sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.8

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

© 2016

Иванова Л.А.,
старший преподаватель кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

ФГОС нового поколения рассматривает применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие формирования образовательной среды. Сохранение и укрепление здоровья ребёнка – первооснова его полноценного развития. Здоровый, нормально развивающийся ребёнок обычно подвижен, жизнерадостен, любознателен. Движение – это жизненная потребность, средство укрепления сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Ребенок по своей природе – деятель, и деятельность его выражается, прежде всего, в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идёт интеллектуальное развитие. Поэтому предметом особого внимания педагогов должно быть овладение ребёнком основами двигательной культуры.
В числе резервов повышения эффективности системы физического воспитания специалисты называют основательное изменение программы физического воспитания под углом зрения актуальных потребностей девочек и мальчиков. Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода.
Все дети развиваются по-разному. И уже к году различия в развитии психики мальчиков и девочек достигают такого высокого уровня, что проявляются в поведении в такой сложной деятельности, как игра. А это значит, что у них по-разному организованы психологические процессы, по-разному функционирует мозг – такой важнейший человеческий орган, от развития которого зависит, каким станет ребенок, каков будет его интеллект, насколько будет богата его эмоциональная сфера, хорошая будет ли у него память, какие особенности мышления будут ему присущи. Девочки  рождаются более зрелыми на 3–4 недели, а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики младше девочек по своему биологическому возрасту на целый год. Физиологическая сторона восприятия несколько различается у мальчиков и девочек. Игры девочек опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои «богатства» – кукол, тряпочки – и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного физического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространство мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на шкаф [1]. Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок – период врабатываемости, у детей зависит от пола. Девочки обычно после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.  Учителю нужно строить урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. Мальчики же раскачиваются долго, поэтому именно ближе к концу урока  надо дать им ключевой для урока материал.  Мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. В биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя, что может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Необходимо использовать разные приемы преподавания. Например, учителям рекомендуют осторожно проводить соревнования в классе для девочек, потому что они эмоциональны и порой очень остро реагируют на неудачу. Мальчиков соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.
Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат. По-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому нужно организовать учебный процесс по физической культуре с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек.  Раздельное обучение при организации урока позволяет учесть все психические и физиологические особенностей детей разного пола. Отсутствует острая конкуренция, так как на каждом уроке занимаются учащиеся одного пола. Конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например, по гимнастике). Дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающих разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек. Отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как отсутствуют представители противоположного пола. Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся. Раздельное обучение на уроках физкультуры ориентировано в большей степени на средних и слабых учеников, которые чувствуют себя более комфортно (особенно на обучающих уроках) при небольшом внимании окружающих к своей личности. Отсутствие скованности помогает учащимся быстрее освоить сложный элемент или выполнить трудное упражнение. Это дает возможность усилить контроль над всеми учениками. Постепенно происходит относительное выравнивание уровня физической подготовленности в классе. Сильные школьники найдут себя на дополнительных занятиях, в спортивных секциях. Основная задача школьной физкультуры – дать хорошее общее физическое развитие каждому, привить желание заниматься физическими упражнениями в любом возрасте, полюбить здоровый образ жизни. Именно раздельное обучение на уроках физической культуры с раннего школьного возраста позволяет упростить решение многих этих проблем. В педагогическом сообществе с каждым годом прибавляется число сторонников раздельного обучения. Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Гендерное (раздельное) обучение предполагает применение здоровьесберегающих технологий. Гендерное обучение позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой, избежать переутомления. По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу [2].
Во многих школах российской Федерации проводятся эксперименты по проведению раздельных для мальчиков и девочек уроков физкультуры. Проанализируем некоторые из них.
Эксперимент проводился в МОУ СОШ № 8 г. Саратова. Целью эксперимента было создание новых условий процесса обучения, отвечающих гендерным психофизиологическим особенностям детей, психологически более комфортных, способствующих гармоничному личностному развитию учащихся. Основной формой преподавания физической культуры осталась классно-урочная. Инновационными стали приемы и методы обучения мальчиков и девочек с учетом гендерных особенностей развития, социализации и формирования личности. Для мальчиков на уроках физической культуры использовался соревновательный метод, для девочек данный метод применялся крайне редко, так как педагогами было замечено, что они склонны к ссорам во время соревнований. Для девочек важна оценка со стороны, они очень болезненно воспринимают, когда кто-то их превосходит и оценка переносится на личности. По наблюдениям учителей школы, мальчики и девочки ссорятся по-разному. Мальчики поссорились – подрались, смотришь – на другой переменке опять вместе. Если поссорятся девочки, то в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок просидеть надутые, а то и несколько дней и даже месяцев обижаться друг на друга. Но зато и примирение они обставляют как праздник для всего класса.
Учитывалась и такая особенность мальчиков, как необходимость включения в поисковую деятельность. Их надо подталкивать к нахождению принципа решения, они лучше работают тогда, когда характер вопросов открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Мальчикам больше подходит обучение через самостоятельное разрешение проблемной ситуации. Мальчики лучше работают от общего к частному. Если же им предлагают действовать по шаблону, они в такой ситуации стараются уйти из-под контроля взрослого, не подчиниться ему, не выполнить несвойственные им виды деятельности [3].
Подобный эксперимент проводился в школе № 264 г. Москвы.
Учебный процесс по физической культуре был организован с учетом психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек. В школе два преподавателя по физической культуре и один игровой зал. Коридор был преобразован в зал общей физической подготовки и использовался для проведения занятий. Создан и третий зал из коридора; в нем можно проводить занятия по легкой атлетике, тренировки по боксу, рукопашному бою. На занятия приходили одновременно два класса одной параллели. Девочки занимались с преподавателем-женщиной, а мальчики – с преподавателем-мужчиной. Группа девочек начинала занятия в одном зале, а мальчики – в другом, в зависимости от целей и задач урока [4]. В процессе урока происходит смена мест занятий. Такая организация урока дала следующие преимущества:
– учет всех психических и физиологических особенностей детей разного пола;
– конкретная работа по программе или для девочек, или для мальчиков (внимание преподавателя не рассеивается на две разнополые группы, работающие по разным программам, например, по гимнастике);
– дозирование нагрузок, подбор упражнений и игр, наиболее полно отражающих разный уровень физического развития и психического состояния мальчиков и девочек;
– отсутствие стеснительности и ощущения неловкости при выполнении определенных упражнений, так как во время выполнения последних отсутствуют представители противоположного пола [4].
В МОУ «Рыбницкая русская средняя общеобразовательная школа № 11» целью эксперимента было создание в классах с раздельным обучением мальчиков и девочек благоприятного психологического климата, способствующего гармоничному развитию личности школьника. Также планировалось повысить результативность обучения, учитывая особенности развития и протекания у мальчиков и девочек различных психических процессов и функций.
Педагоги применяли в своей работе следующие основные принципы:
–  Класс мальчиков – класс девочек.
–  Высокий темп подачи материала.
–  Размеренный темп урока.
– Широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации    .
–  Достаточное количество повторений для усвоения.
– Разнообразие и постоянное обновление предлагаемых задач.
–  Дозирование объема и разнообразия новой информации.
– Большое количество нестандартных, логических заданий.
– Большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование новыми знаниями.
–  Минимизированное количество повторений пройденного материала.
– Эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению.
–  Работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений.
– Подход к формированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике.
– Использование групповых форм работы с элементами соревновательности, с обязательной сменой лидера.    
–  Использование на уроках групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь.
– Дозированная эмоциональная подача материала, выход на эмоции, чувства через логику.
– Использование большого количества наглядного материала, опора на зрительную память
– Подход к формированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом.
–  Эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.
Основной вывод, который был сделан педагогами по итогам организованных в школах экспериментов: раздельное обучение дает хорошие результаты по адаптации учащихся, способствует формированию положительной и адекватной самооценки. Этот вид обучения позволяет создать в детском коллективе атмосферу эмоционального и психологического комфорта, снизить уровень тревожности детей, дает установку на достижение успеха [5]. Все это позволяет решать общеобразовательные и воспитательные задачи на более высоком качественном уровне. На таких уроках значительно выше дисциплина, потому что решение поставленных двигательных задач (при отсутствии отвлекающих факторов) становится основным мотивом для занимающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. М. : Учебная литература, 2008.
2. Поздняев М., Нараевская К. Гендер-сюрприз. В российские школы возвращается раздельное обучение. Новые известия, 31 июля 2007 [Электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/society/2007-07-31/73711-gender-sjurpriz.html
3. Манилова А.В. Новые условия процесса обучения (гендерный подход) на уроках физической культуры [Электронный ресурс]. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1612141.html
4. Рыжов И.В. Раздельное обучение на уроках физкультуры // Спорт в школе, ИД «Первое сентября», 15 марта 2001, № 6.
5. Раздельное обучение мальчиков и девочек. За и против [Электронный ресурс]. URL: http://www.biofile.ru/psy/2240.html.