sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

© 2016

Ребане Н.А.,
воспитатель
СП ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское, детский сад «Колокольчик» с. Борское Самарской области (Россия)

С каждым днем изменяются представления о жизненных ценностях, о роли образования для будущего человечества. Сегодня основным смыслом и целью образования становиться развитие личности ребенка.
Мир вокруг нас удивителен и прекрасен, однако не каждый способен видеть эту красоту: разнообразие оттенков красок неба, воды, цветов, шелест травы и деревьев. Умение смотреть и видеть, слушать и слышать не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается с раннего детства.
Дошкольный возраст – это самоценный этап в разностороннем развитии маленького человека, поэтому все большую популярность в дошкольном воспитании приобретает проектный метод, ведь в картине мира детей все окружающее принадлежит им по праву рождения. Детство существует по своим собственным законам. Оно имеет свой язык, представления, способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, неповторимый и индивидуальный стиль жизни, так отличающийся от взрослого. Детская непосредственность, фантазия и воображение создают часто непостижимую для нас реальность, поэтому я в своей работе выстраиваю со своими детьми особенные отношения в познании окружающего мира через метод экспериментирования в исследовательской деятельности [1]. И вот здесь наиболее полно изучить какую-либо проблему мне помогает метод проектов.
Проектная деятельность имеет ряд позитивных мотивов, отвечающих возрастным особенностям детей. Среди них можно выделить:
– возможность достичь объективно и субъективно значимого результата;
– нерасчлененность на предметные области;
– широкий спектр видов деятельности;
– важность не только результата, но процесса и способов его достижения;
– возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия (работать самостоятельно, в паре с определенным партнером, в группе);
– возможность проявить познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применить освоенные ранее знания и умения [2].
Метод проектной деятельности позволяет ребенку развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.
Особый характер работы в рамках проекта позволяет ребенку увидеть себя в контексте совместной деятельности, оценить свое личное участие, убедиться в пользе общих усилий людей для достижения единой созидательной цели. Тактикой построения взаимоотношений между участниками является поддержка, ценится любая инициатива, идея, усилие. Атмосфера поддержки и творчества, ответственность за результат стимулирует взрослых и маленьких участников проекта к самоусовершенствованию.
Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира являются одним из определяющих критериев успешной проектной деятельности.
В своей практике мне больше нравиться работать с дошкольниками над долгосрочными проектами, когда работа над проектом начинается  с раннего возраста и продолжается до выпуска детей в школу. Не обязательно разрабатывать собственные проекты, можно адаптировать готовые проекты, хотя создать проект не так и сложно, если педагог методически подготовлен и в нем есть творческая жилка. Мне больше по душе работать над проектами в летний период, когда времени для различной деятельности становиться  больше, стоит прекрасная погода – время, будто созданное специально для воплощения экологических проектов в жизнь.
В проекте «Секреты неживой природы» дети знакомились со свойствами воды (она прозрачна, имеет вес, льется, не имеет запаха, в воде растворяются некоторые вещества, при этом вода может менять цвет, запах, вкус).
Через игровую деятельность я знакомила детей со свойствами воздуха: (он невидим, прозрачен, легкий). Надувая с ребятами воздушные шарики, мы обратили внимание на то, что внутри человека тоже есть воздух.
При проведении опытов с весом мы выяснили, что предметы бывают легкие и тяжелые, научились определять вес предметов и их плавучесть. Определяли на ощупь температуру воды и предметов, находящихся в тени и на солнце. Полученные знания закрепляли с детьми посредством различных игр, например: «Солнышко и дождик», «Ручеек», «Самый быстрый кораблик» и др.
Читали художественную литературу (стихи «Мойдодыр», потешки «Водичка, водичка» и т. д.), то есть интегрировали различные виды деятельности.
Используемая методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности дошкольников с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.
Результатом работы над проектом стало не только обогащённое представление малышей об объектах неживой природы, но и освоение простых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Как показывает практика, если ребенка в раннем возрасте не научить исследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает чувство страха при ознакомлении с новым предметом [3].
Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы, который открывает для него большие возможности для познавательной деятельности. Проект «Песочные фантазии» является как бы продолжением проекта «Секреты неживой природы». В нем я не только закрепляла полученные знания о свойствах воды, понятие «вес» и знакомила детей со свойствами песка, ведь игры с песком хороши для самостоятельной деятельности – экспериментирования с различными подходящими для этого предметами и природного материала, но и закрепляла элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Малыши очень любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совочка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т. д., а потом разрушать и снова строить. Совместными усилиями мы создали несколько песочных композиций «Радуга в бутылке», особенно детям нравилось дробить цветные мелки для окрашивания песка и аккуратно распределять кисточкой цветной песок в бутылочке.
Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Их можно считать началом конструирования, они заставляет ребёнка сосредоточиться. Приятно видеть счастливое выражение на лицах малышей.
Краткосрочный проект «День насекомых» возник по тематике занятия о насекомых, целью которого было формирование представлений о насекомых как о живых существах в природе. В ходе проекта мы беседовали о насекомых, их питании, среде обитания, об их значении в экосистеме. Читали стихотворение К. Чуковского «Муха-цокотуха», дети отвечали на вопросы.
Наблюдали за насекомыми на прогулке: рассматривали их строение, форму туловища, крыльев, их окрас. Дети с удовольствием следили за передвижениями жука по игровой площадке. Наблюдали за работой муравьев, которые проложили тропу по стволу березы.
Играли в подвижные игры: «Поймай бабочку», «Превращения». Проект хоть и был краткосрочным, но очень ёмким по содержанию.
В практической части мы с ребятами провели комплексное занятие «Подарок для насекомых», интегрируя художественно-эстетическое, познавательное и речевое  направление развития.
Технология проектирования, которую я стремлюсь положить в основу всего воспитательно-образовательного процесса в нашей группе, способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно гуманизировать педагогический процесс.
Результаты работы над проектами оказывают как опосредованное, так и прямое влияние на качество и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства детей и педагогов должно способствовать формированию у детского и взрослого населения чувства ответственности и созидательного отношения к окружающему [4].
Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Криволап Н.С. Экологическое воспитание. Минск : Красико-Принт, 2005. 128 с.
2. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование: старший дошкольный возраст. М. : Москва: Педагогическое общество России, 2003. 80 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. 6-е издание. М. : Просвещение, 2006. 184 с.
4. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М. : Мозаика-Синтез, 2011. 93 с.