sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

РОЛЬ УРОКОВ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© 2016

Миняшев В.С.,
учитель истории и обществознания
МБОУ Школа № 66 г. о. Самара (Россия)

В современной России по-прежнему актуальной проблемой остается борьба с экстремистскими идеологиями. Благоприятными условиями для развития экстремистских настроений являются, с одной стороны, сильное социальное расслоение в обществе, а с другой, – многонациональный характер населения России в целом и особенно нашего региона. Ситуацию усугубляет всеобщий доступ к Интернету и бурное развитие социальных сетей в последнее десятилетие, поскольку проповедники экстремистских идеологий активно используют данные каналы для распространения своей информации. Это ставит перед системой образования вопрос о необходимости профилактики экстремизма среди молодежи.
Среди всех предметов, изучаемых в рамках программы основного общего образования и полного среднего образования, ведущее место в профилактике экстремизма принадлежит истории и обществознанию. Такое положение этих предметов обуславливается метапредметными и предметными результатами, которые определяют для них Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования и полного среднего образования. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования» в качестве метапредметного результата для истории и обществознания устанавливает: «сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным Конституцией Российской Федерации» [1]. В «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» содержится аналогичное положение. При этом подчеркивается, что задача воспитания и развития личности обучающегося является приоритетной [2]. В предметных результатах к задачам обществознания в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» добавлено получение знаний и опыта их применения в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповедания. К предметным результатам изучения истории России и всеобщей истории этот же документ относит: «формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур» [2]. Это важно, поскольку от того, какой будет этнонациональная самоидентификация обучающегося, что он будет понимать под ценностями своей нации, во многом зависит его восприимчивость или невосприимчивость к экстремистским идеям.
Еще более важным является формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире, что обозначено Федеральным государственным образовательным стандартом в качестве предметного результата.
В профилактике экстремизма на уроках истории важную роль играют те темы, которые показывают единство различных национальностей в трудные для России моменты. К примеру, при изучении темы «Отечественная война 1812 года» вполне можно подчеркнуть, что никакой розни по национальному признаку в войсках не было. Не наблюдалось и восстаний в отдельных национальных регионах империи.
Не стоит пренебрегать и опытом преподавания истории в СССР. При изучении восстаний Степана Разина и Емельяна Пугачева можно подчеркнуть, что за свободу против крепостничества совместно боролись крестьяне разных национальностей и вероисповеданий: русские, татары, башкиры, чуваши, мордва.
Безусловно, наиболее актуальной темой, способной подчеркнуть единство различных национальностей нашей страны в трудную минуту, является Великая Отечественная война. В различных программах профилактики экстремизма подчеркивается необходимость углубленного изучения истории Великой Отечественной войны [3]. Хотя здесь дело скорее даже не в общем углубленном изучении данной темы, а в правильно расставленных акцентах на том, что все народы нашего региона защищали СССР от фашизма.  
Еще одним аспектом истории Великой Отечественной войны, помогающим в профилактике экстремизма, является подробное изучение преступлений немцев и их союзников, совершенных в годы войны на национальной почве. Описание всех ужасов этих преступлений способно привить у школьников отвращение к самой идеологии нацизма.
Касаясь истории фашизма, необходимо затронуть и такой аспект, как пакт «Молотов-Риббентроп». Необходимо объяснить учащимся, что СССР вовсе не собирался становиться союзником фашистской Германии. Советское руководство понимало, что война неизбежна, к ней надо готовиться. В итоге учащиеся должны понять, что пакт был заключен для подготовки к войне и для возвращения в состав СССР территорий, утраченных ранее, в том числе и с целью спасти эти территории (Западную Украину, Западную Белоруссию, Молдавию и Прибалтику) от власти фашистов, под которую те бы неизбежно попали, если бы не вернулись в состав России.
На уроках истории при изучении тем, связанных с фашизмом и политической системой СССР в 1930-е гг., и на уроках обществознания в теме «Политические режимы» в 9–11 классах неизбежно вводится понятие «тоталитарный режим». Ни для кого не секрет, что понятие «тоталитарный режим» было придумано на Западе во многом с целью уравнять коммунистический и фашистский режимы. Поэтому учителю нужно быть очень аккуратным с употреблением этого понятия. С точки зрения политологии, этот термин подходит и под обозначение сталинизма, и под обозначение фашистских режимов. Как же быть в этой ситуации? Совсем избежать употребления данного термина мы не можем, так как он присутствует в контрольно-измерительных материалах для сдачи ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию. С другой стороны, совершенно недопустимо в какой бы то ни было степени отождествлять коммунизм с фашизмом. К сожалению, до сих пор в практике преподавания некоторых учителей встречаются такие параллели. С одной стороны, это легитимирует нацистскую идеологию в глазах обучающихся. «Если у нас был похожий политический строй, то почему бы его не возродить?» – такая мысль запросто может возникнуть в сознании школьника. При проведении подобных параллелей обесценивается и наша победа в Великой Отечественной войне, а преступления нацизма не кажутся столь ужасными. С другой стороны, это дает почву таким антирусским экстремистским идеологиям, как исламский экстремизм и прозападный экстремизм, включающий поддержку нацизма на Украине.
Как же выйти из этого затруднения? Для этого обратимся к самим понятиям «тоталитарный режим» и «политический режим». В политологическом словаре политический режим определяется, как «система методов, средств и способов реализации политической власти», [4, с. 207] а тоталитаризм, как «абсолютный контроль государства над всеми областями общественной жизни» [4, c. 237]. Из этого следует, что, вводя данные понятия на уроках истории и обществознания, приводя примеры советского и фашистского режимов, учителю следует подчеркивать, что политический режим – это лишь система методов. Цели, которые власть пытается достичь с помощью этих методов, могут быть прямо противоположными, и тут следует привести в пример разницу идеологий коммунизма и фашизма, подчеркнув, что коммунисты были главными врагами фашистов.
Для профилактики исламского экстремизма огромное значение имеет правильное освещение на уроках истории взаимоотношений Русского государства и мусульманских народов. Ряд сюжетов нашей истории при неправильной подаче вполне могут создавать почву для роста экстремистских настроений у лиц мусульманского вероисповедания. Например, такой исторический факт, как завоевание Иваном Грозном Казанского ханства в 1552 году. Если не рассказать на уроке, что в Казани была пророссийская партия, выступавшая за вхождение в состав России и даже просившая Ивана Грозного прислать наместника для управления ханством, в сознании школьника из мусульманской семьи может возникнуть образ Русского государства как агрессора, что недопустимо. В то же время изучение на уроках истории того факта, что татары, наряду с русскими, активно участвовали уже в Ливонской войне на стороне России, участвовали в Северной войне, способно показать единство наших народов независимо от вероисповедания, показать, что Россия никогда не была врагом ислама. Напротив, православные христиане совместно с мусульманами воевали против общих врагов на Западе. Большие возможности дает также изучение темы присоединения Средней Азии к России в XIX веке. Здесь необходимо подчеркнуть, что правителей среднеазиатских государств к антироссийской политике подталкивала Англия. Не лишним будет и рассказать о системе управления завоеванной Средней Азией, где для коренного населения сохранялись шариатские суды. [5, с. 214] Тем более, практика существования шариатских судов для мусульман сохранялась и в других мусульманских регионах империи [6].
Преподавание истории и обществознания в средней общеобразовательной школе в любом случае выполняет определенную идеологическую роль в воспитании гражданина и не может быть на 100% безыдейным. Вольно или не вольно это оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения будущего гражданина России. И каким будет это мировоззрение, во многом зависит от правильного преподавания данных предметов.
Одной из проблем школьного исторического образования в настоящее время является падение интереса школьников к истории. В отношении обществознания такого падения интереса не наблюдается. Связано это, с одной стороны, с тем, что в 1990-е гг. на волне отрицания патриотизма выросло целое поколение, ценности которого частично передались следующим. С другой стороны, подрастающее поколение является ярко выраженными прагматиками. И если обществознание нужно для поступления в большинство гуманитарных вузов, то есть стимул его изучать, чего не скажешь об истории.
В связи с этим, на мой взгляд, министерству образования стоит рассмотреть: а) проблему увеличения часов, выделяемых на историю в общеобразовательной школе, поскольку полноценно пройти курс российской и всеобщей истории за то количество часов, которое выделяется сейчас, просто невозможно; б) опыт тех стран, где по окончании школы существует обязательный экзамен по отечественной истории, который дает возможность повысить уровень патриотизма в обществе и создать дополнительные возможности для профилактики экстремизма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL:  https://rg.ru/2010/12/19/obrstandart-site-dok.html
3. Москалева С.Ю. Программа «Профилактики экстремистских настроений среди молодежи» [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/417486/
4. Погорелый Д.Е., Фесенко В.Ю., Филиппов К.В. Новейший политологический словарь. Ростов-на-Дону : «Феникс» 2010. 318 с.
5. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России, XIX век. 8 класс : учебник для общеобразовательных учреждений. М. : «Просвещение», 2012. 287 с.
6. Гибадатов У.И. Шариатский суд в дореволюционной России (по материалам Южного Урала) // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 22. С. 139–142.