sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

Быкова Лариса Викторовна,
Учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Чапаевск Самарской области

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта, адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Быкова

Лариса Викторовна

 

bykowa.lara@yandex.ru

 

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 городского округа Чапаевск Самарской области

http://shkola3-chp.ucoz.ru

Учитель математики высшей квалификационной категории, классный руководитель

27 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: средняя и старшая школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: методы и формы организации учебного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта заключается в оптимизации учебного процесса, саморазвития личности, дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся через применение задач, которые по мере усвоения относятся к активным методам, способствующим усвоению системы понятий и развитию мышления учащихся. Через решение задач происходит освоение конкретных методов и способов учебно-познавательной деятельности, что обеспечивает развитие личности.

Актуальность: по результатам международного тестирования PISA, ориентированного на проверку сформированности компетентностей в различных циклах (естественнонаучный, математический, гуманитарный), Россия набрала балл ниже среднего по уровню сформированности математической компетентности, что делает настоящую педагогическую идею актуальной.

Эффективность:

- потенциальная полезность заключается в освоении учащимися конкретных методов и способов учебно-познавательной деятельности, позволяющих переносить полученные знания по предмету в повседневную жизнь (например, выбрать наиболее выгодный кредит, грамотно составить бюджет семьи и т.п.);

надёжность:

1) апробация опыта подтвердила:

а) позитивную динамику качества обучения (по результатам итоговой и промежуточной аттестации);

б) рост количества участников предметных олимпиад и конференций различных уровней;

в) повышение качественных показателей олимпиад и конференций;

г)стабильно высокие результаты ОГЭ и ЕГЭ по математике;

2) обобщение опыта представлено в методических разработках для неограниченного использования педагогами в работе;

- перспективность представленного опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта; интеграция урочной и внеурочной деятельности при изучении предмета.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат, кроме временных затрат на заполнение индивидуальной карты каждого учащегося.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Работа с одаренными детьми.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование контекстного обучения для формирования математической компетенции учащихся на уроках математики, их всестороннего развития.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущая идея представляемого инновационного опыта заключается в создании сред, условий и ситуаций, содействующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей обучающихся, формированию математической компетентности, что приведет к оптимизации учебного процесса, саморазвитию личности.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия: перемены, происходящие в современном обществе, в значительной степени определяют необходимость внесения изменений в деятельность педагога и их особенности. В современных условиях в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений исследовательской деятельности, индивидуализация целей образования. Решить эту проблему старыми методами невозможно.

Новое средство обучения. В контексте проблемы выявляются новые связи и отношения между элементами, такие условия проблемы, которые не были заданы, благодаря чему происходит расширение поиска возможных средств решения, достижения поставленной цели. Реализация найденных закономерностей в итоге сводится в одних случаях к выполнению операций, связанных с практической деятельностью по изготовлению создаваемой конструкции, в других – к выполнению вычислений, в-третьих – к построению системы доказательств, обосновывающих достигнутое решение.

Новые условия образовательной деятельности учителя математики заключаются в том, что деятельность направлена на решение обучающимися конкретных жизненных задач или проблемной ситуации на основе применения активных и самостоятельных форм обучения, что содействует формированию математической компетенции. Мной разработана система ученических проектов, которые выполняются к темам изучаемого материала и направлены на достижения следующей цели: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся. В содержание проектов входят задания опережающего характера.

Задание для выполнения проекта творческой группе учащихся (4–5 чел.) с указанием основных требований, критериев оценивания выдается в виде информационной карты. Подобные домашние задания позволяют возбуждать и развивать интерес не только к математике, но и к другим предметам, например, биологии, географии, добиваться высоких метапредметных результатов.

Задачи могут использоваться при обучении учащихся поисковой и творческой деятельности. Это способствует развитию математического мышления, математических компетентностей.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

Организация образовательного процесса:

Действенные знания приобретаются тогда, когда обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались. Формирование такого рода знаний неразрывно связано с развитием системы умений самостоятельной работы. На решение этой задачи нацелен принцип метода деятельности, который выражает целенаправленность обучения и способствует формированию соответствующей мотивации учения. Важнейшим условием эффективности обучения является соответствие содержания обучения возможностям обучающегося. Решение этой проблемы раскрывает принцип разносторонности методического консультирования, требующий, чтобы: учебный материал представлялся с использованием объяснительных методов, облегчающих усвоение информации; в методическом руководстве модуля предлагались различные методы и способы усвоения содержания, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный путь усвоения.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна: при применении контекстного обучения: определение обучающегося как активного субъекта познания; его ориентация на самообразование и саморазвитие; опора на субъективный опыт учащегося; индивидуальная направленность образовании;

Использование различных технологий направлено не только на повышение качества образования, но и на повышение мотивации учащихся, уверенности в необходимости применения математических знаний в жизни.

Ограничения: анализируя данные действующих учебников по математике, пришла к выводу о необходимости создания дидактических материалов для качественного осуществления контекстного обучения математике.

Трудоёмкость и риски:

– значительные затраты труда педагога;

– зависимость от работы сети Интернет.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

1. Прохождение курсов повышения квалификации по работе с одаренными детьми.

2. Наличие у каждого учащегося компьютера с возможностью выхода в Интернет.

3. Система мастер-классов по обмену опытом.

4. Система открытых уроков и семинаров, с привлечением преподавателей ВУЗов.

8. Результат изменений

О результативности описанного опыта можно судить по следующим показателям:

1) уровень сформированности познавательных УУД;

2) результаты анкетирования;

3) результаты итоговых аттестаций, олимпиад, конференций;

4) удовлетворение запросов родителей на обеспечение своему ребенку качественного математического образования (анкетирование).

9. Публикации о представленном ИПО

  1. Разработка урока «Сумма углов треугольника» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  2. Статья «Талант дается при рождении и развивается в движении» // Газета «Вестник образования», № 9 (113), сентябрьг.
  3. Урок с использованием метода проектов «Применение производной» // Всероссийский интернет-педсовет http://www.pedsovet.org
  4. Устный счет на уроках математики в старших классах // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

1. Региональная конференция «Система работы образовательных учреждений Самарской области с одаренными детьми», 2013 г.

2. Окружной семинар учителей математики «Подготовка к ЕГЭ по математике», 2013 г.

3. Межрегиональная научно-практическая конференция «Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка», 2014 г.

4. Областной семинар «Клуб молодого педагога», 2014 г.

5. Региональная научно-практическая конференция «Проблема развития одаренности детей и молодежи в условиях модернизации системы образования», 2015 г.