sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

СОЧЕТАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ГРУППОВЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

© 2016

Пиганова-Давыдова О.В.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Детская школа искусств № 6», Самара (Россия)

Вокальная эстрада представляет собой наиболее массовый вид  музыкального творчества и занимает ведущие позиции в учреждениях дополнительного образования, охватывая широкий возрастной диапазон обучающихся. Все большей популярностью сегодня пользуется эстрадный вокал и ансамблевое пение. Интерес к ним детей и родителей, зрительской аудитории чрезвычайно велик и растет с каждым годом. Cовременных детей привлекает яркость образов, «взрослые» аранжировки песен, возможность проявить свои творческие способности.
Традиционно основной формой обучения в системе дополнительного образования считается индивидуальная. Достоинства такого обучения очевидны: в полной мере реализуется индивидуальный подход к ребенку, устанавливается тесный контакт преподавателя и ученика, который полностью оказывается вовлечен в учебный процесс. В то же время при таком обучении у ребенка отсутствует важная для формирования сценического поведения и артистизма практика публичных выступлений в условиях занятия. Многие воспитанники школы искусств из-за недостатка необходимых вокальных данных или работоспособности не имеют возможности выступать в качестве солистов в школьных концертах, мероприятиях и конкурсах различного уровня. Часто это приводит к потере интереса к занятиям, а иногда даже и к прекращению занятий.
В качестве средства повышения мотивации обучающихся и развития их коммуникативных навыков мы рассматриваем сочетание индивидуальных и групповых форм работы с воспитанниками.
С введением в учебный процесс группового занятия по специальности расширяются возможности обучения эстрадному вокалу, вносится разнообразие форм взаимодействия учителя и воспитанника, происходит активизация ученика. Сочетание индивидуальных уроков и ансамблевой формы музицирования в школе искусств имеет большое значение в плане общего музыкального развития, играет важную роль в подготовке учащихся к дальнейшей профессиональной деятельности. Участие в коллективных проектах развивает коммуникативные навыки детей, облегчающие процесс их социализации в обществе.
Занятия в ансамбле пробуждают у воспитанников интерес к вокальному искусству, являются связующим звеном, объединяющим детей разных возрастов, помогающим донести до них основные человеческие истины и жизненные ориентиры, развивать их музыкальную культуру. Такие занятия помогают ребенку не только овладеть специфическими приемами эстрадного вокала, но и научиться ориентироваться в современном мире, почувствовать себя в кругу единомышленников, развить коммуникативные способности и облегчают процесс прохождения ребенком социальной адаптации [1, с. 5].
Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в человеке качества, способствующие достижению успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют в обучающихся психологическую стойкость, а социально-значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформироваться их активной гражданской позиции и чувству ответственности за личный и коллективные результаты. Часто обучающиеся, достигшие определенных успехов в жанре эстрадного вокала, пробуют себя в музицировании и сочинительстве.
Исполнение в ансамбле делает обучающихся с разными вокальными данными и разной степенью вокальной подготовки равноправными участниками, даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс и способствуя успехам в занятиях. В ансамбле вокалист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку. Именно поэтому вопросы ансамблевого музицирования занимают всё большее место в жизни школ искусств.
Под ансамблевым музицированием понимается организация учебного процесса, которая характеризуется сочетанием индивидуально-групповой работы педагога с воспитанниками. Такая форма обучения должна создавать условия для эффективного развития певческого голоса, вокального слуха, самостоятельности, а также формированию коммуникативных навыков.
Индивидуально-групповые занятия дают возможность каждому воспитаннику удовлетворить не только свои образовательные потребности, но и реализовать свои творческие потребности в общественном признании на разном уровне. Увлеченные любимым делом школьники добры и воспитаны, принимают общечеловеческие ценности.
Говоря о преимуществах групповой формы обучения, авторы психолого-педагогических исследований на эту тему (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, Л.И. Карлинская, Г. Лиськевич, Л.А. Карпенко, В.А. Петровский, М.А. Туревский и др.), отмечают, что она положительно влияет на мотивацию учебной деятельности; укрепляет общественную направленность личности и т. д.
Индивидуально-групповая форма обучения в музыкально-исполнительском классе исследовалась А.В. Артёмовой (сольное пение), Р.Н. Ерман (хоровое дирижирование), Е.А. Серебряковой (сольное пение), А.В. Смирновым (виолончель). Некоторые вопросы индивидуально-группового обучения затронуты в диссертационных исследованиях П.В. Гайдай, Н.Н. Дмитриевой.
Среди преимуществ индивидуально-групповой формы обучения авторы называют: 1) качественно новый уровень контроля и самоконтроля в процессе обучения вокалу; 2) создание благоприятных условий для активного участия детей в творческом процессе, включающем самообучение (анализ собственных ошибок и достижений на основе видеозаписи).
Сочетание индивидуальной и групповой формы позволяет педагогу привлекать детей к выполнению «главных» ролей на уроке, замещению функций педагога при распевании, организации подготовительного этапа выступлений. Это дает возможность привлекать к активной деятельности на уроке воспитанников с различным уровнем вокальных данных и музыкальных способностей. Используя индивидуально-групповую форму обучения, педагог решает такие важные задачи, как развитие коммуникативных способностей, определение уровня музыкальных способностей на раннем этапе и отбор детей в профильные классы, реализацию творческих потребностей к самовыражению в выступлениях в концертах, конкурсах и мероприятиях различного значения.
В 2007 году в Детской школе искусств № 6 г.о. Самары была организована вокальная студия, в которую вошли лучшие учащиеся вокального отделения школы, а в 2012 году студия  получила название «Дорога добра». В состав студии входят дети в возрасте от 6 до 17 лет. Воспитанники проходят полный курс образовательных программ на вокальном отделении, предусмотренных учебным планом школы искусств. Кроме занятий по классу вокала, дети занимаются в классах музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка), изучают музыкально-теоретические предметы (сольфеджио, музыкальную литературу), посещают занятия по хореографии. Уникальность этого коллектива в том, что ребята поют общим сводным ансамблем, а также малыми формами ансамбля (дуэт, трио, квартет), кроме того, каждый участник выступает как солист.
Реализация авторской программы семилетнего цикла обучения эстрадному вокалу и ансамблевому музицированию создает условия для координации усилий семьи и образовательного учреждения в развитии творческой личности ребёнка, способного адаптироваться в социуме.
Так обеспечивается формирование не только исполнительских навыков эстрадного вокала (певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции), слуховых навыков (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания и звучания в коллективе), но и формирование коммуникативных навыков (работа в коллективе, преодоление психологических комплексов благодаря концертной практике, повышению самооценки в процессе обучения).
Отличительными особенностями программы являются следующие:
– программа рассчитана на индивидуально-групповую работу с детьми от 7 до 17 лет;
– за срок обучения по программе отслеживается музыкальное развитие ребёнка от самых азов в школьном возрасте до определённого профессионального роста в подростковом периоде;
– программа ориентирована на формирование исполнительских навыков эстрадного вокала воспитанников разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;
– программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока;
– в программе учитывается как индивидуальная траектория развития каждого воспитанника, так и развитие в разновозрастных микро- и макрогруппах;
– в процессе формирования навыков эстрадного вокала используются оригинальные авторские приёмы в упражнениях;
– в программе предусмотрен индивидуальный репертуарный подход к каждому воспитаннику (при составлении авторского репертуара учитываются возрастные и индивидуальные характеристики будущего исполнителя песни, именно с их учетом сочиняются репертуарные произведения).
– в концертных выступлениях используются авторские вокальные аранжировки.
Ежегодно коллектив эстрадной студии «Дорога добра» принимает участие в более чем 30 концертных мероприятиях различных уровней, активно участвует в социально-значимых мероприятиях района, города и области: Городской фестиваль цветов; Городское торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя; День знаний в Струковском парке; концерт для ветеранов войны; концерт, посвященный Дню пожилого человека; Новогодний концерт для детей-инвалидов Ленинского района; Благотворительные Пасхальные концерты в школе-интернате для слабослышащих детей; Пасхальные концерты в Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Самарской области; ежегодные отчетные концерты ДШИ № 6 для ветеранов «Встреча поколений» в Окружном доме офицеров; торжественное мероприятие «Дарите женщинам цветы!» в Самарской государственной филармонии;  концертная программа «Городское родительское собрание 2010» в выставочном комплексе «Экспо-Волга»; Дни славянской письменности и культуры у храма Кирилла и Мефодия; торжества, посвященные Дню Победы; Городской праздник «Вальс Победы» в Струковском саду; Городской праздник, посвященный 55-летию полета в космос Ю. Гагарина; Городской фестиваль по видам искусств «Юные дарования Самары», посвященный 430-летию Самары «Тебе, моя Самара!»; концерт, посвященный Дню защиты детей в Струковском парке и др.
В 2015 году эстрадная студия «Дорога добра» была заявлена на звание Образцового коллектива.
Опыт работы эстрадной студии «Дорога добра» постоянно обобщается и ежегодно распространяется на семинарах, открытых занятиях, мастер-классах и методических выставках. Методическая продукция автора образовательной программы О.В. Пигановой-Давыдовой размещается на интернет-форумах педагогических сообществ.
Участники эстрадной студии «Дорога добра» на протяжении уже нескольких лет являются победителями не только городских, но и Всероссийских и Международных конкурсов детского и юношеского творчества.
Большое внимание мы уделяем не только развитию творческих способностей, интеллекта, артистизма учащихся, но и воспитанию в детях чувства коллективизма, товарищества, ответственности за общее дело.
Воспитательная работа с учащимися пронизывает всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга.
Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, раскрыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из детей необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся различные дела, конкурсы, спектакли, концерты и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка, воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
В педагогической теории и практике описаны различные формы воспитательной работы. Мы придерживаемся классификации форм воспитательной работы Е.В. Титовой [2, с. 103], выделившей три основных типа форм воспитательной работы: 1) мероприятия, 2) дела, 3) игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
1. Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Отличительная особенность мероприятия – созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие.
Традиционные мероприятия нашего коллектива – новогоднее представление и отчетный концерт по итогам учебного года. Основная функция организации данных мероприятий ложиться на педагога, который пишет сценарий, отбирает концертные номера, проводит репетиционную работу и т. д. Однако, используя в процессе обучения индивидуально-групповую форму, при подготовке данных мероприятий педагог привлекает воспитанников класса и их родителей к выполнению некоторых функций руководителя: 1) старшие дети помогают отслеживать уровень готовности номеров младших детей; 2) воспитанники коллектива участвуют в сочинении сценария и оформлении зала. В процессе такой работы формируется чувство самоконтроля, личной ответственности за порученное дело и чувство коллектива при проведении совместного мероприятия.
2. Дела – это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Примером таких коллективных дел нашей студии может быть подготовка визитной карточки коллектива для презентации на конкурсе, совместная разработка эскизов костюмов для тематического выступления и др.
3. Игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. В процессе обучения по программе игра используется как дидактический элемент обучения младших школьников. В то же время игра как средство снятия психологических зажимов используется в предконцертный период. Использование игровых ситуаций в конкурсных поездках помогает сплочению коллектива, развитию коммуникативной свободы.
Еще одним видом воспитательной деятельности студии «Дорога добра» является привлечение воспитанников коллектива в качестве солистов к участию в совместных проектах с различными коллективами: хор ветеранов ОДО (руководитель Л.Р. Нечаева); сводный духовой оркестр МБОУ ДОД ДШИ №6 (руководитель И.А. Сенькин); фольклорный ансамбль «Хохлома» МБОУ ДОД ДШИ № 6 (руководитель Е.Ю. Янкова); образцовый театр танца «Эклипс» (руководитель Л.М. Ерофеева) и др.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тагильцева Н.Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самопознание ребенка: монография. Екатеринбург : УМЦ УПИ, 2008. 101 с.
2. Титова Е.В. Если знать, как действовать. М. : Просвещение, 1993. 190 с.