sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2016

Лебеднова И.С.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ им. М. Н. Заводского с. Елховка (Россия)

Любовь к родине – не отвлеченное понятие,
но реальная душевная сила,
требующая организации, развития и культуры
А.Н. Толстой

Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится о том, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире [1]. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.
Несмотря на то, что патриотическое воспитание всегда было одним из ведущих направлений деятельности российской школы, сегодня данное направление педагогической деятельности не только актуально, но и контролируется государством в связи с низким уровнем гражданской позиции членов российского общества, зафиксированным статистическими институтами.
Возможно, что корень проблемы – конфликт ценностных установок, которые навязывают современные средства информации (материальный достаток, основанный на потребительском отношении к жизни, эгоцентризм, поддерживающий агрессивные формы поведения и пропагандирующий вседозволенность и удовлетворение своих потребностей, а также низкий уровень культуры и образования), и педагогических идеалов и ценностей, заложенных в программных комплексах образования и воспитания.
Фундамент гражданско-патриотического поведения личности закладывается в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сенситивным периодом для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма [2; 3].
Цель воспитательной работы в данном направлении – сформировать модель гражданско-патриотического поведения личности.
Получению первоначального опыта постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры способствует решение следующих задач:
– формирование представлений о ценности «Патриотизм»;
– формирование представления о символах государства – Флаге, Гербе России и Самарской области, о правах и обязанностях гражданина России;
– изучение природы, истории и культуры Отечества и родного края;
– создание условий для активного участия в делах класса, школы, семьи, своего села.
Для решения вышеизложенных задач работа выстраивается по нескольким направлениям:
– воспитание любви к родной природе;
– знакомство с героическими страницами истории области, жизнью замечательных людей;
– знакомство с культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, особенностями быта;
– воспитание активной гражданской позиции.
Суть воспитания заключается в приобщении воспитуемых к ценностям воспитателя, а не в информировании о ценностях, не в их изучении и не в их навязывании. Воспитание представляет собой способ превращения ценностей социума в ценности личности.
Для принятия ценностей важна системная организация различных видов нравственно-ориентированной деятельности детей (системно-деятельностный подход).
Особенностью организации воспитательного процесса по данным направлениям является система трёхуровневых задач. Первый уровень направлен на формирование понятия о базовой ценности, второй – на умение строить отношения внутри коллектива на основе осваиваемой ценности, третий – на умение представлять себя в социуме на основе этой же ценности.
В соответствии с указанными тремя уровнями задач подбираются и формы внеклассной работы. Формированию представлений о базовых ценностях соответствуют классные часы, беседы со специалистами, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, викторины, заочные путешествия, участие в театральных постановках, литературно-музыкальных композициях, посещение выставок, просмотр фильмов, наблюдение и обсуждение педагогически организованных поступков. Отношения внутри коллектива выстраиваются на основе коллективных творческих дел (КТД). Позиционирование себя в социуме выстраиваются на основе социальных проектов: участие в делах благотворительности и милосердия, оказание помощи нуждающимся, забота о животных, природе.
Добиться положительных результатов возможно только при условии применения таких активных методов организации деятельности, как:
– игровой (сюжетно-ролевые игры, фольклорные праздники, соревнования и т. п.);
– проектный (социально-значимые проекты), предоставляющий возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, позволяющий проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
– исследовательский.
В.А. Сухомлинский говорил: «Воспитывать чувство патриотизма – значит добиться, чтобы жизнь постоянно выходила за рамки интересов семьи, родного очага, родного города. Но именно для этого начинать познание мира нужно с того, что ближе – с семьи, судьбы деда и прадеда» [4]. Историческое краеведение является важнейшим источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и формирует гражданские понятия и навыки. Одним из главных мотивов привлечения учащихся к исследованию является пробуждение интереса к изучению семейных архивов, составление родословной и написание истории своей семьи. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории родного края и страны, способствует формированию у  учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории.
Младший школьный возраст наиболее подходит для воспитания интереса к общественным явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого ученика в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на проявление заботы о ближнем, а затем и дальнем окружении детей. А умелая организация их деятельности, где учащиеся по-настоящему могут проявить себя, – хорошая школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном итоге – патриотизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект/ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. М. : Просвещение, 2009. 27 c.
2. Горшкова Е.А. Учет особенностей поведения младших школьников в процессе обучения и воспитания // Начальная школа. 2009. № 1. С. 10–15.
3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание в начальной школе // Начальная школа. 2007. № 7. С. 29–33.
4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения [Электронный ресурс]. URL: http://padaread.com/?book=183104&pg=8