sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

РЕАЛИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ШКОЛЬНАЯ ЛИГА РОСНАНО» ПОСРЕДСТВОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ЦИКЛА
Сучкова Г.В.
учитель географии МБУ СОШ №59 г.о.Тольятти

Современный мир стремительно входит в новую эпоху — эпоху высоких технологий, которые очень быстро меняют облик привычного мира. В современной школе необходимо подготовить учеников к пониманию основ существования наномира, принципов развития нанотехнологий, сформировать когнитивное, техническое мышление. В этих условиях к школе предъявляются новые современные требования. Это отражено в документах ПНПО «Образование», где главной целью является «ускорение модернизации российского образования», результатом которой станет «достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям».
В Проекте Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года главной задачей является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития. В связи с этим перед образованием ставится цель о «наращивании человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций». Для выполнения задачи выдвигаются требования к человеческим ресурсам воспитание «инновационного человека», который не только способен использовать достижения науки и техники, но и ориентирован на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни. Важность этого вопроса отражена в документах регионального значения («Постановление правительства Самарской области от 27.03.2009 №187 «Об утверждении областной целевой программы развития инновационной деятельности в Самарской области на 2005-2015 годы»).
Дальнейшее развитие науки, образования, промышленности возможно только на междисциплинарной основе, с учётом взаимопроникновения наук и технологий. Деятельность школы должна подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся экономическом, социальном, технологическом мире. Чтобы соответствовать изменениям в эпоху технологий, перед МБУ СОШ № 59 г.о. Тольятти стоит задача разработки образовательной программы, которая отвечает образовательным стандартам и учитывает реалии нового уклада жизни.
Для реализации этой проблемы МБУ СОШ № 59 г.о. Тольятти использует Программу «Школьная лига РосНано», которая направлена на качественное обновление естественнонаучного образования. С 2013г. школа является партнёром сетевого федерального проекта «Школьной Лиги РосНано». Цель партнерства - образование поколения грамотных потребителей современной продукции, выпускаемой современной промышленностью.
В рамках заседания методического объединения по предметам естественнонаучного цикла педагоги обсудили перспективы участия в сети «Школьная лига РосНано» и обозначили круг задач методического объединения.
Задачи методического объединения:
- изучить методические рекомендации и консультации из предложенных участниками «Школьной лиги РосНано» новых разработок и апробаций различных форматов;
- изучить технологии, предлагаемые учеными лиги для использования в урочной и внеурочной деятельности;
- изучить требования к учителю в новых условиях;
- изучить особенности материально-технической базы школы.
Теоретическим основанием для учителей послужило изучение методических рекомендаций сайта «Школьной Лиги РосНано», раздела «Медиатека», где можно было познакомиться с публикациями ученых и учителей, просмотреть видеоресурсы, презентации, новые разработки педагогов - участников лиги.
При ознакомлении и изучении новых образовательных технологий, нами было выявлено, что некоторые технологии, такие как: технология коллективной творческой деятельности, обучение в парах сменного состава, методики групповой работы, уже используются учителями методического объединения в урочной и внеурочной деятельности.
Также нами были выбраны технологии, которые, по нашему мнению, наиболее приемлемы в условиях образовательного учреждения. Из новых технологий мы остановились на технологиях «Образовательные путешествия», «Обучение через встречи», «Мир как школа, или Практика в современности»; деловая игра «Журналист». Учителя отметили общепедагогические технологии, применяемые на всех этапах обучения: метод проектов, метод «сопровождения». Личностно-ориентированная технология педагогического сопровождения учащихся предполагает разработку содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъектного опыта ученика, раскрытие способов его мышления, выстраивание индивидуальной траектории развития через реализацию образовательной программы с учетом личностных потребностей ученика. Поэтому культура сопровождения требует организации совместного действия с ребенком, которое обладает большим развивающим эффектом, учит ребенка сотрудничеству, ответственности и самостоятельности.
Знакомство со «Школьной лигой РосНано» показало, что для того, чтобы полноценно быть участником Лиги школ РосНано, нужно на деле быть педагогом - менеджером, коммуникатором, новатором. Использование личностно-ориентированной технологии обязательно должно изменить отношение учителя к образовательному процессу. Изучая концепцию «Школьной лиги РосНано» «Образовательная программа школы», мы нашли описание портрета нового  чителя, отвечающего современным требованиям. Переработав эти требования применительно к педагогам нашего МО, остановились на следующих качествах. Качества педагога в новых условиях:
Креативность, мобильность, открытость.
Желание учить и учиться, любознательность, познавательная активность.
Умение сопровождать индивидуальную образовательную траекторию ученика.
Умение сотрудничать с учениками, родителями, бизнесменами, чиновниками, общественностью.
Способность к переносу знаний и технологий из одной области в другую, интегративность мышления, потребность расширять «рамки предмета».
Способность к «активному слушанию».
Свободное умение ориентироваться в информационной среде.
Энтузиаст, обладающий организаторскими способностями, грамотный специалист, оптимист.
Для соответствия этим критериям необходимо обучение педагогов. Программой непрерывного повышения квалификации педагогов можно рассматривать дистанционное образование Школьной лиги РосНано. Это очень удобный формат обучения, так как курсы предоставляют возможность обучаться без отрыва от производства, в удобное время для педагога. Поэтому нами было принято решение пройти дистанционное обучение на одном из предложенных курсов. Учителя методического объединения естественнонаучного цикла тщательно изучили предлагаемый список дистанционных курсов и сделали свой выбор на следующих:
1. Учебные исследования в 5-9 классах на уроках и во внеурочной деятельности. Естественнонаучные дисциплины. Данный курс познакомит педагогов с формами организации урочной и внеурочной деятельности.
2. Развитие исследовательской культуры ученика через решение кейсов в рамках ФГОС нового поколения. Этот курс можно рекомендовать учителю физики, биологии, географии, которые занимаются внеурочной деятельностью.
3. Диалогический подход в современном естественнонаучном образовании средствами УМК «Диалогика стилей в науке. Физика. Химия». Данный курс рекомендован учителям физики и химии, которые освоят методический комплекс, включающий историко-методологический, диалогический, личностно-значимый, модульный и учебно-игровой подходы в организации увлекательной образовательной среды.
Нами были проанализированы материально-технические условия школы и выявлено, что школа обладает современной материально-технической базой: Количество компьютеров (всего) - 100. Количество ПК, используемых в учебном процессе - 84. Количество ПК, к которым обеспечен свободный доступ учащихся - 64. Количество компьютерных классов/ количество компьютеров - 4/57. Число классов, оборудованных мультимедиа проекторами - 8. Количество видеотехнических устройств DVD-проигрыватель - 1. Web-камера - З. Видеокамера -1. Видеомагнитофон - 1. Видеомагнитофон - 1. Видеосистема-2. Светопроекционный прибор - I. Система видеонаблюдения -2. Телевизор - 3. Фотоаппарат - 1. Цифровой фотоаппарат - 2. Количество аудиотехнических устройств: акустика - 2, магнитола - 1, магнитофон - 2, микрофон - 3, музыкальный центр - 2, ресивер - 1, савбуфер - 2.
Для достижения желаемого состояния школы требуется оснащение кабинетов естественнонаучного цикла необходимым лабораторным оборудованием, наглядными и электронными пособиями, создание и оснащение в школе кабинета проектной деятельности для преподавания учебных курсов «Основы проектной деятельности», «Проектная деятельность», а также для реализации комплексных образовательных проектов школы; создание и оснащение информационного центра для функционирования на базе школы телецентра, радио и газеты.
В школе имеется сеть с выходом в Интернет. Кабинеты биологии и географии оборудованы моноблоками с выходом в Интернет. Имеются компьютерный класс общего доступа. Школа поддерживает технологии сетевого проектирования и дистанционного образования. Опираясь на обеспечение МТБ школы, есть основания для организации видов деятельности в урочное и внеурочное время.
В рамках работы по данному направлению к 2015-2016 учебного года педагогами естественнонаучного цикла будут разработаны курсы в рамках элективного и внеурочного обучения.
Элективные курсы для учащихся 10-11 классов:
1. Курс «Введение в нанотехнологию. Модуль физика» по книге Ю.Н. Зубкова, А.С. Кадочкина и других.
2. Курс «Введение в нанотехнологии. Химия» по книге Красновской Е. М. «Химия. Физика. Биология».
3. Курс «Введение в нанобиологию и нанобиотехнологию» по книге Красновской Е. М. «Химия. Физика. Биология».
4. Программа внеурочной деятельности для учащихся 7 класса
5. Кружок «Физический кружок» по книге И.А. Богословского «Физический кружок для шестиклассников и семиклассников».
По составленному плану участия в «Школьной лиги РосНано» в школе с 9.03.2015 г. прошла декада образовательных путешествий. Все мероприятия были направлены на повышение естественнонаучного интереса среди учащихся и педагогов. Ученики получили навыки организаторской деятельности,  навыки  работы  в больших  и  малых  группах,  получили информацию о современных достижениях науки. В рамках недели были использованы базовые способы организации работы:
- трансляция информации о нанодостижениях в различных областях: медицине, биологии, химии, микроэлектронике (презентации учащихся на телевизионной панели школы);
- трансляция отрывка из передачи «Галилео» о технологиях газотермического напыления;
- трансляция лекции Евгения Алексеевича Гудилина «Что такое «нано»?»;
- трансляция лекции председателя правления ОАО «РосНано» Анатолия Чубайса в МФТИ;
- встреча с О.В. Шайкеновой, которая ознакомила учащихся 10 «А» класса с достижения в нанохимии.
Кроме этого, педагогами естественнонаучного цикла были использованы деятельностные формы работы учащихся с различными материалами, включая элементы игровой педагогики и учебных исследований:
- урок химии в 9 «А» классе «Нанопузыри» учителем биологии О.А.Чигвинцевой;
- в рамках внеурочной деятельности нанолаборатория «Молоко и красители» в 5 в классе учителем О.А.Чигвинцевой;
- урок физики в 7 в классе «Архимедова сила» учителем физики Э.Н. Броян;
- урок-конференция в 10 «А» классе «Нанотехнологии - результат НТР» учителем географии Г.В.Сучковой;
- в рамках внеурочной деятельности игра среди 5-х и 6-х классов «Детективное агентство 59» педагогами МО;
- виртуальные экскурсии для учащихся начальной школы «Новые технологии для школы» подготовленные учащимися 8  класса;
- выставка «Естествоиспытатели на Самарской земле», организованная библиотекарем нашей школы.
В будущем участие в «Школьной лиге РосНано» будет способствовать поднятию и укреплению у подрастающего поколения престижа естественнонаучного образования. А это возможно только при взаимодействии преподавателей школы и ВУЗов, представителей промышленности и науки.