sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2016

Манойлова М.А.,
член-корреспондент ААН, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития и коррекционной педагогики
ПГПУ имени С.М. Кирова, Псков (Россия)

Проблемы образования – возрождение духовности, развитие гуманистического мировоззрения, ценностных ориентаций личности и  включение их в этнокультурный опыт – приобретают актуальность, требуют обновления содержания образования в современном обществе.
В Законе РФ «Об образовании» одним из важнейших принципов является принцип защиты системой образования национальных культур, традиций в условиях многонационального государства [1]. Перед системой образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждого этноса и сохранения его посредством системы образования, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования.
По мнению А.Б. Панькина (2002) для функционирования этноса нужна постоянно обновляемая система ценностных ориентаций, корректирующих образовательную систему. Программно-целевые установки в сфере образования, господствующие в сообществе в тот или иной конкретно-исторический период, дают этносу реальную возможность определения актуальных для него в данное время ценностных ориентаций, которые содержатся в этнокультурных источниках [2].
В современное время всё большее распространение получают идеи поликультурного образования [3; 4]. К проблемам поликультурного образования обращаются А. Тойнби, Э. Мейлер, Н. Данилевский, Ю Яковец. В начале XX века Л. Гурлитт, Ф. Гансберг, Г. Шаррельман в понятие поликультурного образования включали знания этнической и мировой культуры, способствующие развитию общечеловеческого сознания и утверждению идей о едином мире.
Обоснованием поликультурного образования является теория Л.С. Выготского (1982) о развитии поведения и психики, в соответствии с которой источники и детерминанты психического развития лежат в исторически развивающейся культуре. Рассматривая развитие психики как опосредованный процесс, Лев Семенович Выготский полагал, что опосредованность заключается в присвоении (освоении) культурно-исторического опыта и что всякая функция в культурном развитии ребенка, все психологические процессы формируются, появляются дважды, на двух отдельных уровнях: сначала на социальном (межпсихологическое функционирование), потом индивидуальном, психологическом (внутрипсихологическое функционирование), вначале между людьми – как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка – как категория интрапсихическая. Переход извне вовнутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей [5]. Согласно теории Л.С. Выготского, способы мышления и приобретения знаний составляют один из основных компонентов культуры и в значительной степени предопределены наследственностью, формирующейся в пределах определённого этноса.
По мнению исследователей, поликультуризм в образовании – это культурный плюрализм, признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, составляющих данное общество, недопустимость дискриминации людей по национальной или религиозной принадлежности, пола или возраста. Основополагающими принципами поликультурного образования являются: принцип диалога и взаимодействия культур; контрастный принцип овладения содержанием поликультурного образования; принцип творческой целесообразности потребления, сохранения и создания новых культурных ценностей. Образование, с одной стороны, должно способствовать осознанию человеком  своих корней и определению места, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам. Изучение культуры сопредельных народов должно способствовать формированию чувств равенства, достоинства, нравственной культуры межнациональных отношений, обеспечивать культурный диалог представителей различных национальностей [6; 7].
Современное образование в условиях возрождения этнической культуры должно обеспечивать преемственность поколений, возрождение, сохранение и развитие родного языка и этнокультурной традиции в нравственном воспитании подрастающего поколения, превращать общечеловеческие ценности в конкретные, узнаваемые в этнокультурном плане. Система образования как целенаправленно организованный социальный институт этноса, обеспечивая удовлетворение этнокультурных запросов, становится фактором возрождения этнической культуры, выбора ценностной ориентации этноса, приобщения к этнокультурному опыту, удовлетворения этнокультурных потребностей, основным средством передачи, воспроизводства и развития этнической культуры. Стратегия возрождения этнокультуры включает: признание роли родного языка; образование учителей на родных языках; развитие культуры, включая как содержательную составляющую, так и обеспечение материальными ресурсами; признание ценностей культуры в образовании. Возрождение и сохранение этнической культуры в современных условиях становится возможным только в случае определения, сохранения и развития центральной темы культуры этноса, через её использование в повседневной педагогической практике, посредством системы образования [2].
Обретение человеком целостной этнической идентичности обуславливает его психическое созревание, способствует повышению степени психической адаптации к его внутренней и внешней среде. Человек изначально, с момента своего рождения, помещен в мир культуры, а культура задает систему ценностных представлений. Развитие этнической идентичности (Романова В., 1997) происходит уже у маленького ребенка в процессе его взаимодействия с близкими взрослыми и предметами окружающей его среды [8]. А.В. Сухарев (2005) указывает, что подростковый возраст является ключевым моментом формирования этнической идентичности [9]. А юношеский возраст, с точки зрения В.Ю. Хотинец (1998), является решающим периодом развития этнического самосознания. В более старшем возрасте происходит уже не развитие этносознания, а его трансформация в зависимости от социальных, политических, экономических, демографических условий. На образовательные учреждения возлагается огромная ответственность – воспитание этнически идентичной и поликультурной личности. Нарушения этнической идентичности могут обуславливать появление напряженности между этническими группами, что проявляется в возникновении национальной розни, межэтнических конфликтах [10].
Поликультурное образование как важная часть современного образования, направленная на усвоение учащимися знаний о других культурах; усвоение традиций, образа жизни, духовных ценностей народов; воспитание молодежи в духе уважения инокультурных систем, призвано способствовать повышению этнической идентичности будущего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Учительская газета. 1992. № 23.
2. Панькин А.Б. Проектирование национально-региональных образовательных систем на основе принципа этнокультурной коннотации. Элиста : Изд-во КГУ, 2002. 224 с.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М. : Школа-Пресс, 1995. 448 c.
4. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики. Л. : Изд-во ЛГУ, 1989. 144 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М. : Педагогика, 1982–1984, Т. III.
6. Вербицкий А.А. Некоторые теоретико-методологические основания необходимости разработки психологии образования как ветви психологической науки // Проблемы психологии образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М., 1992. С. 5–17.
7. Образование и здоровье ребёнка Республики Калмыкия (в рукописи) М., 1993. С. 2–24.
8. Романова В. Кросскультурные исследования младенчества в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 118–129.
9. Сухарев А.В., Бухарева С.Л. Особенности этнической идентичности подростков в этнически ориентированных учебных центрах // Вопросы психологии. 2005. № 6. С. 82–90.
10. Хотинец В.Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 31–43.