sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 159.9 + 37.01

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

© 2016

Зюзюкина Д.Э.,
старший преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

На встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений 5 февраля 2004 г. В.В. Путин заявил: «Сегодня мы имеем все основания говорить о российском народе как о единой нации. Есть, на мой взгляд, нечто такое, что нас объединяет... Представители самых разных этносов и религий в России ощущают себя действительно единым народом» [1]. Справедливо ли данное высказывание спустя чуть более 10 лет со дня выступления президента?
Самарская область находится в числе привлекательных для мигрантов регионов. Основной контингент мигрантов представлен выходцами из стран СНГ. Приток трудовых мигрантов на территорию Российской Федерации, и Самарской области в частности, ежегодно увеличивается. Многие мигрируют семьями, считая социально-экономические условия в России более благоприятными для работы и обучения своих детей, чем на родине. Мигранты привносят в нашу социальную действительность присущий им этнический колорит.
Наше общество не всегда адекватно воспринимает представителей других национальностей даже несмотря на то, что все чаще обсуждаются проблемы толерантного мира, мира без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является человеческая личность. Современная ситуация такова, что энергия злобы и ненависти ко всему непохожему, к людям, говорящим на другом языке, исповедующим другую религию и придерживающимся другой системы ценностей, все чаще становится поводом для серьёзных конфликтов.
Подобная социальная обстановка не может не отразиться на системе образования страны в целом, и Самарской области в частности. Воспитание и образование подрастающего поколения протекает в условиях поликультурной среды. Важным качеством, способствующим наиболее успешной адаптации в подобных условиях, является толерантность. Можно сказать, что толерантность – профессионально важное качество педагога, а следовательно, и критерий успешности и результативности его педагогической деятельности.
Сегодня понятие «толерантность» употребляется достаточно широко. Повышенный интерес к толерантности обусловлен ее научной междисциплинарностью, а также потребностями социальной практики. Толерантность представляет собой весьма сложное понятие. В широком смысле слова «толерантность» – это терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям [2].
К проблеме толерантности обращаются многие авторы, среди них А.Г. Асмолов [3], С.Л. Братченко [4], Г.Л. Бардиер [5], Л.Г. Почебут [6], Е.Ю. Клепцова [7] и др. Однако проблему этнической толерантности педагога можно считать недостаточно разработанной из-за небольшого количества доступных исследований по данной тематике и неоднозначности обобщающих выводов. Это позволило сформулировать научную проблему, заключающуюся в определении социально-психологических особенностей этнической толерантности педагога.
Исследование проводилось на базе Самарского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. В исследовании принимало участие 65 педагогов образовательных организаций г.о. Самара и Самарской области. В качестве диагностического инструментария были использованы следующие методики: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова) [8], типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова) [8], 16-факторный опросник Кеттела [9], методика диагностики эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко) [9], методика «Психологический портрет учителя» (Г. Резапкина, З. Резапкина) [9], анкета по изучению толерантного отношения педагога (авторская). Достоверность полученных результатов устанавливалась при помощи корреляционного анализа Ч. Спирмена.
Исходя из полученных данных, был составлен психологический портрет педагога образовательной организации. У педагога выражены такие личностные черты, как общительность, смелость, подозрительность, тревожность, высоки самоконтроль и нормативность поведения. Психоэмоциональное состояние педагога нестабильно. Характерной является такая фаза эмоционального выгорания, как «Резистенция». Педагогу свойственен демократичный стиль преподавания. Общий уровень толерантности и уровень этнической толерантности педагога является средним. Важными чертами личности толерантного человека педагог считает доброту, терпимость, способность к саморегуляции и эмпатии.
После проведения диагностики респондентов и применения к полученным результатам метода математико-статистического анализа удалось выявить следующие закономерности.
С возрастанием показателей конформности понижаются показатели этнической индифферентности (Rs= – 0,263; р≤0,05) и снижается уровень личностной толерантности (Rs= – 0,258; р≤0,05). Это говорит о том, что если у педагога застенчивость, уступчивость интересам другого и покорность выступают как личностные характеристики, то личностная толерантность у такого педагога является слабо развитой, при этом его этническая идентичность размыта [8].
С возрастанием показателей уровня этнической толерантности происходит снижение показателей по шкалам «Неустойчивая самооценка» (Rs= – 0,253; р≤0,05) и «Нестабильное психоэмоциональное состояние» (Rs= – 0,252; р≤0,01). Это говорит о том, что у педагога с высоким уровнем этнической толерантности самооценка более устойчива и психоэмоциональное состояние более стабильно, что положительно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, не затрудняя при этом решение профессиональных и жизненных проблем [8].
С возрастанием показателей уровня этнической толерантности происходит снижение показателей эмоционального выгорания личности в фазе «Резистенции» (Rs= – 0,369; р≤0,01). Это говорит о том, для педагога с высоким уровнем этнической толерантности характерно сопротивление стрессу в профессиональной деятельности, такой педагог стремится к психологическому комфорту, пытается снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств [8].
С возрастанием показателей общего уровня толерантности происходит рост показателей по шкале приоритетных ценностей «Отношения с детьми» (Rs=0,278; р≤0,05). Это говорит о том, что педагогу с высоким уровнем толерантности свойственна гуманистическая направленность личности. Такому педагогу близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворно работать и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и ученика [9].
Обобщая вышесказанное можно сделать выводы.
1. Существует взаимосвязь этнической толерантности с показателями эмоционального выгорания, личностными характеристиками педагога.
2. Для конформного педагога характерны высокие показатели этнической индифферентности и уровень личностной толерантности.
3. У педагога с высоким уровнем этнической толерантности самооценка более устойчива и психоэмоциональное состояние более стабильно. Также педагогу характерно сопротивление стрессу в профессиональной деятельности.
4. У педагога с высоким уровнем толерантности в числе приоритетных ценностей выступает ценность «Отношения с детьми».
Таким образом, как толерантность педагога в целом, так и этническая толерантность в частности, является профессионально важным качеством личности педагога и оказывает влияние на эффективность его труда, а также на взаимоотношения со всеми субъектами образовательного процесса. При организации психолого-педагогической работы по формированию этнической толерантности педагога образовательной организации необходимо обратить внимание на вопрос этнической идентичности, саморегуляции, стрессоустойчивости педагога, а также на получение педагогом информации о феномене толерантности, а также стратегиях выхода из конфликтных ситуаций, навыков самоанализа собственного поведения и коммуникативных навыков.
В качестве средства формирования этнической толерантности педагога может выступить психолого-педагогическая программа, которая будет способствовать адаптации педагога к меняющимся условиям трудовой деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Путин В.В. Материалы встречи по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений 5 февраля 2004 г. [Электронный ресурс] URL: http://www.kremlin.ru/appears/2004/02/05/2116_type63374type63378_60337.html
2. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / под ред. В.Г. Крысько. М. : Московский психолого-социальный институт, 1999. 343 с.
3. Асмолов А.Г. Толерантность в общественном сознании России. М. : ИЭАРАЮ, 1998. 135 с.
4. Братченко С.Л. Психологические основания исследования толерантности в образовании [Электронный ресурс] // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Красноярск, 2003. С. 104–117. URL: http://hpsy.ru/public/x831.htm
5. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности : монография. СПб. : Изд-во СП6ГУ, 2005. 120 с.
6. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб. : Речь, 2002. 298 с.
7. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности. М. : Академический проект, 2004. 173 с.
8. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности / под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М. : Смысл, 2008. 172 с.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании : учебное пособие. М. : ВЛАДОС, 1995. 529 с.