sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 34 + 37.01

ИСТОРИЯ ЭКСТРЕМИЗМА И ВИДЫ ЭКСТРЕМИСТСКИХ ТЕЧЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© 2016

Лаврентьева Ю.Б.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ №1 г. Кинель (Россия)

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные не только для России. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей нашей многонациональной страны. Молодежь особенно подвержена влиянию различного рода негативных тенденций в обществе и нередко оказывается вовлеченной в различные экстремистские формирования.
С сожалением приходится констатировать, что рост преступлений экстремистской направленности является одной из важнейших проблем современного общества. Главным средством противодействия экстремизму должна стать толерантность.
Экстремизм ассоциируется с приверженностью к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). Ученые отмечают, что в действующем российском законодательстве отсутствует само понятие «экстремизм». Федеральный закон № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» предусматривает ответственность за организацию экстремистского сообщества и организацию деятельности экстремистской организации.
Для раскрытия темы нашей статьи обратимся к рассмотрению ряда источников [1; 2; 3; 4; 5].
В истории становления экстремизма условно выделяется несколько этапов.
1 этап – с 4 апреля 1866 года, когда прозвучал выстрел Каракозова в императора Александра II, являвшийся средством для запугивания и свержения царской власти. Наиболее распространенной формой экстремизма в дореволюционный период был террор.
2 этап – советский этап (1917–1991 гг.) отличается преступлениями против порядка управления.
3 этап – (1991–2000 гг.) характеризуется массовым распространением экстремизма в России. Причины – отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; незанятость молодежи.
В современном этапе развития экстремизма (2000 г. – по настоящее время) выделяются следующие характерные черты: формальное закрепление в праве понятия экстремистской деятельности (экстремизма); законодательное закрепление ответственности за экстремистскую деятельность; разработанная система противодействия экстремизму как противоправному явлению; многообразие форм проявления экстремизма.
Исследователи различают следующие основные виды экстремизма: политический, национальный и религиозный.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своей нации».
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Выделяются также экологический экстремизм – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации.
Молодежный экстремизм выражает взгляды и тип поведения молодых людей, основанные на культивировании принципа силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства. Выделяют несколько видов молодежного экстремизма: оккультный, спортивный, уголовный. Каждый из них имеет свою специфику, однако их объединяет агрессивный, жестокий характер проявления.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.
1. Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде.
2. Экстремизм чаще всего проявляется в системах, для которых характерно отсутствие действующих нормативов, ориентирующих на законопослушность, контакт с государственными институтами.
3. Экстремизм проявляется чаще в тех группах, где наблюдается низкий уровень самоуважения, низкий уровень культуры.
Говоря о причинах возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить ряд особо значимых факторов.
1. Обострение социальной напряженности в молодежной среде.
2. Вовлечение молодых людей в криминальные сферы бизнеса.
3. Зарубежные и религиозные организации и секты, насаждающие религиозный фанатизм и экстремизм, отрицание норм и конституционных обязанностей.
4. Проявление так называемого «исламского фактора» (пропаганда среди молодых мусульман России идей религиозного экстремизма).
5. Использование сети Интернет в противоправных целях.
При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать ряд факторов.
1. Снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий полноценной самореализации и жизнедеятельности молодежи.
2. Деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
– выходцы из неблагополучных семей, имеющие склонность к алкоголизму, наркомании, физическому и морально-нравственному насилию;
– «золотая молодежь», склонная к безнаказанности и вседозволенности;
– дети, подростки, молодежь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров;
– члены экстремистских политических, религиозных организаций, сект.
При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь. Наиболее опасным является возраст от 14 до 22 лет.
Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» – «они». Также им присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищенности.
В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах, погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности (в связи с этим участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка), желания сформировать круг близких по духу людей. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта, дающая им простой и конкретный ответ на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
В последнее время в сети Интернет представителями националистических организаций создан ряд ресурсов, на которых пропагандируется разжигание межнациональной, расовой и религиозной вражды путем проведения интернет-игр.
Важно отметить, что каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту от агрессии и насилия. К сожалению, в современных средствах массовой информации показывается очень много сцен насилия, так как они привлекают большую зрительскую аудиторию. Таким образом, цель защиты населения от высокого уровня насилия не совпадает с экономическими интересами медиа-индустрий.
Поэтому важно, чтобы независимые организации, действующие на строго определенной правовой основе, взяли на себя обязанность контролировать доступность содержащегося в средствах массовой информации насилия.
Одним из методов предупреждения проявления экстремизма в молодёжной среде должен стать диалог между разными общностями, который основан скорее на понимании того, что мы представляем множественность культур, а не на том, что мы все одинаковы и согласны друг с другом.
Мы все должны осознавать, что являемся продуктами многих культур; что толерантность позволяет нам изучить другие культуры и учиться у них; что наша сила – в способности соединить близкое с чуждым; что те, кто воспринимает разнообразие как угрозу, лишают себя очень многих знаний.
Каждый из нас имеет право на свою особую веру и наследие. Воспитанию человека мобильного и умелого, способного адаптироваться в стремительно меняющемся мире, владеющего компьютером, иностранными языками, основами современных экономических знаний, посвящается в последние годы достаточно много усилий, но нельзя забывать о том, что не менее важной целью образования является воспитание человека духовного.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Залужный А.Г., Беляева Т.Н. Экстремизм: современные представления об общественной опасности [Электронный ресурс]. URL: https://www.sovremennoepravo.ru/m/articles/view/%D0%AD%D0%BA%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BE%D0%B1-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
2. Антонян Ю.М. Природа экстремизма [Электронный ресурс]. URL:  http://netnado.ru/istoriya-ekstremizma-i-vidi-ekstremistskih-techenij-v-sovremen/page-1.html
3. Казберов П. Противодействие должно быть равно силе действия // Электронный журнал «Юрист». 2012. № 35.
4. Корнилов Т.А. Возникновение, развитие и понятие экстремизма // Российский следователь. 2011. № 17.
5. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX – начало XX в.). М. : РОССПЭН, 2000. 399 с.