sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭТНИЧЕСКОМУ И РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ

© 2016

Вобликова Е.С.,
методист
СП ЦДО «Гармония» ГБОУ СОШ № 4 п.г.т. Алексеевка (Россия)

На палитре нынешнего дня смешиваются краски прошлого и будущего. Прошлое – это память, будущее – надежда, настоящее – это наши усилия, чтобы память не стёрлась, а надежда сбылась. Человек, не искалеченный равнодушием, остро чувствует взаимосвязь того, что было, и того, что будет. Пока жива память, пока подрастающее поколение помнит ратные подвиги своих предков, помнит свою историю – будет жить род человеческий.
Особое значение сегодня приобретает проблема духовно-нравственного воспитания. Недаром в закон «Об образовании» внесена поправка, согласно которой основной задачей образования является формирование духовно-нравственной личности. Поэтому именно духовно-нравственный аспект является основой всего воспитания. Мы хотим вырастить порядочных, высоко духовных людей, но отводим этой проблеме самое последнее место в учебно-воспитательном процессе. Почему же так происходит? Исследование этого вопроса показало, что отчасти за этим скрывается неосознанное желание «не видеть» проблему.
В связи с этим необходимо не просто воспитывать, а правильно воспитывать детей, вложить в них, помимо знаний, ещё и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всём жизненном пути. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных качеств личности обучающихся. Система дополнительного образования как нельзя лучше подходит для решения этих задач.
Проблема духовно-нравственного воспитания обучающихся сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Ее изучением занимаются многие ученые, педагоги, методисты [1; 2; 3; 4; 5; 6]. В начале 90-х годов на смену общепринятым идеалам пришёл вакуум, который быстро стал заполняться идеологией индивидуализма под маской духовной свободы. Стали насаждаться эгоизм вместо коллективного сотрудничества, прагматизм вместо духовности, жажда наживы вместо честного заработка, развлекательная массовка вместо художественной классики, культ жестокости и насилия вместо любви и дружбы, преклонение перед Западом вместо любви к своей Родине, к своему народу. С экранов телевизоров, со страниц печатных изданий и с мониторов компьютеров в неокрепшие детские и юношеские души рекой полились сцены насилия, разврата и жестокости. Средства массовой информации стали вести разрушительную антидуховную пропаганду, становясь причиной снижения критериев нравственности.
Всё больше и больше людей сегодня приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая наука сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру и сострадание.
Для формирования духовно-нравственного аспекта воспитания в современном мире наиболее благоприятные условия созданы в дополнительном образовании, поскольку оно ориентировано на способности и потребности обучающегося, на его личные интересы. Дополнительное образование способствует творческому развитию, создает необходимые условия для деятельности и проявления активности. Все эти факторы способствуют формированию духовно-нравственного воспитания.
«Норд-Ост», пронесшийся над московской Дубровкой в конце октября 2002 года, глубоко потряс всех – и взрослых, и детей. Но, помимо тревоги за судьбы людей, запертых в зрительном зале, он вызвал множество вопросов, которые неизбежно зазвучали в образовательных учреждениях и на которые обязан был ответить педагог. Суть их сводится к одному: «почему»? Как случилось, что после многолетнего мирного сосуществования народов, отношения которых строились на интернациональных традициях, пути их настолько разошлись? Почему вместо одного государства на карте мира появилось пятнадцать, а внутри самого большого из них периодически возникают военные конфликты? Почему в городах взрываются жилые дома, даже в самой столице стало небезопасно не только посещать модные мюзиклы, но и проехаться в метро. Еще в прошлом году было проблематично отправиться на экскурсию по городу или в музей с группой обучающихся, так как органы внутренних дел просили отложить поездки в места массового скопления людей из-за боязни террористического акта.
И снова звучат извечные вопросы: «Кто виноват»? и «Что делать»? Только как ответить на них рядовому педагогу, помнящему о возложенной на него огромной ответственности: не навреди. Кроме того, ответа ждёт детская аудитория, которая, несмотря на то, что говорит по-русски, представлена самыми разными этносами многонациональной России, и каждый ждёт для себя удовлетворительного ответа.
На помощь нам приходят уроки нравственности: ведь именно в нравственности сокрыты причинно-следственные связи всех межнациональных проблем и конфликтов. Однако террористы чаще всего видят их в религиозном антагонизме, ибо в религии прежде всего и наиболее прочно отражены национальная идеология и национальное самосознание.
Но существуют ли на самом деле непримиримое противостояние мировых религий? На уроках нравственности мы пытаемся найти информацию об этом в трех священных книгах – Торе, Евангелии и Коране. «Пробираясь» сквозь сложности символического и афористичного языка, мы узнаём, что принципиального противостояния религий не существует, есть лишь разница в том, на каком языке произносится имя Бога, какие национально-культурные ценности зафиксированы в религиозной традиции каждого народа. Главные духовные заветы и морально-нравственные нормы мировых вероучений совпадают, так как представляют собой то, что наши современники, как верующие, так и атеисты, называют общечеловеческими ценностями!
Не они ли были заложены в исторически сложившихся традициях Российского государства: в царских браках, в искреннем интересе ко всему «иноземному», «инородному», в присущем российскому национальному характеру милосердию и добродушию, в умении проявить милость к побежденному противнику. Близкий для нас пример: отношение к Германии и к немцам после самой жестокой Великой Отечественной войны.
Многие социологи утверждают, что чисто межэтнических причин конфликтов в реальной жизни фактически не существует. Какие бы причины ни лежали в основе того или иного конфликта, выразителем этнических интересов является не весь этнос, а лишь небольшая его часть, которая преследует личные интересы.
На основе исторических примеров можно определить разницу между идеей национальной и идеей националистической. В отличие от первой, созидательной и объединяющей, вторая является агрессивной и разрушительной. Национализм появляется там, где присутствует некий внутренний «комплекс неполноценности», который пытается проявлением «силы» справиться с собственной слабостью (так рождался нацизм в Германии, униженной положением страны-изгоя).
Но страшнее вражды сегодняшней её завтрашние последствия: за постсоветские годы выросло поколение, пораженное вирусом национального нигилизма (заниженная оценка собственного этноса, неверие в перспективы его развития, сопровождаемые нежеланием говорить на родном языке и обучать ему детей), проявляющегося и в неуважении к человеческому достоинству других народов, и в равнодушии к судьбе своего собственного. Юный возраст террористок в театральном центре на Дубровке тому подтверждение.
А что представляет собой «русский фашизм»? Что привлекает в нём тех, кто каждое утро приходит в наши образовательные учреждения и садится за парты? То, что даётся легко, без особого напряжения интеллекта: культ силы, уверенность в том, что, находясь в некоей общности себе подобных, утверждаешься в возможностях своей вседозволенности, а националистическая идея (которая противоречит религиозной) служит оправданием для желания, сметая общественное «табу», эту силу продемонстрировать и получить власть над другим человеком. И вот ожесточившиеся молодые люди, вооружившись железными прутьями, громят рынки, убивая при этом иностранных граждан. А за компанию – и своих соплеменников, проходящих мимо (не повезло!), и всех других, попавших под «горячую руку»!
Развенчать в сознании подростков (завтрашних взрослых!) притягательность национального нигилизма, сломать аргументацией сложившиеся националистические стереотипы, «перепрограммировать» их сознание с негативного на позитивное в межнациональных отношениях – такова важнейшая воспитательная задача в многонациональной России. И пока эта проблема в стране решена не будет, бесполезно дожидаться её процветания. А если так, то кому, как не педагогам следует принять в этом участие?
Серьёзным шагом для нормализации ситуации должна стать практическая деятельность образовательных учреждений по воспитанию культуры межэтнических отношений, по формированию толерантности. Этому способствуют уроки нравственности, на которых обучающиеся учатся пониманию себя и других, уважению к культуре других народов, формированию навыков позитивного поведения и многому другому.
Преодоление исторического невежества с помощью знаний дает «эффект прозрения», расшатывает сложившиеся стереотипы, создает предпосылки для переоценки ценностей, то есть воспитание толерантности начинается уже на занятии.
Педагогу важно помнить, что ему придётся очень часто сталкиваться с разным проявлением национализма. Из социальной среды, из семьи обучающиеся могут привнести в детское объединение некий «абстрактный национализм» – не вполне осмысленное повторение взрослых рассуждений, разговоров, что не мешает, однако, такому «убежденному националисту» весьма приятельски общаться и даже дружить с соседом по парте с другой этнической принадлежностью.
Главное правило, по которому должен работать педагог в подобной ситуации – не допустить примеры такого «абстрактного национализма» и, почувствовав внутреннюю беспочвенность подобных суждений, доказать их несостоятельность.
А далее от теоретического воспитания толерантности нужно переходить к практике межнационального общения. Конечно же, в полиэтнической группе очень многое зависит и от педагога – воспитателя социальной микросистемы. Педагог понимает, что «из ничего» национализм в сознании обучающихся не возникает: они привносят его из социума, из своих семей, не научивших их культуре общения с другими народами.
Но возможно ли перевоспитание взрослых? Обладает ли социально незащищенный педагог необходимым и достаточным авторитетом, чтобы повлиять на позицию родителей своих обучающихся? Безусловно, от педагога требуется максимум дипломатии и такта, чтобы правильно отреагировать на «выплески» родительского национализма, который проявляется иногда в виде агрессивного нападения, направленного против представителей другой нации в коллективе, а чаще – в виде агрессивной защиты: «К моему ребёнку необъективно относятся по национальному признаку»!
Важно понять, что ни одна ситуация не должна остаться без внимания, а обидам следует противопоставить понимание того, что вся группа – и обучающиеся, и их родители, независимо от национальной принадлежности – это единое целое, «команда» одного корабля, который обязательно потерпит крушение, если не действовать дружно, сообща, во имя спасения всех.
Воспитание неразрывно связано с деятельностью: оно ею проверяется, – и потому национальное отчуждение хорошо преодолевается в совместных делах родителей и детей. Каждому известно, каким удивительным потенциалом общечеловеческого единства обладает всеми любимый праздник – Новый год. Например, на новогодний праздничный огонёк обучающиеся готовят друг для друга особые поздравления: сначала обучающиеся театральной студии «Арт-фантазия» радуют своих близких инсценировкой сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», а потом обучающиеся объединения «Волшебный клубок» организуют игру «Поле чудес», посвященную праздникам, обычаям и культурным традициям разных народов. И тогда в душах людей, старших и младших, возникает аура сопричастности – ощущения тепла и заботы, которое потом надолго останется в памяти.
Единство общения и деятельности неизменно присутствует во всех коллективно-творческих делах. Даже обычные самоуправленческие обязанности обучающихся: дежурство по кабинету, поздравление именинников, подготовка и репетиции праздников, распределение ролей и обязанностей – создают деятельностную зависимость.
Для успешного их выполнения исключается какая-либо конфронтация. Конструктивные, рабочие взаимоотношения обучающихся постепенно перерастают в приятельские, а зачастую – и в дружеские. Важны регулярный анализ успехов и неудач, проводящийся вместе с обучающимися, вовремя введенная гибкая система поощрений, акцентирование на положительных результатах усилий каждой национально неоднородной группы.
Так, на межэтническом уровне начинается стирание психологических барьеров, которые раньше считались труднодоступными и непреодолимыми.
Не менее значимым для воспитания межнациональной толерантности является развитие интереса к культуре, обычаям и традициям разных народов. Через песню, овладевая языком своего народа, его традициями, обучающиеся нашего объединения получают представление о духовной культуре своего народа. Музыка является посредником между личностью и обществом. И хотя у разных народов музыка разная, но одно ясно, что музыка и песня отвечают характеру народа, его жизненным устоям, его истории, его национальному духу. Каждый народ имеет свои музыкальные инструменты, свои напевы. Знакомство с декоративно-прикладным искусством разных народов России является важной стороной общей работы по духовно-нравственному воспитанию. Через это направление работы в нашем центре обучающиеся узнают и сохраняют наследие, дошедшее до нашего времени ремесло, тем самым сохраняя свои исторические «корни».
Выбрав для беседы тему по культуре поведения: «Как воспитанный и вежливый человек ведет себя дома, в школе, в гостях, общественных местах»?, педагог понимает, что разговор будет неполным, если не уделить внимание культурным традициям тех народов, представители которых обучаются в его объединении. От них мы с интересом узнаем, что:
1) в Таджикистане у гостя неприлично спрашивать, надолго ли он приехал, в течение трёх дней, об этом можно «деликатно» узнать лишь на четвертый день. Хозяева должны обращаться на Вы к гостю любого возраста, даже намного младше себя;
2) в Азербайджане гостю предложат лучшее угощение, он же обязан уважать хозяев и достойно вести себя в гостях. Провожать гостя принято всей семьей, особенно это касается старших в доме;
3) в священный день иудеев – субботу – запрещено работать, пользоваться транспортом и даже говорить по телефону, поэтому никто не обидится, если по этой причине вы откажетесь от общения с друзьями и знакомыми и т. д.
Главное, что обучающиеся проявляют искренний интерес к этническим традициям своих одноклассников, в которых находят много разумного и обоснованного и, сопоставляя их с обычаями своего народа, обнаруживают немало общего – того, что вполне совпадая по сути, различается лишь по форме. Так продолжается «стирание барьеров», и общение в «команде» все больше приобретает межличностный, а не межнациональный характер: педагог помогает укреплять товарищеские связи и обучающиеся подтверждают это совместными творческими делами.
По установившейся традиции дважды в год, в декабре (к Новому году) и в мае (к концу учебного года), в нашем структурном подразделении центра дополнительного образования «Гармония» готовятся праздники, в которых активно задействованы все обучающиеся, педагоги и многие родители. Выбирая себе роль актера, режиссера, художника, гримёра, чтеца, танцора, каждый получает возможность самореализации, раскрытия личного творческого потенциала, саморазвития во взаимодействии с коллективом.
Готовясь к литературной гостиной, посвященной творчеству А.П. Чехова, роли героев чеховских рассказов охотно разбирают таджичка и азербайджанец, башкирка и грузин, татарка и армянин, и, конечно же, их русские одноклассники. Ведь совершенно очевидно, что А.П. Чехова, жившего и творившего в многонациональной империи, нельзя отнести лишь к русской литературной классике. Чехов – это наша общая культура. Такие занятия помогают обучающимся выйти за пределы этнокультурных границ, подняться до уровня общемировой культуры и планетарных гуманистических ценностей.
С помощью таких мероприятий обучающиеся нашего структурного подразделения учатся одолевать новые творческие ступени, равно развивающие и коллектив, и каждую личность в отдельности. И это «восхождение» осуществляется на глазах у родителей – почетных и желанных гостей на всех наших мероприятиях. Не мешая развиваться этническому и самобытному (напротив, приветствуя в качестве примера для подражания всё лучшее, что присуще национальным характерам наших обучающихся: целеустремленность и доброту, щедрость и основательность во всех делах, умение прощать, творческую эмоциональность и аккуратность, ответственность и артистичность), мы взаимообогащаемся в процессе общения и творческой деятельности.
Мы не выбираем друзей по национальному признаку, нас объединяет то общечеловеческое, что и должно регулировать отношения на ПЛАНЕТЕ ЛЮДЕЙ. Не случайно Антуан де Сент-Экзюпери, сказал: «Мы – команда одного корабля». Пусть она немногочисленна, всего несколько объединений, но можно надеяться, что это не количественный, а качественный вклад в фундамент нормализации межнациональных отношений в нашей стране, ведь сегодняшние дети – это завтрашние взрослые.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ахмедьянова А.Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. № 3. С. 38–42.
2. Володина Л.О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье // Педагогика. 2011. № 4. С. 41–50.
3. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 11. С. 20–22.
4. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. «Новые дети» : книга для родителей и педагогов. – М. : Народное образование, 2000. 221 с.
5. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М. : ИМПЭТО, 1997. 96 с.
6. Якунина И.В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения // Дополнительное образование и воспитание. 2011. № 1. С. 19–21.