sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ ПРОЕКТА «ШКОЛЬНАЯ ЛИГА РОСНАНО» В ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «ЛИДЕР» Г.О. КИНЕЛЬ
Куприянова С. Г.
учитель биологии ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер»  г.о. Кинель

В современных условиях важное место отводится задаче интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Именно этот фактор становится решающим для развития экономики и общества. И школа не может оставаться в стороне от этого процесса. В своем послании депутатам Самарской Губернской думы и жителям региона губернатор Самарской области Н.И. Меркушкин отмечает все возрастающую значимость естественнонаучного и математического образования, подчеркивая «необходимость налаживания тесного сотрудничества с РосНано». «Школьная лига РосНано», по мнению М.М.Эпштейна, поможет «объединить ресурсы, идеи, стремления ученых-естественников и учителей школ, предпринимателей и педагогов-исследователей, преподавателей вузов и методистов… и построить сообщество, заинтересованное в общем поступательном движении к новой школе, воспитывающей молодых людей, склонных к научным исследованиям, школе, реализующей  модель практического взаимодействия науки, бизнеса и педагогики в сфере образования».
Сегодня «Школьная лига РосНано» включает в себя 154 школы-участницы и 325 школ-партнеров, одной из которых недавно стала ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель. Образовательный центр «Лидер» г.о. Кинель Самарской области  –  школа-новостройка с уникальной материально-технической базой, которая позволяет предоставлять качественные образовательные услуги и предполагает изменение педагогических условий обучения, воспитания и развития обучающихся, ориентацию на широкое и органичное использование информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов Интернета в образовательном пространстве, переход на технологически ориентированные методы обучения для достижения качественно новых образовательных результатов.
Для педагогов и учащихся школы созданы условия, позволяющие интегрировать учебный процесс в информационное учебное пространство страны: 55 компьютеров, 70 ноутбуков, 27 интерактивных досок и 46 проекторов – все это позволяет использовать каждым учителем-предметником педагогические программные средства. В методическом арсенале учителей ГБОУ СОШ №5 «Образовательный центр «Лидер»  - компьютерные уроки, программы-тренажеры (репетиторы), информационно-справочные (энциклопедии), демонстрационные программные средства. Кабинет технологии оснащен станками с числовым программным управлением. А совсем недавно были приобретены 8 экземпляров  LEGO «ПервоРобот  NXT». Данное оборудование может использоваться на уроках физики, технологии, информатики и  ОБЖ.  Роботы были приобретены в рамках участия нашего образовательного учреждения в  государственном проекте «Школа информационного века «Сколково». В 2012 году в школу поступило высокотехнологичное оборудование для кабинетов химии, физики и биологии – цифровая лаборатория «Архимед». Это новое поколение естественнонаучных лабораторий, оборудование для проведения широкого спектра исследований, демонстраций, лабораторных работ. Входящие в состав  лаборатории цифровые микроскопы, регистраторы данных и датчики позволяют производить точные измерения температуры, влажности, освещенности, содержания кислорода, углекислого газа, давления, пульса (рисунок 1).

7-7

Рисунок 1. Работа школьников с датчиками цифровой лаборатории «Архимед»

Возможности цифровой лаборатории позволяют вывести работу с одаренными детьми на качественно новый уровень, подготовить учащихся к самостоятельной творческой работе в области естественных наук, осуществить приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, формировать у них познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Самые важные педагогические задачи, которые решаются в процессе использования современного цифрового лабораторного оборудования – повышение мотивации и работа на стыке нескольких дисциплин: биология-химия-физика-информатика. Ребята выступают в роли исследователей, которые вооружены простыми средствами, позволяющими им зафиксировать изучаемый объект и процесс исследования на фотографии, сделать видео- или аудио- запись, при помощи специальной программы нарисовать график. Эти материалы можно включить в текстовый документ или презентацию. При этом основными становятся следующие формы учебной деятельности: эксперименты, учебные исследования, проектная работа. Все проекты реализуются в технологически насыщенной среде.
Школа активно развивается как инновационное образовательное учреждение. С 2009 г. на базе Образовательного центра «Лидер» функционируют экспериментальные площадки «Предпрофильная подготовка и профильное обучение как фактор профессионального самоопределения учащихся в условиях малого города», «Организация профильного обучения учащихся на ступени среднего (полного) общего образования». В 7-9 классах  реализуются программы углубленного обучения химии, биологии, математики, английского языка, информатики и ИКТ. Средняя школа организована по циклопоточной системе и реализует только профильное обучение на основе индивидуальных учебных  планов.
В «Образовательном центре «Лидер» сформировалась система тесного взаимодействия с ведущими высшими учебными заведениями г. Самары, такими как СамГУ, СГМУ, СГАУ, ПГСГА и др. На основе заключенных с ВУЗами договоров высококвалифицированные специалисты высшей школы (кандидаты и доктора наук) проводят элективные курсы для учащихся 10-11-х классов. По договоренности с вузами,  занятия проводятся не только в стенах школы, но и на базе лабораторий  высших учебных заведений. Проводимая работа приносит хорошие результаты: учащиеся школы ежегодно становятся победителями и призерами окружных, областных, всероссийских и международных научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов исследовательских работ и проектов.
Таким образом, в ГБОУ СОШ №5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель созданы все необходимые условия для успешного участия педагогов и обучающихся школы  в проекте «Школьная лига РосНано». Мы планируем активно включиться в реализацию данного проекта. Редакция школьной газеты «Альтаир», неоднократно становившаяся победителем и призером областных и всероссийских конкурсов школьных СМИ,  примет участие в деловой игре «Журналист».  В первой половине апреля учащиеся – члены НОУ по физике, химии, биологии представят свои исследовательские и проектные работы в Сетевой научно-практической конференции школьников. Предстоит большая работа в рамках школьных методических объединений и предметных кафедр, направленная на организацию межпредметного взаимодействия  и объединения усилий педагогов по активному внедрению в свою деятельность метода проектов, погружения, кейс-технологий, деловых игр, а также системы индивидуального сопровождения и педагогической поддержки учащихся. Участие в данном проекте будет способствовать повышению интереса школьников к исследовательской, технологической, предпринимательской творческой  деятельности, поможет увлечь школьников современной наукой,  высокими технологиями, возможностью проявить и реализовать свою инициативу.