sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

О НЕОБХОДИМОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ОРИЕНТАЦИЙ

© 2016

Иванова Л.А.,
старший преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)
Бубнова О.В.,
директор МБОУ «Школа № 85», Самара (Россия)

Экологические ориентации – это система устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражена в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера.
Осознание себя как биосоциального существа, генетически связанного с другими формами жизни, формируется в средней и старшей школе. Формирование же экологических ориентаций – установок отношения к человеку как к части природы, необходимо осуществлять на этапе начального образования.
В данной статье представлена попытка определить место формирования экологических ориентаций в общей системе экологического образования и воспитания, рассмотреть, как эти два понятия обеспечивают формирование экологических ориентаций, экологического сознания и экологической культуры.
Концепция общего среднего экологического образования рассматривает экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Целью экологического образования является становление экологической культуры личности.
Многообразие аспектов экологической культуры человека можно представить следующим образом: экологические знания, умения, навыки, экологическое мышление, экологические ориентации, экологически оправданное поведение.
В научной литературе встречаются разнообразные интерпретации понятия «экологическая культура». По определению Б.Т. Лихачева, сущность экологической культуры «...может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности» [1, с. 246]. В этом определении важно отметить, что экологическая культура личности включает в себя экологическое восприятие, экологическое воображение и экологическое чувствование.
В.К. Назаров под экологической культурой понимает «систему воздействий человека на среду обитания, обеспечивающую высокое качество его жизни, реализуемую через эволюционирующие образцы сознания, мышления, поведения и т. д., трансформируемые из поколения в поколение, и закрепленную в подсознании человека» [2, с. 88].
И.В. Цветкова экологическую культуру определяет как «процесс, связанный с освоением, наращиванием знаний, технологий и опыта и передачей их одним поколением другому в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура – это и результат воспитания, выражающийся в умении человека достигать гармонии в отношениях с окружающей средой» [3, с. 26]. Таким образом, экологическая культура – это содержание и один из результатов духовно-нравственного воспитания.
Таким образом, экологическая культура, во-первых, является целостным компонентом интеллектуальной и духовной культуры личности, во-вторых, ее субъектный, системный, многомерный опыт, обеспечивает самореализацию в осмыслении и разрешении экологических проблем.
На разных ступенях обучения реализуются свои цели экологического образования: детский сад, начальная школа – формирование экологических ориентаций, средняя и старшая школа – формирование экологического сознания, ВУЗ, взрослые люди – формирование экологической культуры.
Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Психофизиологическими особенностями младших школьников являются эмоциональная восприимчивость, стремление овладеть грамотой изучения природного и социального окружения, правилами и нормами поведения в природе и обществе. Поэтому целью экологического образования младших школьников является формирование эмоционально-нравственного отношения к природе, к здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека и, как следствие, формирование экологических ориентаций.
С учётом возрастных особенностей, в начальной школе при формировании экологических ориентаций выдвигаются воспитательные, а не образовательные задачи.
Целью экологического воспитания младших школьников является воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Экологическое воспитание призвано формировать активную природоохранительную позицию.
Экологическое воспитание должно базироваться на основном постулате о том, что выход из экологического кризиса в современных условиях возможен. Ключи к решению глобальной экологической проблемы в переоценке мировоззренческих ценностей, в формировании экологических ориентаций и экологически ориентированного сознания.
Изучение состояния экологического воспитания младших школьников позволило выявить ряд противоречий: между позитивными экокультурными установками, продекларированными в школьных учебниках, и интенсивностью накопления детьми негативного экологического опыта в результате стихийного взаимодействия с социумом, насыщенным сегодня примерами жестокости, насилия, бездуховности, образцами экологической безграмотности, а также опыта собственного бездействия в ситуации обострения экологических проблем [3, с. 7].
Указанные противоречия порождают проблему, заключающуюся в необходимости разработки технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного воздействия на формирование духовно-нравственных, эмоционально-чувственных и нормативно-деятельностных ориентаций. Целью экологического воспитания должно быть формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Ступень к формированию экологического сознания – это формирование у младших школьников системы ценностных ориентаций, подструктурой которой являются экологические ориентации.
Таким образом, формирование экологических ориентаций школьников является важнейшим компонентом экологической культуры личности.
Через собственный опыт мы пришли к осознанию малой результативности экологического образования школьников как такового. Да, оно даёт знания, но не меняет сути миропонимания человека. Объективные реалии свидетельствуют о том, что в настоящее время практически во всех сферах экономической и культурной деятельности человека в его сознании прочно утвердилось представление о «человеческой исключительности», освобождённости его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей природной среде, основанное на «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете [4, с. 539]. Таким образом, проблема состоит не столько в нашем воздействии на окружающую среду, сколько в наших взаимоотношениях с нею.
В сфере экологического образования школьников из индустриального мышления сохранилось отношение к природе как к объекту эксплуатации. Всё это требует формирования новой модели мировоззрения, определяемой экологически ориентированным сознанием. Люди соглашаются, что формирование экологического сознания играет важную роль, но всё-таки не главную. В процессе «смены приоритетов» главным фактором успеха является экономический, а экологическое самосознание лишь облегчает переход к экономному образу жизни. И, исходя из этой картины мира, никакого смысла человеческой жизни, кроме максимального удовлетворения потребностей, найти просто невозможно.
В настоящее время формируется экоцентрическая экологическая культура, под которой понимается «система представлений о мире, для которой характерна ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, субъективное восприятие природы, баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с ней» [5, с. 13].
Человек находится внутри экологического мира и является наблюдателем, занимающим свою нишу. Экологическая ниша – это образ жизни человека, в основе которого лежит раскрытие человеком возможностей, предоставляемых ему этим миром. В зависимости от того, как человек раскроет смысл экологического мира, сделает его личностными смыслами и будет им следовать, будет существовать жизнь на Земле или нет. Такая установка отношения к природе является смыслом экологической ориентации.
В связи с этим возникает необходимость формирования экологических ориентаций, что, несмотря на пристальное внимание учёных, педагогов к проблемам неразрывного экологического образования, в системе образования детей является недостаточно разработанным.
Следуя этому направлению, представляется обоснованным обращение к проблеме формирования нового типа личности, которая строит свои взаимоотношения с природой на основе личностных смыслов экологически ориентированного сознания. Экологическая ориентация сознания должна стать тем социальным организационным конструктором современного мировоззрения, который станет императивом в решении глобальных проблем человечества.
По мнению выдающихся отечественных ученых, ключевые механизмы, регулирующие поведение человека по отношению к окружающей среде, находятся в ценностно-смысловой сфере личности. В этой связи необходимо обраться к феномену ценностных ориентаций. На протяжении нескольких десятилетий в отечественной психологии ведется дискуссия о месте ценностей и ценностных ориентаций в структуре сознания. Вместе с тем, большинство исследователей сходятся на том, что ориентации отражают избирательность активности людей. Находясь на пересечении двух больших предметных областей – мотивационной и мировоззренческой структур сознания, они выполняют функции регуляторов человеческого поведения и всех видов человеческой деятельности. Ценностные ориентации в меньшей степени подвержены ситуативным влияниям и определяют общую направленность поведения человека. Как подструктуру системы ценностных ориентаций личности можно рассматривать экологические ориентации. Под экологическими ориентациями понимаются многоуровневые психические образования, обеспечивающие выбор направленности человеческой активности во взаимодействии с природой и обеспечивающие регуляцию целостного экологически оптимального поведения личности.
Если у младшего школьника сформированы экологические ориентации, то по мере его взросления у него будет формироваться экологически ориентированное сознание – субъективная реальность человека, способная извлекать информацию о значениях окружающего мира, трансформировать её в личностные смыслы и реализовывать в практической деятельности. Экологически ориентированное сознание – это сознание, направленное на жизнь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лихачёв Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Прометей, 1995. 464 с.
2. Назаров В.П. Социальная роль современного экологического образования // Актуальные проблемы современной науки. 2008. № 1. С. 88–89.
3. Цветкова И.В. Экологическое воспитание младших школьников : теория и методика воспитательной работы. М. : Педагогическое общество России, 2006. 176 с.
4. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. 586 с.
5. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону : Феникс, 1996. 480 с.