sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 376

МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

© 2016

Зенина О.П.,
учитель математики,
Фролова Е.Ю.,
учитель математики
ГБОУ СОШ № 2 п.г.т. Усть-Кинельский г.о. Кинель Самарской области (Россия)

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров

«Одаренные дети – это будущее России. Им предстоит осуществить модернизацию экономики и инновационное развитие страны» [1, с. 1]. Работа с ними выводится на одну из главных ступеней обновления российского образования. Каждая образовательная организация должна выявлять талантливых ребят и создавать творческую среду для их самореализации, учить их находить нестандартные решения, проявлять инициативу, творчески мыслить и быть субъектом обучения. Наличие этих навыков позволяет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Однако наши выпускники, обладая большим арсеналом знаний, зачастую не могут самореализоваться и найти применение этим знаниям на практике.
Налицо противоречие: с одной стороны, в условиях модернизации отечественного образования к деятельности всех образовательных учреждений предъявляются новые требования по организации системы работы с одаренными детьми, с другой стороны, не существует готовых моделей по педагогическому сопровождению и обучению таких ребят [2, с. 8].
Анализ этой ситуации позволяет выявить следующие недостатки в организации:
– предметно-пространственной среды:
•    не выстроена индивидуально-образовательная траектория учеников;
•    не созданы условия для творческой, интеллектуальной и научно-исследовательской деятельности обучающихся;
•    учебный процесс недостаточно оснащён современными техническими средствами обучения (компьютер, проектор, интерактивная доска);
–  профессиональной деятельности педагога:
•    отсутствие авторских учебных программ и программ внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов;
•    недостаточная оснащённость мультимедийными средствами обучения, компьютерными тестами, электронными комплектами педагогических разработок;
•    преобладание традиционных форм ведения уроков;
•    недостаточная компетентность в применении психологических тестов, методик по выявлению одаренности.
На основе проведенного анализа можно выделить проблему, заключающуюся в необходимости совершенствования учебного процесса таким образом, чтобы дети, демонстрирующие высокие достижения или имеющие внутренние предпосылки для таких достижений, смогли раскрыться и проявить себя в том или ином виде деятельности.
Очевидно, что решением этой проблемы являлось бы наличие творческой среды, позволяющей талантливым ребятам реализовать свой потенциал и стать активными участниками обучения.
Исследователи детской одаренности (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.И. Савенков и др.) считают необходимым создание таких психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие у одаренных детей мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей для их самореализации в сфере профессиональных интересов [3, с. 9].
Одаренность – это не только интеллект, не только творчество и не только определенная мотивация. Это комплекс, включающий все три характеристики. Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. По мнению Пуанкаре, людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для доказательства и опровержения утверждения. Наличие интуиции – основной элемент математического творчества. Одни люди не владеют этим тонким чувством, не обладают сильной памятью и вниманием, поэтому они не способны понимать математику, другие – обладают слабой интуицией, но одарены хорошей памятью и способностью к напряженному вниманию, и потому могут понимать и применять математику. Некоторые владеют такой особой интуицией, что даже при отсутствии отличной памяти могут не только понимать математику, но и делать математические открытия [4, с. 37].
Большинство современных психологов признает, что качественное своеобразие, уровень и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности и социальной среды, которое опосредовано деятельностью ребенка [5, с. 457].
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми» [6].
Таким образом, цель работы педагога – создать модель педагогического сопровождения одаренных детей в процессе изучения математики.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить психолого-педагогическую литературу по теме;
– обеспечить высокое качество математического образования средствами личностно-ориентированного подхода;
– организовать комплексное психологическое тестирование детей;
– сформировать индивидуально-образовательную траекторию каждого ребёнка;
– расширить диапазон мероприятий по предмету для выявления и развития способностей обучающихся;
– привлечь ребят к участию в творческих и интеллектуальных конкурсах, викторинах, олимпиадах и конференциях различного уровня;
– обеспечить активное включение обучающихся в познавательную, исследовательскую деятельность, основанную на сотрудничестве учителя и ученика при обучении математике [7, с. 77].
Осознание важности поставленных задач способствовало совершенствованию методической системы. Комплексный подход к развитию одаренных детей рассматривался как процесс соединения основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Все компоненты образовательного процесса направляются на активизацию познавательной деятельности учеников как одного из факторов развития творческого потенциала одарённых детей.
Активизируя познавательную деятельность на уроках математики, можно раскрывать и развивать творческий потенциал любого ребёнка, одарённого не только в области математики, но и в других сферах деятельности.
Работа с талантливыми детьми должна строиться по трем направлениям (выявление одаренных детей, развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности, создание условий для всестороннего развития одаренных детей) и начинаться с диагностики.
Диагностика одаренных ребят – достаточно сложная многоступенчатая процедура, в которой выделены семь диагностических этапов (согласно градации Е.И. Щеблановой):
– номинация – имена кандидатов с креативным мышлением;
– выявление проявлений одаренности ученика в поведении и разных видах деятельности;
– изучение условий и истории развития ребёнка в семье, его интересов, увлечений;
– оценка обучающегося его сверстниками;
– самооценка способностей, мотивации, интересов, успехов;
– оценка письменных работ, успеваемости, достижений детей;
– психологическое тестирование для определения показателей личностного, творческого и интеллектуального развития обучающегося с помощью психодиагностических тестов (на выявление особенностей абстрактного и логического мышления, математических способностей, памяти и т. д.) [8, с. 384].
Аспекты поведения одаренного ребенка необходимо отслеживать по следующим признакам:
1) своеобразный индивидуальный стиль деятельности, склонность «все делать по-своему»;
2) особенность способов деятельности, проявляющаяся в способности видеть «в сложном – простое, а в простом – сложное»;
3) ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом;
4) особый тип обучаемости, выражающийся как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений;
5) повышенная познавательная потребность, любознательность;
6) предпочтение противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов;
7) критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству [9].
Мониторинг уровня развития детей можно провести с помощью психологических тестов Р. Кеттелла (уровень интеллекта), Е. Торренса (наличие творческих способностей), Г. Айзенка (определение общих способностей), Дж. Равена (диагностика логического мышления), Р. Амтхауэра (структура интеллекта) и методик оценки внимания, математического мышления, изучения памяти, общей одаренности и методики многофакторного исследования личности Р. Кеттела [5, с. 95].
Входящий мониторинг организуется в сентябре – октябре. Его результаты обобщаются по каждому обучающемуся отдельно и по классу в целом, что дает возможность сконструировать план работы с одаренными детьми с учётом особенностей индивидуума и составить карту интересов учеников. Вторичный мониторинг проводится в марте – апреле. Его данные позволяют оценить результаты работы, выявить изменения и проследить личностный рост каждого ребёнка.
При работе с одаренными детьми эффективно применяются:
– поисковый метод – метод привлечения обучающихся к поисковой деятельности, выполнению творческих заданий, решению нестандартных задач;
– исследовательский метод, включающий работу с дополнительными источниками информации;
– проблемный метод, позволяющий повысить мотивацию учеников.
Программу работы с одаренными детьми необходимо организовывать на основе мониторинга с учётом возрастных особенностей. В ней можно выделить четыре ступени.
На первой ступени работу с одаренными детьми проводят учителя начальной школы.
Вторая ступень программы – работа с учениками 5–6 классов. Ей необходимо уделить особое внимание, так как именно в этом возрасте важно обеспечить появление у детей положительных эмоций по отношению к математике. Повышению мотивации способствуют специально подобранные задания. Сильную мотивацию у обучающихся создает метод постановки проблемы, близкий к методу творческих заданий. Он  позволяет одаренным детям проявить креативность мышления.
Уроки – творческие мастерские позволяют выявить качества, характерные для одаренной личности. Для представления урока в виде целостной учебы-игры интересны презентации, создающие игровые оболочки одного урока, выстроенные по системе М.Н. Каратановой.
Большую роль в активизации познавательной деятельности играют методы взаимной проверки и взаимных заданий, совместного нахождения лучшего решения, работа в группах, организация работы консультантов.
Третья ступень программы – 7–9 классы. На этом этапе важно создать условия для самоопределения и самовыражения детей, реализации их интеллектуальных возможностей. Этому способствует технология «обучения в сотрудничестве». Наличие между обучающимися, объединенными в малую группу, общих целей и взаимодополняющих способностей рождает между ними взаимозависимость, позволяет обмениваться мыслями, усилиями, информацией.
Для развития творческих способностей детей предлагаются следующие задания: составить задачу по данному уравнению, ребус, головоломку или кроссворд, подготовить сообщение по данной теме. Систематическое включение таких заданий приучает ребят отходить от шаблонов и находить нестандартные варианты решения, добывая знания самостоятельно в ходе творческих изысканий, а не усваивая их путем заучивания.
В активизации познавательной деятельности обучающихся велика роль опорных схем или карточек-информаторов. Они приучают детей анализировать и отбирать нужную информацию, работать с источниками, уменьшают нагрузку на память.
Выявление одарённости и развитие способностей каждого ученика осуществляется при дифференцированном обучении. Ученик при желании переходит с одного уровня на другой и обучается на максимально посильном уровне трудности, а его деятельность приобретает поисковый характер.
Четвертая ступень программы – работа с обучающимися 10–11 классов. На этой ступени большая роль отводится профильному обучению, предусматривающему возможность выбора уровня математического образования в соответствии с индивидуальными способностями учеников.
Сегодня основной акцент в обучении ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Такой подход реализуется за счет применения многоуровневой системы задач. Ведущим элементом методики является работа с ключевыми задачами трех уровней: знакомые, модифицированные и незнакомые задачи. Одаренные ученики могут проявить себя при выполнении индивидуальных проектов по решению блока незнакомых задач.
Составной частью используемой методики является постоянная систематизация изученного материала и его визуализация в виде различных таблиц, схем, графов ключевых задач, которые предлагаются обучающимся в виде раздаточного материала или фиксируются ими в своих тетрадях.
Такая система работы в профильных классах естественно и наиболее полно отражает сущность математической и вообще познавательной деятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью работы с одарёнными детьми. Высокомотивированные ученики должны иметь возможность подключаться к различным формам творческой коммуникации. Их дар не терпит застоя и самоудовлетворённости. Он существует только в динамике [10, с. 7]. Поэтому необходимо постоянно погружать одарённых детей в творческий процесс, создавая условия для стремления к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию, привлекать их к участию в математических мероприятиях разного уровня, созданию и реализации различных проектов, исследований.
Структуру внеурочной деятельности можно представить в двух уровнях. Первый – это те направления работы, которые реализуются педагогом внутри учебного заведения, а второй уровень выводит обучающихся за пределы образовательного учреждения, способствуя их социализации, развитию творческой активности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Приказ № 271 Президента РФ от 4 февраля 2010 г. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/6744437/
2. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 №1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://government.consultant.ru/page.aspx?1296742
3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. Выпуск 1. – М.: МИОО, 2005. 176 с.
4. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. – М.: Просвещение, 1968. 432 с.
5. Лейтес Н.С. Психология одаренности детей и подростков / под ред. Н.С. Лейтеса. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. 416 с.
6. Научно-методическое обоснование работы с одарёнными детьми «Концепция одарённости» [Электронный ресурс]. URL: schooltwo.my1.ru›koncepcija_odarennosti.doc
7. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. 664 с.
9. Круглый стол «Условия успешной работы с одаренными детьми» [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.area7.ru/?m=2136
10. Савенков А.И. Одаренные дети и творческие люди: особенности психического развития // Школьный психолог. 2004. № 30. С. 5–7.