sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

© 2016

Макарова Н.Г.,
учитель истории и обществознания
ГБОУ СОШ № 14 г. Жигулевск (Россия)

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
В.Г. Белинский

Современная школа не может не отражать характер, проблемы и противоречия современного общества и именно поэтому отвечает за социализацию личности и является важнейшим инструментом, который способен эволюционным путем обеспечить смену ментальности, воспитать гражданина и патриота.
Патриотизм формируется длительное время, в результате у школьника развивается целый комплекс позитивных качеств. А проявляется патриотизм в гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Понятие патриотизма многогранно и включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к языку своего народа; заботу об интересах Родины; осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям; ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины; гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Именно детский возраст является оптимальным для осуществления системы гражданско-патриотического воспитания, потому что это период активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Но сформировать  патриотические социальные интересы и жизненные идеалы только с помощью знаниевого подхода сегодня невозможно. Время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней можно достигнуть успехов в этом направлении.
Как учитель истории и обществознания я полностью принимаю следующее определение патриотического воспитания: «… целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха» [1].
Н.К. Беспятова и Д.Е. Яковлев в своей работе отмечают: «В прошедшем веке Россия пережила всплески и антипатриотизма (Первая мировая и Гражданская войны), и патриотизма (Великая Отечественная война). На рубеже ХХ–ХХI вв. необходимость воспитания чувства любви к своей Родине у россиян вновь стала актуальна. Нынешние школьники растеряны, поскольку не могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. В советские времена достижения Руси/России игнорировались учителями истории, в постперестроечное время аннулировались все достижения советского времени. Поэтому возникла необходимость воспитания исторически грамотного гражданина [2].
Школьные курсы истории и обществознания по содержанию уже носят метапредметный и интегрированный характер, поэтому при формировании патриотических чувств, гражданской позиции через вовлечение в социальную деятельность, органично используется проектная деятельность учащихся. При этом следует помнить об особенностях применения данного метода на уроках истории и обществознания. Первая особенность заключается в вариативности выбора темы проекта, что обусловлено самим содержанием предмета. Тема проекта должна быть интересна учащимся. Чаще всего, тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении информации из разных областей знаний. Вторая особенность заключается в подборе источников для исследования. Широта материала и взаимосвязь компонентов общественной структуры диктует необходимость применять интегрированный подход к выполнению заданий. Третья особенность состоит в конечном продукте проекта. Учитель и учащиеся должны ориентироваться на его назначение, будет ли это социально-значимое дело или личностно-значимое событие, средство развития творческого воображения. Здесь открывается простор для учащихся и учителя, потому что именно темы этих предметов позволяют в социальной практике сформировать гражданственность и патриотизм.
При изучении темы «Человек среди людей» в курсе обществознания 6 класса мы обсуждаем вопросы: какие отношения называются межличностными; чувства – основа межличностных отношений; какие бывают виды межличностных отношений. В качестве домашнего задания запланирован проект по теме. На следующий урок учащиеся предложили выйти за пределы школы и обратить внимание на людей, имеющих ограничения в общении по состоянию здоровья или возраста. Так в октябре 2015 года появился наш проект «Мы разные, но мы – равные», который продолжается и развивается до сих пор. Работа началась с освоения теоретических основ социального проектирования. Мы ведем дневники практики и рассказываем ученическому и педагогическому коллективу о результатах работы на ежегодной конференции. Целями внедрения социальной практики по обществознанию являются: «…формирование социальных компетенций на основе привлечения учащихся к общественно значимой деятельности; приобретения практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий; знакомство с конкретными условиями и содержанием отдельных социальных процессов, проходящих в современном российском обществе; приобретения навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность учащихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации» [3].
Третий год объектами социальной практики для учащихся нынешнего 8 б класса нашей школы являются такие формы общественно-значимой деятельности, как организация в рамках патроната посильной помощи социально незащищенным слоям населения города. Это общество инвалидов, пансионат ветеранов и педиатрическое отделение городской больницы. Учащиеся в начале работы определили проблему и причины таковой: «Мы видим проблему в том, что некоторые дети в больнице и инвалиды чувствуют себя особенно одинокими в преддверии праздников из-за невозможности полноценного общения со сверстниками и чувства одиночества. Мы видим следующие причины такого нежелательного положения вещей: невозможность полноценного общения со сверстниками; люди боятся потерять своё здоровье и оказаться на месте инвалида; люди с трудом представляют, как общаться с инвалидом, боятся сделать что-нибудь неправильно; люди думают, что такой человек должен очень сильно отличаться от нас, с ним надо как-то иначе обращаться; люди не знают, как общаться и начинают бояться; именно в праздники особенно остро ощущается одиночество из-за того, что все заняты подготовкой к Новому году, проявляя заботу в первую очередь о близких, а добрые дела люди откладывают на потом.
Целевая группа благополучателей была определена – это дети в больнице, пожилые люди в интернате ветеранов и инвалиды города. Когда выделяли ценности, то учащиеся выбрали милосердие, сострадание, исполнение гражданского долга, сочувствие, любовь и счастье. Цель определили следующую: дать почувствовать детям в больнице, ветеранам и инвалидам, что они не одиноки; рассказать школьникам о том, как надо общаться с детьми-инвалидами. Только через участие в социальной практике молодые люди учатся применять полученные знания и развивать умения, происходит выработка социальной компетентности личности. Так начался процесс реализации цели. Школьники самостоятельно договаривались с руководством педиатрического отделения ЦРБ г. Жигулевска, руководителем клуба «Огонек» для инвалидов, администрацией Дома Ветеранов о дате и времени концертов, самостоятельно писали сценарий, репетировали. Организовали сбор мягких игрушек в школе, рисовали открытки к Новому году. Результаты анкетирования 15 учащихся 5–9 классов показали, что большинство учащихся готовы общаться с людьми, имеющими ограничения по здоровью. Группой учащихся на уроках обществознания был проведен инструктаж «Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими особые потребности», после которого большинство школьников сказали, что узнали новую информацию.
Участники проекта отмечают, что у них расширился кругозор за счет обращения к различным людям; им комфортно работать в группе с различным составом участников; они перестали стесняться встреч с людьми, имеющими ограничения по здоровью; им нравится видеть радость других людей от встреч с ними; выход на контакт с другими людьми вне стен школы для них стал проходить легче; они испытывают комфорт в группе при подготовке праздников; у них улучшились отношения со сверстниками; они стали более уверенными в себе. Как педагог могу отметить, что ученики действительно свободно взаимодействуют и общаются с людьми, которые имеют ограничения по возрасту и здоровью; самостоятельно организуют праздники для детей, ветеранов и инвалидов. Это стало доброй традицией. Дети, ветераны и инвалиды стали менее одиноки, ждут встреч, а школьники получают еще одну возможность дарить любовь и стать милосерднее. Наш проект пронизан основной идеей – пропагандировать милосердие, любовь к ближним и не бояться общения с инвалидами, пожилыми и больными людьми.
Особо хочется подчеркнуть, что в основе патриотического воспитания  лежит, прежде всего, воспитание чувств. Хотелось бы особо заострить на этом внимание, так как мы редко задумываемся над тем, что источником чувства является пережитая эмоция. Поэтому фактором развития патриотических чувств должна стать целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за маму, близких, свою семью, за коллектив, который должен стать для ребенка второй семьей, за совместный успех и достижения других членов коллектива, горожан, россиян.
В курсе истории при изучении различных тем мы проводим параллель с нашей Самарской областью. Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания патриотических чувств.
«С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, с хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе…» Для каждого школьника Родина начинается с вида за окном, с дороги от дома до школы и обратно, с детской площадки во дворе, с родного города, в котором многое напоминает о богатой событиями истории родного края, с людей, с которыми мы каждый день контактируем, и, конечно, истории всего Отечества в целом.
Итоговая работа школьников по каждой теме курса истории всегда носит творческий характер, в ней отражены события изучаемого периода и вклад исторических личностей России и Самарской области. Школьники выступают на научно-практических конференциях разного уровня. Традицией стали проводимые раз в четверть школьные конференции по темам: «Самара – культурная столица Поволжья», «Столыпинские реформы в Поволжье», «Исторические деятели Самарского края», «Самарский край в годы Великой Отечественной войны». Также стали традицией встречи с участниками войны в Афганистане, детьми войны, депутатами и поэтами нашего города. Эти встречи организуют сами старшеклассники в рамках реализации творческого проекта по истории «Интересные люди нашего города». Проект оформляется в соответствии с требованиями – от выдвижения проблемы до оформления портфолио. В конце учебного года школьники защищают свой проект перед школьной комиссией.
Формирование патриотизма становится одной из важнейших педагогических задач. Создан историко-культурный стандарт, проводятся семинары и курсы повышения квалификации учителей истории по вопросам патриотического воспитания, в СМИ реализуются проекты по истории России, создаются фильмы, формирующие чувство гордости и любви к стране, уважения к делам наших предков.
Крайне важной считаем ежедневную работу учителя истории и обществознания по воспитанию патриота своей страны. Просто необходимо до каждого школьника донести слова великого педагога В.А. Сухомлинского: «Патриотизм – чувство самое стыдливое и деликатное... Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше – молча трудись во имя ее блага и могущества» [4].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Патриотическое воспитание в школе. М. : Айрис-пресс, 2002. 214 c.
2. Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М. : Айрис-Пресс, 2004. 192 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике [Электронный ресурс]. URL: www.studfales.ru
4. Сухомлинский В.А. Избранные произведения [Электронный ресурс]. URL: http://padaread.com/?book=183104&pg=8