феномен // Социальная работа в Сибири: Сборник научных трудов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. С.118-132.)
Так что же такое «детство»? Чем оно определяется: биологическим возрастом или оно не заканчивается никогда? Детство – это ответственность или абсолютная свобода? Детство и социум: кто кого «контролирует» и как? Образ детства в средствах массовой информации: объективно ли он отражается или создается искусственно? Как воспринимает ребенок других и самого себя? Как возникает и развивается его личность? Как различает мир объективный, внешний и свой субъективный, внутренний мир? Как решает для себя вечные человеческие проблемы: проблемы истины и существования? Как и когда возникло современное детство? Как изменяют история и культура представления людей о ребенке, способы его воспитания и обучения?..
На эти и другие многочисленные, практически бесконечные, «открытые» вопросы и предстоит размышлять участникам конференции «Детство как антропологический, культурологический и психолого-педагогический феномен» и проекта «А.З.Б.У.К.А. ДЕТСТВА». Осенний форум предполагает работу в течение нескольких дней тематических площадок: научно-практическая конференция; мастер-классы известных ученых и практиков; дискуссионные площадки; экспертные форсайт-группы; выставки; оn-line дискуссии представителей ведущих воспитательных и педагогических систем; «педагогический брейн-ринг»; презентации проектов в сфере образования, бизнеса в сфере услуг и товаров для детей; работа лабораторий.
Приглашаем к сотрудничеству!