sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

Козлова Татьяна Петровна,
Учитель начальных классов МБОУ ЛАП № 135 г.о. Самара

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Ф.И.О. автора опыта. адрес электронной почты

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес сайта

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы в должности

Козлова Татьяна Петровна,

kozlovatp1972@yandex.ru

МБОУ ЛАП № 135 г.о. Самара,

lap-samara.ru

Учитель начальных классов

20 лет

II. САМОЭКСПЕРТИЗА ОПЫТА

Тип опыта

 

Сектор применения: начальная школа.

Масштаб изменений: локальный.

Предмет изменений: формы и методы организации образовательного процесса.

Характеристики ценности опыта

(новизна для потребителя, актуальность, эффективность: потенциальная полезность, надежность, перспективность)

Новизна инновационного опыта – развитие научно-технического мышления с использованием ТРИЗ, ИКТ, технологий развития мыслительной деятельности А.З. Зака и метапредметности Ю.В. Громыко, позволяющее ориентировать подрастающее поколение на получение технического образования и создание в будущем инженерных кадров.

Актуальность инновационного опыта заключается в том, что:

– во-первых, одним из приоритетов государственной политики в России становится решение проблемы качества инженерно-технического образования;

– во-вторых, Программа комплексного развития городского округа Самара до 2025 года предполагает создание совокупности новых образовательных ориентиров для обучающихся физико-математических классов, в числе которых – развитие технического мышления и способностей к научно-техническому творчеству;

– в-третьих, Программа развития нашего лицея направлена на реализацию проекта «Школа научно-технического мышления».

Эффективность:

- потенциальная полезность

Для обучающихся заключается в том, что программа включает в себя не только комплекс заданий на развитие мелкой моторики, умение следовать алгоритму, но и, в первую очередь, ведется развитие направленного фантазирования, умения анализировать, планировать, строить умозаключения, что является составляющей научно-технического мышления (НТМ). Кроме того, развитие НТМ и работа с использованием конструктора является пропедевтикой физики.

- надёжность

Опыт по развитию НТМ был представлен педагогическому сообществу Самары, курсы по авторской программе «Легоконструирование. Развитие научно-технического мышления младших школьников» прошли 80 педагогов нашего города.

- перспективность

Программа нашла применение в 7 школах и 3 ЦВР нашего города. Это обусловлено тем, что для реализации программы по развитию НТМ необходимы базовые (школьные) знания по физике и желание педагога.

Характеристики опыта, определяющие трудоемкость его освоения

Трудоемкость не является высокой, так как преподаватель должен обладать базовым уровнем знаний по физике.

При разработке технологических карт уроков требуется акцентировать внимание на физических законах, действующих в технических моделях, на преобразованиях в построенных моделях, позволяющих улучшить ее характеристики.

При проведении занятий необходимо осуществлять контроль и педагогическое сопровождение индивидуальной и групповой работы в классе.

III. СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЫТА

1. Направление инновационной деятельности

Образовательный процесс в урочной и внеурочной деятельности и предподготовке к изучению физики, информатики.

2. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Развитие научно-технического мышления младших школьников.

3. Ведущая педагогическая идея

Ведущей идеей представляемого инновационного опыта является построение образовательных отношений в соответствии с двумя направлениями реализации проекта по формированию научно-технического мышления.

1 направление – работа над развитием психологических ресурсов обучающихся (память, воображение, элементарные умственные действия и т. д.).

2 направление – развитие у обучающихся конструкторских способностей, первичного познавательного интереса к физической науке, понимания целостного образа окружающего мира.

4. Источник изменений

(противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия. Растущая потребность в инженерных кадрах и отсутствие мотивации получать инженерное техническое образование.

Новое средство обучения конструктор LEGOedukachion, который может быть заменен аналогичным (SEGA, GIGA и другими).

Новые условия образовательной деятельности.

Высокий уровень ИКТ-компетенций у обучающихся, потребность учеников в творчестве, возможности внеурочной деятельности привлекать заинтересованных участников образовательных отношений.

5. Идея изменений

(в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Использование СОТ.

В первую очередь, это идеи теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанной Генрихом Сауловичем Альтшуллером.

Кроме того, это методика развития мыслительных операций Анатолия Залмановича Зака, направленная на развитие умения анализировать, сравнивать, планировать и так далее.

Это и идея мыследеятельности Юрия Вячеславовича Громыко.

В основу мыследеятельностной педагогики заложена метапредметность.

Задача мыследеятельностной педагогики научить обучающихся мыслить критически. Как это сделать? Через промысливание.

Промысливание – это первый уровень работы ученика. Промысливание важнейших понятий переоткрывает в мышлении то, как эти понятия были созданы. И через это переоткрывает процесс возникновения того или другого знания.

А при чем здесь ЛЕГО-конструирование? Лего – инструмент, который на практике помогает подтвердить или опровергнуть свои теоретические догадки. Возможности использования данного конструктора не только во внеурочной деятельности и на уроках технологии, но и на уроках математики, физики достаточно широки.

Изменения в организации учебного процесса:

– использование поисково-исследовательских методов;

– деятельностный подход как способ вовлеченности обучающихся в познавательный процесс.

В результате применения указанных СОТ у обучающихся формируются метапредметные результаты в соответствии с характеристиками «портрета» выпускника начальной школы, указанными в ФГОС НОО:

– активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

– умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

– ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

6. Концепция изменений

(способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

Преимущество перед аналогами и новизна.

Преимуществом перед аналогами является то, что при работе с конструкторами формируется не только умение осуществлять точную сборку, но и рассматриваются возможности внесения изменений в техническую модель, что является первым шагом изобретательности.

Предлагаемые изменения в формах и методах организации образовательных отношений положительно влияют на раскрытие творческого потенциала обучающегося, мотивацию к техническому направлению учебной деятельности, что в конечном итоге влияет на выбор профессии.

Ограничения

Важнейшим условием эффективности обучения является соответствие содержания обучения возможностям обучающегося. Решение этой проблемы раскрывает принцип разносторонности методического консультирования, требующий, чтобы учебный материал представлялся с использованием объяснительных методов, облегчающих усвоение информации; в методическом руководстве предлагались различные методы и способы усвоения содержания, которые обучающийся может либо выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, строить собственный путь усвоения.

Трудоёмкость и риски

Деятельность учителя в процессе развития научно-технического мышления заключается в создании ситуации промысливания, переоткрытия знания, направлена на поддержку высокой мотивации изучения физической картины мира.

Результатом изменения педагогической деятельности учителя является развитие интереса обучающихся к исследовательской и творческой деятельности, что приводит к качественному росту результатов изучения технологии, окружающего мира и первичных знаний по физике.

7. Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

В современном информационном обществе педагог должен не столько давать знания, сколько научить эти знания добывать. Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Деятельностный подход позволяет достичь максимального эффекта Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания истории и обществознания, высокий уровень педагогической компетентности, мотивированность к повышению уровня квалификации. Использование активных и интерактивных методов обучения. Для успешной реализации опыта также необходимо принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений, признание его значений и ответственности за результаты обучения, изменение роли учителя (старший партнер, консультант, наставник) Личностно-профессиональные качества педагога: научно-методические знания в области преподавания естествознания, технологии, мотивированность к целенаправленному развитию НТМ обучающихся.

8. Результат изменений

О том, насколько эффективно строится работа по развитию научно-технического мышления в начальной школе лицея, позволяют судить следующие результаты.

Высокий уровень познавательных УУД и мотивации к учебной деятельности.

К результатам можно также отнести и победы обучающихся нашего лицея на НПК «Первые шаги в науку» в секции «Физика», «Информатика»; победу команды учеников 4-х классов на городском физическом празднике «Точнее! Проще! Мудрее!» в соревновании «Юный конструктор».

9. Публикации о представленном ИПО

Сборник программ ЦРО г.о. Самара «Легоконструирование. Развитие научно-технического мышления».(2015 год). Материалы региональной «Августовской конференции учителей начальных классов» (2016 год).

10.Публичные представления ИПО на конкурсных мероприятиях

Конкурс «Учитель года-2016» (победа на окружном этапе в номинациях «Приз детского жюри» и «Приз зрительских симпатий»).

Окружной конкурс открытых уроков «Учу детей учиться» (победитель 2015 года).

Районный конкурс профессионального мастерства «К вершинам педагогического мастерства» Кировского района г.о. Самара (победитель).