sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

© 2016

Зизикова С.И.,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

В Российской Федерации на сегодняшний день особенно актуальными становятся вопросы экологии.
В последнее время сложилась практика определения комплекса проблем взаимодействия человека и природы как глобальной экологической проблемы. Комплекс наук, исследующих эту проблему, называется глобальной экологией или экологией человека. Как отмечают А.Г. Кочетков, М.Ю. Самарин, Ю.Р. Силкин (1992), экология человека – комплексная дисциплина, исследующая законы взаимодействия биосферы (суперсистемы) и антропосистемы, взаимного влияния природной (нередко и социальной) среды и человека. В качестве одной из ее составляющих представлен человек в целостном его понимании, в качестве второй – суперсистема или среда, окружающая человека [1, с. 39.].
Для современного этапа развития экологических знаний характерна экологизация сфер деятельности человека – медицины, экономики, политики, культуры, а также физической культуры.
Р.А. Абзалов, А.И. Зиятдинова (1997) отмечают, что адаптация лиц, занимающихся физической культурой и спортом, к местным климатическим и социальным условиям и к различным режимам двигательной активности лежит в плоскости нового направления экологической науки о человеке – экологии физической культуры и спорта [2, c. 53–54].
Анализ научно-методических материалов и публикаций позволил нам выделить несколько направлений исследований в области экологии физической культуры и формирования экологической культуры в сфере физической культуры и спорта, которые достаточно активно развиваются как самостоятельные разделы.
В настоящее время вопросы формирования экологической культуры, экологического образования и экологического просвещения регулируются следующими основными актами:
–•Конституция РФ;
–•Закон РФ «Об образовании»;
– Закон РФ «Об особо охраняемых природных территориях» (1995);
– Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999);
– Указ Президента РФ «О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» № 236 от 04.02.1994;
– Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [3; 4; 5; 6; 7; 8].
В статье 71 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указывается на необходимость формирования экологической культуры в системе всеобщего и комплексного экологического образования, включающего в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через организации спорта и туризма.
Однако, несмотря на актуальность данного вопроса, статья 72 ФЗ «Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях», регламентирующая осуществление преподавания основ экологических знаний в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм, утратила силу с 1 сентября 2013 года [5].
Хотя экологические требования к физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, их зеленой зоне и спортивным паркам приводятся в государственных нормативных документах, а также в законодательстве страны.
Существующие публикации по вопросам и проблемам экологии физической культуры и спорта достаточно немногочисленны и разрозненны, отсутствует последующий анализ и обобщение представленного материала, не рассмотрены вопросы комплексного характера экологии физической культуры и спорта как науки.
На сегодняшний день существует тенденция к разделению экологии физической культуры и спорта на две самостоятельные экологические отраслевые науки – на экологию спорта и на экологию физической культуры.
В связи с тем, что физическая культура и спорт нуждаются в здоровой окружающей природной среде, а физкультурно-спортивная деятельность не должна наносить вред живой природе и здоровью человека, экологии должно придаваться большое значение при решении различных задач в сфере физической культуры, олимпийского и массового спорта [9, с. 251].
В Российской Федерации с марта 2013 года введена система добровольной сертификации объектов недвижимости «Зеленые стандарты», разработанная специалистами НП «Центр зеленых стандартов» совместно с ведущими российскими и зарубежными экспертами, научными организации РАН, WWF, Гринпис, RuGBC и др. Данная сертификация применялась при строительстве объектов Олимпиады-2014 в г. Сочи, а также футбольных и легкоатлетических стадионов, универсальных спортивных комплексов.
Широкое распространение получили передвижные физкультурно-спортивные экоцентры на основе надувных конструкций, создающих минимальные нагрузки на грунт и травяной покров газонов, на травянистую растительность спортивных парков [10].
При реконструкции и строительстве крупных спортивных комплексов и их эксплуатации большое внимание стало уделяться проведению экологической экспертизы, экологическому картографированию территорий, экологическому мониторингу [10].
Анализ научной и научно-методической литературы позволил определить аспекты формирования экологии физической культуры и спорта [2; 11; 9; 1; 12; 13].
На сегодняшний момент отмечается обязательность экологической деятельности, которая является одной из основных составляющих любой сферы человеческой деятельности, в том числе и физкультурно-спортивной [12, с. 251].
Решение экологических проблем в сфере физической культуры и спорта проходит комплексно и может быть рассмотрено как один из разделов новой отраслевой экологической науки.
Экологию физической культуры и спорта можно рассматривать как один из разделов науки о спорте и физической культуре, а именно как раздел, посвященный рассмотрению экологических аспектов теории и методики физической культуры и спорта.
Специфика предназначения экологии физической культуры и спорта определяется сферой ее применения – сферой физической культуры и спорта [12, с. 252].
Основы экологической политики в сфере физической культуры и спорта закладывается экологией физической культуры и спорта, также исследуются экологические аспекты и проблемы физической культуры и спорта, формируются принципы и критерии экологической безопасности физкультурно-спортивной деятельности, экологического менеджмента и маркетинга, экологического мониторинга в физической культуре и спорте.
Основным объектом исследований экологии физической культуры и спорта является оценка состояния экосистем (как и для большинства отраслевых экологических наук), на территориях и акваториях которых проводятся физкультурно-спортивные мероприятия, а также степень экологической безопасности физкультурно-спортивной деятельности для окружающей природной среды и для человека [11, с. 45].
Главным предметом исследований экологии физической культуры и спорта является изучение взаимосвязей (их основных особенностей и развития) спортивно-физкультурной деятельности с окружающей природной средой, физическим развитием и здоровьем человека.
Необходимо отметить, что на стыке экологии физической культуры и спорта с гигиеной физической культуры и спорта уже сформировалась новая наука – экогигиена физической культуры и спорта [13, с. 115].
Проблема формирования экологической культуры решается путем передачи биологических знаний, развития духовно-нравственных ориентиров человека. Физическая культура является неотъемлемой частью общей культуры, которая отражает образ мышления, характер поведения человека, общества. Отношение человека к природе определяет уровень его культуры.
Основной задачей предметной области «Физическая культура» является укрепление здоровья детей, формирование знаний о здоровом образе жизни, физическое совершенствование и всестороннее развитие личности. Выделяются основные средства физической культуры – физические упражнения, естественные силы природы (воздух, солнце, вода) и гигиенические факторы.
В настоящее время большое внимание уделяется экологическому воспитанию обучающихся, наблюдается тесная взаимосвязь между экологией и физической культурой. Формы и методы организации учебного и внеурочного процесса по физической культуре могут эффективно содействовать решению различных задач экологического воспитания, развивать и расширять знания по экологии. Повышение эффективности образования обучающихся возможно путем интеграции этих предметов. Достичь этого можно за счет использования на занятиях по физической культуре различных средств и методов (игры с экологической направленностью, различные конкурсы, викторины, экскурсии и туристские пешие походы) [2, c. 54].
Приспособление организма человека к изменяющимся условиям и его взаимодействие с окружающей средой происходит непосредственно с помощью двигательной деятельности, которая относится к социальным и природным факторам. Удовлетворение человеком своих генетических потребностей в движениях с целью нормального развития и роста организма определяется как оптимальная зона взаимодействия человека и называется экологическим равновесием в процессе физического воспитания.
Однако, по мнению Р.А. Абзалова и А.И. Зиятдиновой (1997), в системе экологических знаний существует понятие «нарушение экологического равновесия», и в частности в области физической культуры наблюдается постоянное нарушение экологического равновесия, когда мышечные нагрузки не только удовлетворяют двигательные потребности организма в оптимальном режиме, но и значительно превосходят их, становясь тренирующим фактором [2, с. 53].
Экологическое равновесие физической культуры имеет большое значение для функционального развития организма. Говоря о нарушении экологического равновесия в пределах оптимальной зоны функционирования организма, в самостоятельную область выделяются знания экологии физической культуры.
Р.А. Абзалов и А.И. Зиятдинова определяют экологию физической культуры как область экологических знаний, которая изучает взаимоотношение человека с окружающей средой в условиях двигательной деятельности, в процессе изменяющихся условий среды обитания человека [2, с. 53]. Вместе с тем, система знаний по экологии физической культуры будет неполной, если ограничиться только взаимосвязью организма человека с окружающей средой в процессе мышечной деятельности.
Стоит отметить, что степень нарушения экологического равновесия имеет немаловажное значение в физической культуре. Постоянство взаимодействия организма с окружающей средой (то есть с внешним миром) в процессе всей жизни человека осуществляется прежде всего через мышечную деятельность. Если продолжать увеличивать объем и интенсивность тренировочных нагрузок, то наступает момент, когда рост и развитие организма не только замедляются, но и останавливаются.
Согласно данным отдельных авторов, чрезмерные тренировочные мышечные нагрузки способствуют сохранению высоких показателей ЧСС, главное, вызывают уменьшение показателей УОК, следовательно, эффективность работы сердца уменьшается, показатели массы тела и роста не увеличиваются [9; с. 52].
Таким образом, экология физической культуры рассматривает и изучает взаимодействие организма человека с первых дней его жизни с эндогенными и экзогенными факторами среды. Приспособление организма к изменяющимся природным и социальным факторам под воздействием физических упражнений происходит быстрее и с меньшими энергозатратами. Правильная организация процесса и систематические занятия физическими упражнениями, сохраняют здоровье и продлевают жизнь, что является для человека необходимым защитным фактором от отрицательных воздействий окружающей среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кочетков А.Г., Самарин М.Ю., Силкин Ю.Р. Экология человека. Системные представления // Медицинские проблемы экологии: лекции для студентов. Нижний Новгород :1992. С. 37–48.
2. Абзалов Р.А., Зиятдинова А.И. Экология физической культуры человека // Теория и практика физической культуры. 1997. № 8. С. 53–54.
3. Конституция РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
4. Указ Президента РФ «О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» № 236 от 04.02.1994 [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/9005168
5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] URL:  http://legalacts.ru/doc/FZ-ob-ohrane-okruzhajuwej-sredy/
6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
7. Федеральный закон от 15.02.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» (последняя ред. от 25.06.2012 № 93-ФЗ) [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/10107990/
8. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (последняя редакция) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [Электронный ресурс] URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/
9. Болховских Р.Н., Карпенко В.Б., Логинов А.В. Аспекты экологического подхода к теории и практике физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 1997. № 8. С. 51–52.
10. Зеленые стандарты РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.rugbc.org/ru/resources/standarty-zelenogo-stroitelstva/zelenye-standarty.
11. Алфимов Н.Н., Белоусов В.В. Экологическая классификация видов спорта в зависимости от характера воздействия их на природную среду // Теория и практика физической культуры. 1981. № 4. С. 44–46.
12. Соломин В.П., Митин А.Е. Экологическое образование будущих специалистов по физической культуре // Вестник Международной академии наук (русская секция). Спец. выпуск: Материалы международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы и решения». М.  2010. С. 251–252.
13. Фортунатов А.А. Теоретические подходы к формированию экологической культуры студенческой молодежи // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2010. № 5(63). С. 114–117.