sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мельникова М.В., кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин
Самарский юридический институт ФСИН России, Самара (Россия)

В современный период поворота к новым социально-историческим условиям в Российском государстве, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, политическими проблемами, все больше разрушаются и нравственные устои. Это ведет к нетерпимости и ожесточению людей, вакууму духовности. Другими словами, современное российское общество переживает не только экономический и политический кризис, но и духовно-нравственный, следствием которого является разрушение ценностных установок, присущих сознанию личности (в первую очередь подрастающему поколению). Это несет опасность для развития личности, семьи и государства в целом.
В процессе развития личности важное значение имеет формирование ее нравственности. Данная тема педагогического опыта не носит особой оригинальности, но именно для воспитания личности должно уделяться немало внимания формированию ее нравственных качеств.
Человек, будучи членом социальной системы, должен согласовывать свою деятельность с другими членами общества и подчиняться установленным нормам. В каждом обществе и государстве вырабатывается множество разнообразных социальных регуляторов в различных сферах его жизнедеятельности: в труде и быту, в политике и науке и т. п. К таким регуляторам, в частности, относятся правовые нормы и нормы морали. За нарушение норм права наступает юридическая ответственность. Иное дело нравственность, или мораль, соблюдение которых зависит от самой личности. Когда человек нарушает сформировавшиеся в данном обществе нормы морали, члены этого общества имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного мнения (общественное порицание).
В части 2 статьи 66 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ1 говорится о том, что основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения и т. д.). Согласно части 1 статьи 69 данного закона, высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.1 Именно духовно-нравственное воспитание является началом становления будущей личности.
У современной молодежи стало теряться понятие нравственности, духовности, они мало читают, соответственно, не пополняются их знания о духовности и красоте. Все это говорит о том, что необходима определенная система знаний и занятий, которая поможет подняться нравственно и воспитать себя как личность.
Целью нравственного воспитания является достижение того, чтобы социально необходимые требования, предъявляемые обществом, превратить во внутренние стимулы каждого, воспитывать такие социально-значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие.
Согласно теории Н.М. Таланчука, формирование личности происходит благодаря социальному механизму наследования и приумножения социальных ценностей. Такие ценности существуют в виде знаний, идеалов, норм поведения и отношений между людьми.2 В процесс воспитания Н.М. Таланчук включает формирование общечеловеческих ценностей, при этом педагог должен использовать следующие методы воспитательной деятельности: дифференцированный, коммуникативный, оценочный, координационно-коррекционный. Критериями эффективности такого воспитательного процесса должны стать показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей.
Важное значение в нравственном воспитании личности играет учебный процесс, особенно при изучении гуманитарных дисциплин. Для успешной работы педагогу необходимо поднять на качественный уровень воспитательную работу: использовать широкий диапазон адаптированных психологических методов и форм работы, создать в классе атмосферу внутреннего благополучия и комфорта. В процессе проведенной воспитательной работы у обучающихся должна появиться заинтересованность в знаниях о морали.
Через практические занятия, анализируя различные жизненные ситуации, обучающиеся могут обогатить свой опыт нравственного поведения, научиться более спокойно общаться друг с другом, снизить агрессивность в поведении.
С.И. Варюхина включает в моральное сознание человека, или нравственный мир личности, три уровня: мотивационно-побудительный, эмоционально-чувственный и рациональный, или умственный.3 Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека. Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые обществом.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Нравственные чувства – отзывчивость, сопереживание – непосредственно связаны с эмоциями. Эти чувства приобретаются человеком в результате воспитания и являются важнейшими составными доброты.
Обучение и воспитание – два взаимосвязанных процесса в педагогической деятельности. Особую роль в воспитывающем образовании играет его содержание, которое характеризуется единством мыслительной, оценочной и эмоциональной сторон познания. Однако не меньшую роль в учебно-воспитательном процессе играет и личность преподавателя или учителя.
Вуз отличается от школы содержанием воспитания и обучения, здесь формируется личность специалиста. Система общения «преподаватель – студент» сочетает в себе следующие отличительные факторы:
1) ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия;
2) использование профессионального интереса студентов (курсантов) как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.
Высшая школа предъявляет высокие требования к психологическому климату кафедры и вуза в целом, реализуемом в повседневном педагогическом общении. Стиль общения преподавателя вуза со студентами (курсантами) связан: во-первых, с творческой индивидуальностью профессорско-преподавательского состава; во-вторых, с его морально-нравственными установками. Включение студентов (курсантов) в начальные формы исследовательской деятельности, совместное участие в заседаниях кафедры, конференциях, конкурсах и т. п. позволяют перейти от официально-регламентированного к неофициально-доверительному общению.
Известный психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения: общение на основе увлеченности совместной деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание; общение-превосходство.4
Наиболее плодотворный стиль общения – это общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Здесь проявляется единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Следующий стиль общения – дружеское расположение – важнейший регулятор общения в целом.
Стиль «общение-дистанция» вытекает из общей логики отношений преподаватель – студент (курсант). Дистанция выступает как показатель ведущей роли преподавателя и строится на его авторитете. Следует отметить, что в тех коллективах, где работают преподаватели с преобладанием авторитарных методов, как правило, неплохая дисциплина и успеваемость, однако за внешним благополучием очень часто скрываются значительные изъяны в нравственном формировании личности студента (курсанта). Авторитет должен завоевываться не через механическое установление дистанции, а в процессе совместной творческой деятельности.
Стиль «общение-устрашение» связан, в основном, с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью и, в принципе, бесперспективно.
Стиль «общение-заигрывание» также связан с неумением организовать продуктивное педагогическое общение. По существу, этот тип общения отвечает стремлению завоевать ложный авторитет у обучающихся, что противоречит требованиям педагогической этики. Появление такого стиля общения вызвано, с одной стороны, желанием понравиться обучающимся, а с другой – отсутствием необходимой педагогической культуры.
Таким образом, стиль общения непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая, в свою очередь, во многом определяет результативность учебно-воспитательной деятельности. Наиболее плодотворный процесс воспитания и обучения обеспечивается именно надежно выстроенной системой взаимоотношений.
Культура взаимоотношений не может быть создана искусственно, с помощью административных мер. Это результат длительного развития общества, накапливающего культурные ценности. Осознание нравственных ценностей не приходит само собой, а прививается от старших поколений более молодым.
Основным условием успешной профессиональной деятельности, предпосылкой авторитета выступают стиль работы по отношению к обучающимся, соответствие занимаемой должности в вузе уровню развития личностных качеств, таких как: высокая нравственность, общая культура и интеллигентность, доброжелательность, умение ценить свое и чужое время, справедливая требовательность в сочетании с уважением достоинства личности.
Коллектив может быть снисходителен к отдельным ошибкам руководителя (преподавателя), но он не может мириться с грубостью, высокомерием, равнодушием. Возникновение в коллективе фаворитизма, угодничества и лицемерия вызывает чувство протеста. Именно преподавательский этикет оказывает определяющее влияние на формирование морально-психологических, профессиональных, духовных и нравственных качеств будущих специалистов.


1 Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с измен. от 13.07.2015) // «Собрание законодательства РФ». 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

2 См.: Таланчук Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М.: Логос, 1991. 181 с.
3 См.: Варюхина С.И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск: Экоперспектива, 1992. С. 56.

4 См.: Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный: Издательство Грозненского пед. института,1979. С. 18.