sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.4

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2016

Галкина Е.Е.,
учитель начальных классов, высшей категории
МБОУ Школа № 10 «Успех» г.о. Самара (Россия)

Внеурочная деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса. Воспитательные результаты внеурочной деятельности – духовно-нравственные приобретения ребенка через участие его в различных видах деятельности. Для первоклассников – это приобретение социальных знаний.
Кружок «Я – исследователь» относится к общеинтеллектуальной направленности внеурочной деятельности. На занятиях предусмотрены следующие виды деятельности: эксперименты, наблюдения, групповая работа, деловая игра, игра-импровизация, конкурсы и т. д.
В настоящей статье представлена методическая разработка, отражающая опыт применения проблемно-диалогической технологии, технологии оценивания образовательных достижений, ИКТ–технологии в обучении младших школьников во внеурочной деятельности. При разработке занятия мы использовали следующие источники [1; 2; 3; 4; 5; 6].
Технологическая карта занятия кружка «Я – исследователь» по теме «Непонятные слова» в 1 классе

Кружок

«Я – исследователь»

Тема

Непонятные слова

Класс

1

Образовательная система

«РИТМ»

Тип занятия

Получение новых знаний

Цели предметные

Познакомить с разными источниками информации.

Учить работать с различными источниками информации.

Цели метапредметные

Развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Развивать умение работать с инструкционной картой.

Развивать умение работать в индивидуальных нетбуках.

Развивать умение договариваться при работе в малых группах, учиться аргументировано отстаивать свою точку зрения и уметь выслушать и принять мнения других участников группы.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

Знать различные источники информации.

Уметь работать с различными источниками информации.

Пополнить словарный запас обучающихся.

Отрабатывать навыки исследовательской работы в малых группах.

Ресурсы

Для учителя:

ПК, проектор, мультимедийная доска, презентация, проигрыватель.

Для учеников:

Карточки со словами (инфузория, нэцкэ, микроскоп, киви, эксперимент), индивидуальные нетбуки, электронный микроскоп, диск «Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия», толковый словарь, статуэтки, фотографии нэцкэ, тексты для работы в малых группах, оборудование для опытов: препарат «Инфузория», окрашенные кристаллы соли, вода, мука, крахмал, сахар, пробирки.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Технологические приемы, методы и средства обучения

Орг. момент. Мотивация к деятельности

 

 

Приветствует детей, создает положительный настрой на работу.

Каждый ученик получает лист с «непонятным» словом. (Дети работают в группах, но листы со словами необходимо раздать так, чтобы в одной группе были разные слова)

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

1. Рисуют значение данного понятия, как это себе представляют. Слова на листах: инфузория, киви, микроскоп, нэцкэ, эксперимент.

2. Листы-рисунки вывешиваются на доску по группам.

3. Каждый представляет свою работу

Регулятивные:

Принятие учебной задачи. Прогнозирование.

Коммуникативные:

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Познавательные:

Выдвижение гипотез. Анализ, синтез, классификация объектов.

Осознанное построение речевого высказывания

Проблемный вопрос

Постановка познавательной задачи

 

 

Учитель вводит термин «гипотеза» - это ваши предположения. Гипотезы необходимо доказать или опровергнуть. Как можно проверить ваши гипотезы?

Каково тема сегодняшнего урока? Где мы можем найти информацию?

Называют тему урока и формулируют цели.

Выдвигают новые гипотезы

Регулятивные:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

Умение аргументировать свое мнение

Фронтальная работа

Физ. минутка

Показывает движения под музыку «Фиксипелки - Помогатор»

Повторяют движения

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Коммуникативные:

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества

Игра

Решение познавательной задачи

Организация работы групп: инструкционная карта, оборудование, тексты.

Учитель – консультант

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Демонстрация видео и фотоматериалов во время презентации групп

Каждая группа работает с разными источниками информации.

1 группа. Просмотр видеоролика про птицу киви. Чтение текста о фрукте киви.

2 группа. В толковом словаре находит статью «Эксперимент». Этой же группе предлагается провести эксперимент: проверить растворимость некоторых веществ (сахар, крахмал, мука).

3 группа. Изучает строение микроскопа по модели микроскопа и энциклопедической статье. Группе предлагается изучить строение кристаллов соли с помощью электронного микроскопа и индивидуального нетбука.

4 группа. Рассматривают фотографии, статуэтки нэцкэ, читают статью об искусстве нэцкэ.

5 группа. Исследует препарат «Инфузория туфелька» с помощью электронного микроскопа и индивидуального нетбука, читают статью.

Презентация работы групп. Ответы на вопросы

Регулятивные:

Принятие учебной задачи.

Определение правильности выполнения задания, коррекция.

Самооценка.

Познавательные:

Поиск и выделение необходимой информации. Осознанное построение речевого высказывания.

Коммуникативные: Умение договариваться. Взаимопомощь. Умение слушать собеседника. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения

 

Групповая работа.

Работа с текстом.

Проведение опытов. Работа со словарем

 

Итог занятия. Рефлексия

Проводит обобщающую беседу по уроку.

Формулирует с детьми главный вывод урока. Просит детей оценить свою деятельность на уроке.

Благодарит за работу. Создает положительный настрой на дальнейшею работу.

Подведем итоги сегодняшнего урока:

- Какова тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили?

- Удалось ли достичь поставленных целей? Кто оказался прав в своих предположениях? (возвращаемся к гипотезам на доске).

Какие новые понятия узнали?

Что может быть источником информации?

Можно ли наш урок назвать экспериментом?

Оцените свою работу и работу вашей группы

В диалоге с учителем подводят итоги урока. Проводят анализ своей деятельности в течение урока, самооценку и оценку работы группы

Регулятивные:

Оценка деятельности и самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные:

Построение речевого высказывания. Умение слушать собеседника.

Личностные:

Способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием, старанием.

Познавательные: Структурирование знаний

Рефлексия.

Самооценка


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой толковый словарь русского языка : около 60000 слов / под ред. Д.Н. Ушакова. М. : ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004. 1286 с.
2. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки /авт.-сост. Н.Г. Юрина. М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Издательский дом «Семейная библиотека», 1999. 469 с.
3. Движение инфузорий [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=JLlsKnyTI8k
4. Птенца белого киви показали журналистам [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=7r7tejP9BBk
5. Киви, в чём польза [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=_zc9IInmE6s
6. Фото нэцкэ [Электронный ресурс]. URL: http://humus.dreamwidth.org/4530888.html?style=light&view=flat.