sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

© 2016

Гинатулина О.М.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 1 г. Нефтегорск (Россия)

В настоящее время требования экологической образованности и культуры становятся неотъемлемыми качествами общей культуры личности. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет структуру и содержание основной образовательной программы начального общего образования, частью которой является программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся [1].
Мой опыт работы с детьми с ОВЗ показал, что они с большим интересом изучают материал, связанный с их жизнью и с окружающим миром. Неотъемлемой частью экологического воспитания детей с отклонениями в развитии является осознание того, что человек – это часть окружающего мира, все люди являются частью природы.
Для реализации экологической задачи в школе созданы здоровьесберегающие условия: соблюдение благоприятного режима дня; создание уюта и безопасности жизни и здоровья; привитие культурно-гигиенических навыков; проведение закаливающих мероприятий, подвижных и спортивных игр; проведение физкультурных занятий и спортивных праздников; использование в течение дня физкультминуток, динамических пауз; упражнения для глаз, артикуляционная, пальчиковая гимнастика.
Чтобы увидеть результативность, нужно как можно раньше начать работу по экологическому воспитанию, в тесной взаимосвязи применять все формы и виды учебной и внеклассной деятельности обучающихся.
Перспективным методом, способствующим решению этой проблемы и развивающим познавательный интерес школьников, является метод проектной деятельности, основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию.
Реализация проекта не только помогает формированию основ экологического мировоззрения и развитию ребенка как личности, но и оказывает оздоровительное влияние, ведь основная часть работы проводится не в помещении, а на открытом воздухе. К выполнению проекта обязательно привлекаются родители [2].
Именно в проектной деятельности ребёнок участвует как субъект собственного образования и, что очень важно для детей с ОВЗ, родители являются непосредственными заказчиками и участниками воспитания и образования собственных детей. Экологическое воспитание младших школьников с особенностями в развитии имеет большое значение, так как именно в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Составные экологической культуры личности младшего школьника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности – в играх, в труде. Эффективность экологического воспитания школьников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми.
Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте.

Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!

При реализации экологического проектирования ребенок проходит три стадии: 1) эмоционально-чувственное отношение к наблюдаемым объектам; 2) исследование экологической цепочки взаимосвязи; 3) размышление и действие, составление продукта деятельности.
Включать школьников с ОВЗ в проектно-исследовательскую деятельность следует постепенно. В начале – доступные исследования, выполняемые на уроках окружающего мира. Учитель на всех этапах выступает как помощник, обеспечивает деятельность школьника: мотивирует, консультирует, помогает, наблюдает.
Далее появляются самостоятельные проекты экологической направленности. Научившись выполнять проектирование, учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят научное исследование. Возможно проведение социологических опросов, экологических акций, разработка проектов, реализация которых имеет выход за пределы класса и школы.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Теоретические знания, полученные ребенком на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов, явлений, проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить свои наблюдения, должны способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
Таким образом, программа работы над проектом предусматривает экологическое образование и воспитание детей не только на специальных уроках окружающего мира, но и на остальных уроках.
Сами исследования проводятся во внеурочное время, тем самым снимается проблема выделения дополнительного времени на уроках.
Практическая исследовательская деятельность включает в себя три этапа:
1 этап. Подготовительный этап (экскурсии, беседы, объяснение задач, выбор объекта исследования, имя дерева, работа с родителями).
2 этап. Исследовательский этап (знакомство с деревом, изучение коры, ствола, изучение кроны, листьев, изучение цветов, семян, изучение почвы).
3 этап. Обобщение материалов (написание сочинений, составление сказок, составление рекламы дерева, можно организовать и праздник дерева).
Все результаты исследования оформляются по усмотрению самого ученика.
В конце работы над проектом детям следует предложить составить рекомендации по охране дерева, уходу за ним и т. д. После работы в рамках проекта у детей должно сформироваться положительное эмоциональное отношение к экологии, осознание роли деревьев в природе и жизни человека.
Внедрение элементов технологии проектно-исследовательского обучения в учебный процесс дает положительные результаты. Участвуя в проектно-исследовательской работе, младшие школьники реализуют свои скрытые возможности, раскрывают себя как личность в новом качестве.
Повышение мотивации, осознание значимости своего труда вызывают у школьников положительные эмоции, связанные с процессом обучения. Овладение исследовательскими умениями и навыками является предпосылкой формирования у школьника с ОВЗ познавательного отношения к миру, целостных представлений о мире, интереса и потребности к «открытию тайн» мира. Владение элементарными навыками исследовательской деятельности облегчает и помогает школьникам чувствовать себя уверенно в любых нестандартных ситуациях [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б. Воронцова. 2-е изд. М. : Просвещение, 2010. 120 с.
2. Скворцова Т.А. Из опыта работы по воспитанию экологической культуры в коррекционной школе VIII вида // Школьная педагогика. 2016. № 1. С. 70–71.
3. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой. М. : Просвещение, 1991. 196 с.