sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК КЛЮЧЕВОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС

© 2016

Лапазина Е.С.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала (Россия)

«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является основополагающим методологическим документом в сфере социализации и воспитания обучающихся. В ней подчеркнуто: «Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства» [1, с. 5–6].
Именно поэтому организацию работы в своих классах я стараюсь направить на выполнение заказа государства школе, сформулированном в модели выпускника школы. В соответствии с определением выпускник школы должен обладать нравственным, познавательным, коммуникативным,  эстетическим и физическим потенциалом [2]. Это должна быть личность, социализированная в обществе.
Считаю, что главным элементом духовно-нравственного воспитания школьника является гражданско-патриотическое воспитание, так как человек, воспитанный на любви к своему Отечеству, не может быть равнодушен к тому, что происходит в обществе, будет стремиться к его усовершенствованию, изменению в лучшую сторону.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей « малой Родине», патриотические чувства, проходят целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания любви к своему Отечеству.
Гражданско-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время [3, с. 7].
В основе работы любого учителя, классного руководителя должны быть заложены принципы гражданско-патриотического воспитания.
В настоящее время становление системы патриотического воспитания необходимо рассматривать как объединяющее начало, фактор взаимодействия детского и молодежного движения, администрации школы, учителей, как основу гражданского воспитания школьников.  
Самое могучее и красивое дерево было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком – это стержень всего ствола. Детство – это сердцевинная часть каждой жизни. Поэтому всё, что впитывает ребёнок в себя в эти годы, очень важно. Трудно сейчас воспитать ребёнка, здорового и телесно, и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, от которого зависит воспитание духовно-нравственной личности ребёнка.
Вот уже несколько лет в своей воспитательной системе я использую элементы программы «Я – гражданин России». Цель этой программы – формирование у учащихся представлений о гражданственности, патриотизме, о приоритетах и целях развития страны, воспитание лучших черт и качеств национального характера. При этом используются следующие формы воспитания:
1) классные часы по патриотической тематике («Символы России», «День Победы» и др.);
2) участие в акции « Старость надо уважать»;
3) работа в краеведческом музее;
4) проведение общешкольных открытых мероприятий, например устный журнал «Детство, опаленное войной», «И помнит мир спасенный», «Памяти жертв политических репрессий» (с использованием компьютерных презентаций);
5) участие в областной программе «Юность – территория, свободная от курения»;
6) привлечение родителей к проведению коллективно-творческих дел.
Проблемы гражданско-патриотического воспитания больше всего, наверное, касаются учителей истории и обществознания, которые в основу своей работы должны положить проблемы, связанные с разрешением противоречий, возникших между пропагандой «западных ценностей» и необходимым возрождением авторитета армии, государства и понимания роли и места в жизни общества и Отечества [4]. На уроках истории я постоянно обращаюсь к истории родного края, стараюсь сделать их более эмоциональными, способствующими пробуждению у учащихся чувства сопереживания, гордости за свою Отчизну. Современные информационные технологии позволяют сделать уроки более зрелищными и привлекательными. Во время уроков я использую материалы электронных библиотек (тексты, фотографии, видеосюжеты), компьютерное представление наглядности (например, на уроках по темам «Гражданская война», «Великая Отечественная война» использование такой наглядности позволяет учащимся более полно воспринимать информацию). Уроки истории и обществознания я провожу с использованием электронного учебника «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применяю интернет-ресурсы на уроках и во внеурочное время.
Наиболее эффективными я считаю уроки с использованием метода проектов.
Ежегодно проекты по истории выполняют до 45% учащихся моих классов. При этом темы проектов самые разнообразные: «Семь чудес Самарского края», «История русского костюма», «Дети войны», «Улицы нашего села», «Знаменитые люди нашего села» и др.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы, как участие в реализации проекта «Гражданин». С 1999 года наша школа активно принимает участие в конкурсе проектов «Гражданин», который, по моему мнению, является отличной школой гражданско-патриотического воспитания учащихся. За период с 1999 года по 2015 год в работе над проектами приняли участие более 300 учащихся, которые проявили свои гражданские качества в решении и реализации проблем различного уровня. За это время силами наших учащихся открыт памятник работникам госпиталя № 4 440, который находился в здании школы во время ВОВ; созданы развивающие игры для детей дошкольного возраста, которые переданы в детский сад «Звездочка»; открыт стенд, посвященный памяти Сергея Власова – выпускника школы, погибшего в Чечне; создана стена памяти «Фотографии войны». Учащимися собран материал и выпущены брошюры по темам «Почетные граждане Шенталинского района», «Учителями славится Россия!», «История собрания представителей Шенталинского района», «Асхат Зиганшин: оценка подвига вчера и сегодня». На некоторых улицах Шенталы зажглись фонари, сделавшие эти улицы светлыми и уютными в ночное время, посажен не один десяток деревьев, возле школы заложена аллея имени Асхата Зиганшина.
Именно благодаря вовлечению учащихся в подобного рода мероприятия мы прививаем им любовь и уважение к своему селу, родному краю, своему Отечеству. Ведь тот, кто строил памятник, собирал материал о солдате, погибшем в Чечне, писал брошюру о лучших людях Шенталы, вряд ли останется равнодушен к проблемам своей Родины, своего родного края.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, который поможет нам вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, способных найти своё место в жизни и использовать полученные знания и умения на благо Родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (ФГОС) / А.Я. Данилюк, А.М. Кодаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2009. 27 c.
2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе. М. : Просвещение, 1999. 97 с.
3. Вырщиков Л., Кусмарцев М. Пат¬риотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006. № 3.
4. История и обществознание. Технологии гражданского образования / составитель Н.Ю. Бухарева. Волгоград : Учитель, 2009. 167 с.