sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

СОЦИАЛЬНОЕ ДОВЕРИЕ КАК ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФОРМИРОВАНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК МОЛОДЕЖИ

Парфенова Т.А., старший преподаватель кафедры психологии и социальной педагогики;
Филиппова В.Ю., студент II курса направления «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»);
Половинкина И.О., студент II курса направления «Психолого-педагогическое образование» (профиль «Психология и социальная педагогика»);
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. Проблема терроризма в России в последние годы приобретает остроту и актуальность. В первую очередь, это касается молодежной среды, где его проявления непредсказуемы, молниеносны и особенно опасны. Анализ данных показывает, что основу рядового состава террористических группировок и его пополнения составляют именно молодые люди, которые в силу ряда социально-психологических, физиологических и демографических особенностей наиболее восприимчивы к идеологическому воздействию, подвержены максимализму и радикальным настроениям.
Терроризм – это преступная деятельность, заключающаяся в порождении среди людей страха, неуверенности в своих возможностях, в своей стране, путем организации взрывов, убийств, захватов заложников и угроз.1
Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.
В абсолютном большинстве случаев террористы – это молодые люди в возрасте около 20 лет (плюс-минус пять лет), получившие воспитание в патриархальной и весьма религиозной культуре. В их сознании обычно присутствуют устойчивые представления об исторической травме своей нации и мощные эмоциональные связи с последней. Типичные социальные чувства – скорбь и горе в сочетании с ущемленной национальной гордостью. Чаще всего для террористов характерны особые (во многом – искаженные и мифологизированные) представления об «историческом обидчике» и потребность в его наказании и возмездии, которые задаются устойчивыми паттернами поведения и оценок, активно культивируемыми в социуме. Эти представления, скорее всего, дополняются актуальной психической травмой, связанной с реальными фактами гибели родных, близких или просто соплеменников, нередко – непосредственно на глазах у будущего террориста. Для вербовки в террористы используются самые различные методы: убеждение, внушение, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т. п. Слабохарактерные люди с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженные, переживающие смерть родных и близких, зацикленные на идее мести, – на таких и обращают внимание вербовщики в террористические организации. Таким людям легче всего внушить террористические установки и экстремистские идеи.2
Формирование социального доверия необходимо для противодействия формированию террористических установок у молодежи. Социальное доверие представляет собой механизм, благодаря которому мы формируем сети друзей и знакомых, создаём домашние хозяйства и семьи, а также формальные институты и организации. Оно укрепляет когнитивные стереотипы и установки, что ведёт к межгрупповому взаимопониманию, толерантности и межнациональному сотрудничеству. Доверие помогает молодому поколению не только институционализировать своё социальное пространство, но и уменьшать уровень неопределённости.
Развитие социального доверия в молодёжной среде является базовым условием противодействия террористическим установкам. Социальное доверие положительно коррелирует с такими императивами, как честность, ответственность, надёжность. Именно оно является индикатором «нравственности»; отношений, основанных на вере в ответственность, честность, правдивость. Социальное доверие формирует толерантность в общественном сознании, повышает уровень социальной ответственности и основу социального согласия, что является залогом профилактики терроризма.
Социальное доверие можно рассматривать как ожидание надёжности от других индивидов, не связанное с каким-то конкретным поведением в определённой ситуации. Ожидания содержат предполагаемый результат взаимодействия, оценку его последствий, а также значения, приписываемые участниками взаимодействия как себе, так и другим. Эти значения возникают в процессе принятия решения о том, какие действия и реакции рационально эффективны, эмоционально и морально соответствуют ситуации.
Выделяют различные виды доверия. В данной статье мы опираемся на типологию Э. Гидденса, который выделил персонифицированное доверие и доверие к абстрактным системам («анонимным другим»). Отметим, что персонифицированное или межличностное доверие следует рассматривать в качестве основы формирования социального доверия. Доверие, формирующееся по мере межличностного взаимодействия и сотрудничества в рамках формальных и неформальных институтов гражданского общества, становится основой для создания не только общенациональной сети его институтов, но и содействует усилению доверия к действующим политическим институтам. Доверие к абстрактным системам, по мнению Э. Гидденса, это тот тип доверия, который формируется в современную эпоху. Именно доверие к абстрактным системам выполняет важнейшую функцию в обществе, что обеспечивает ощущение надёжности повседневных отношений. Персонифицированное же доверие выступает как «источник чувства честности и аутентичности себя самого». Говоря словами Э. Гидденса, через механизм доверия минимизируется угроза «утраты личностного смысла».3
Институциональное доверие – основа обществ, где существуют специальные организации, которые генерируют и поддерживают «правила игры». В первую очередь такую роль выполняет государство. В связи с этим главным аспектом институционального доверия следует считать доверие к важнейшим государственным органам.
В приоритетном порядке используются государством все возможности для установления источников финансирования экстремистской деятельности и терроризма, пресечения их использования для совершения преступлений.
Таким образом, социальное доверие как противодействие формированию террористических установок молодежи демонстрирует важность социально доверительных взаимоотношений в общественной среде.


1 Дикая Л.А., Российский психологический журнал. Т. 6 № 4, М., 2013. С. 11-25.

2 Колесов Д.В. Что такое терроризм. М.: ИГП РАН, 2012. 42 с.
3 Гидденс Э. Последствие современности. М.: «Праксис», 2011. С. 145.