sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

МОЛОДЕЖЬ ЗА КУЛЬТУРУ МИРА И СОЗИДАНИЯ

Зобнина Г.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

В XXI веке человечество по-прежнему озабочено непрекращающимися  военными конфликтами, случаями применения военной силы и насилия. Прочный мир и безопасность так же недостижимы, как и 70 лет назад, в момент создания Организации Объединённых Наций. Главная цель, сформулированная в уставе ЮНЕСКО ещё в прошлом веке – пробудить в людях желание защитить мир – как никогда актуальна.
История человечества наполнена не только войнами и конфликтами. Убиты и ранены миллионы людей. Разрушаются города, уничтожаются памятники культуры. Многие века люди занимались совершенствованием оружия, изобретая всё новые способы уничтожения. Более пяти веков назад один из выдающихся гуманистов Эразм Роттердамский писал: «Война – противовес всему сущему; война – первопричина всех бед и зол, бездонный океан, поглощающий всех без различия. Из-за войн все цветущее загнивает, всё здоровое гибнет, всё прочное рушится, всё прекрасное и полезное уничтожается».1
В настоящее время глобальной проблемой человечества стал терроризм, который приобрёл международный характер. Жертвой терроризма может стать любая страна, любой человек, потому что организации, желающие достичь собственных целей путём терактов, отличаются своей изощрённостью, и жестокостью.
Но история наполнена не только войнами, разрушениями. Сложилась и устойчивая, прочная традиция мира. Речь идёт о мире, основами которого являются взаимопонимание, терпимость, экономическое и социальное развитие, демократия и свобода. В жизни, все сферы которой взаимосвязаны, такой мир становится всё более насущной необходимостью, однако и достигнуть его всё труднее. Вместо того чтобы навязать «своё» силой, необходимо учиться диалогу: убеждать, а не побеждать.
На наш взгляд, на роль отсутствующей пока воодушевляющей идеи существования может претендовать именно концепция культуры мира. Как хрупок этот мир! В считанные минуты счастье может обернуться бедой, смех превратиться в слезы, а чистое небо – скрыться за облаком серой пыли, если принятые в нормальном обществе ценности справедливости и чести подменяются идеями насилия и экстремизма.
Вспомним о многозначности русского слова «мир». Это всеобъемлющее понятия бытия материи и духа; этический кодекс; свидетельство об отсутствии насилия и войны  на личном, коллективном, национальном и международном уровнях; это, наконец, образ труда и повседневной  жизни «всем миром» небольшой группы людей, связанных совместным проживанием на одной территории. Культура мира является, в русском понимании, синонимом философии – искусства жить. Элементы культуры мира присущи всем системам ценностей, всем религиям Востока и Запада. В любой из них присутствуют идеи ненасилия, убеждения, мирного разрешения конфликта.
Признание насилия как средства утверждения тех или иных мировоззренческих концепций пришло сравнительно поздно, с реформаторами «левого» и правого» толка. Понимание того, что это несёт за собой, имеет особое значение для молодежи, подвергающей большому риску своё настоящее и будущее равнодушием ко всему происходящему вокруг и в мире.
В настоящее время эффективность модернизационных процессов, происходящих в самых разных регионах Земли, определяется не только политической и экономической ситуацией, сколько её культурными традициями, а главное – притязаниями молодежи, её готовностью создать новый образ жизни, придать обществу новую форму, радикально отличающуюся от прежней. Особого внимания заслуживает социально активная молодежь. Её представители в гораздо большей степени ориентированы на ценности и стандарты жизни гражданина цивилизованного общества: интересную работу, свободу, самореализацию, содержательный досуг. Они оптимистично смотрят в будущее, чаще нацелены на карьеру, профессиональный рост. Главная цель объединения и координации усилий социально активной молодежи нам видится в стремлении не допустить образования стены непонимания и отчуждения между разными странами в точке соприкосновения цивилизаций и культур, предупреждении возможности возникновения конфликтов на культурно-этнической почве и выработке общих принципов их урегулирования.
Оправданным можно считать ориентир на вузовскую молодежь. Именно эта категория молодых людей включает в себя наиболее социально активные, деятельные силы молодежи. Студенческая молодёжь понимает, что проблемы, стоящие перед страной и миром, следует попробовать решить хотя бы на своей территории. По-нашему мнению, самым эффективным средством профилактики терроризма является воспитание нравственной личности. Воспитание у молодежи миролюбия, принятия и понимания людей, негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме, развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию составляют основу гражданской и нравственной позиции нашей молодёжи.
Будущее бросает нам вызов. Но молодежь способна найти достойный ответ, если осознает единство мира, общность судеб человечества, личную ответственность каждого за сохранение жизни на Земле. Сейчас, когда приоритет общечеловеческих ценностей восстановлен, необходимо по-новому оценить реалии современного мира. Для этого необходима методология, имеющая более широкие и глубокие культурные основания.
В условиях современного глобализма всех связей общества невозможно понять сущность кризисных явлений, если смотреть на них сквозь призму  только внутреннего опыта. Надо всегда помнить о том, что мы живём не в социокультурном вакууме, мы – часть всемирно-исторического процесса.


1 Роттердамский Э. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М.: Соцэкгиз. 1963. С. 40