sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ СЕТЕВОГО ПРОЕКТА «ШКОЛЬНАЯ ЛИГА РОСНАНО» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Рыщенко Л. И.
учитель географии МБУ СОШ №89 г.о.Тольятти

В 2014 году МБУ СОШ №89 г.Тольятти получила статус «Школа – участница» федерального сетевого проекта «Школьная Лига РосНано».
«Школьная Лига РосНано» — Программа, целью которой является продвижение в школах Российской Федерации идей, направленных на развитие современного образования, в первую очередь – естественнонаучного образования.
Актуальность участия в проекте обусловлена следующими факторами:
Недостаточный уровень подготовки выпускников, поступающих в ВУЗы на факультеты, связанные с естественными науками и инженерными специальностями.
1. Низкая предпринимательская активность молодёжи.
2. Школьники недостаточно осведомлены о нанотехнологиях, о возможности получения профессионального образования, хотя при этом имеют позитивные установки в отношении нанотехнологий.
3. Отбор и сопровождение одарённых учащихся, способных к исследовательской, технологической и предпринимательской творческой деятельности.
Цель участия школы в проекте - повышение качества образования учащихся, престижа естественных наук и связанных с ними отраслей производства.
Задачи:
1. Освоение учащимися навыков исследовательской деятельности.  
2.Развитие у школьников ключевых компетенций.
3.Повышение квалификации педагогов, освоение ими новых технологий, методов, приёмов работы с учащимися.
Участие в деятельности «Школьной Лиги РосНано» предоставляет возможность реализации учебных программ и освоение образовательных технологий, стимулирующих развитие естественнонаучного образования и предпринимательства в специально созданной сетевой среде. Это интерактивная платформа, которая позволит членам Лиги выстраивать плодотворный диалог образовательных учреждений, учёных, бизнеса и производства, обмениваться информацией, делиться мнениями, обсуждать актуальные вопросы, эффективно взаимодействовать друг с другом, разрабатывать и реализовывать различные проекты, используя при необходимости ресурсы других членов сети.
В МБУ СОШ №89разработана программа культурно – образовательной среды, стимулирующая развитие творчества и инициативы детей и педагогов, в которой искусство выступает как фундамент творчества для естественно-научного образования. Школа строит образовательный процесс с опорой на развитие личного опыта и обогащение познавательных интересов учащихся в «увлечённых сообществах». В систему преподавания введён проектный метод, позволяющий развивать исследовательскую компетентность учащихся. Педагоги и учащиеся совместно осваивают образовательную технологию «учебного проектирования», когда учебные проекты разрабатываются и реализуются на всех этапах обучения и заканчиваются публичной защитой. Каждый выпускник за время обучения реализует не менее 10 учебных проектов предметной и межпредметной направленности. Характеристика защищённых проектов включается в итоговый «Портфель достижений выпускника».
Школа обеспечивает образовательный процесс активным использованием электронных образовательных ресурсов Лиги. Учащиеся имеют возможность бесплатно участвовать во всех конкурсах и проектах, организуемых Лигой.
Педагоги могут не только использовать в своей работе информационные и методические материалы, размещённые на сайте, но и публиковать  свои работы в Сборнике школьной Лиги.  Так, материалы сетевой лаборатории «Учебные демонстрации с элементами «НАНО»наглядно и доступно представляют новейшие технологии, поэтому успешно применяются на уроках химии и физики, биологии. Учащиеся не только просматривают предложенный материал, но и выполняют творческие задания, предложенные учителем. На уроках географии и экономики используются игра «Детективное агентство».
Материалы журнала «Я- Леонардо» используются учащимися при разработке проектов, а учителями -  в своей урочной и внеурочной деятельности.
Участие в «Неделе краеведения, истории и социологии науки и технологий» в рамках сетевого проекта позволяет наладить сотрудничество с предприятиями и учебными заведениями города. Это сотрудничество даёт представление о том, где могут выпускники приложить свои знания после окончания шк олы.Так, по итогам 2013-2014 г. увеличилось число выпускников, выбравших технические специальности для продолжения учёбы в ВУЗах.  
Неделя науки, проведённая в рамках  «Межпредметной учебной интеграции» способствовала созданию благоприятного образа молодых учёных и исследователей. Для учащихся были проведены мастер-классы, встречи с представителями науки, бизнесменами, специалистами центра «Трудовые ресурсы». Старшеклассники приняли участие в мероприятиях различной  интеллектуальной направленности.
Курс «Загадки природы, 1-4 классы», апробируемый в сетевой лаборатории «Естествознание в начальной школе» внедряется на уроках естествознания в логике требований новых образовательных стандартов ФГОС.
В рамках «Электронной школы для педагогов» дистанционно повысили свою  квалификацию пять  педагогов по темам: «ФГОС-2: проектирование и реализация образовательной программы «Школьная Лига РосНано», «Загадки природы»: деятельностные формы образования в начальной школе на материале естествознания», «Формирование метапредметных образовательных результатов средствами ТРИЗ-педагогики», «Организация учебно-исследовательской деятельности в подростковой школе. Естественнонаучные дисциплины».
По итогам работы в «Школьной Лиге РосНано» отмечено повышение мотивации учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин, рост количества участников, желающих участвовать в мероприятиях Лиги, формирование устойчивых исследовательских навыков у школьников - участников Лиги.
За один год участия в «Школьной Лиге» мы пока не достигли значимых достижений в конкурсных и олимпиадных Программах Лиги, но в перспективе планируем принять участие в «Летней школе «Нанограда», также включить в программу внеурочной деятельности блок, связанный с преподаванием основ нанотехнологий.
Положительный опыт участия нашей школы в «Школьной Лиге РосНано» подтверждён публичным мониторингом «Исследовательская и проектная культура учащихся, общеучебные умения и образовательная мотивация». Данные рекомендовано использовать как инструмент самооценки качества развития общего кругозора школьников в области естествознания, техно-предпринимательства, сформированности исследовательской, экспертной, проектировочной культуры, мотивации участия школьников в образовательном процессе.