sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.3:9

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 6-7 КЛАССАХ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

© 2016

Четыркина В.Е.,
учитель истории
ГБОУ СОШ им. Н.Т. Кукушкина с. Савруха  м.р.  Похвистневский Самарской области (Россия)

Ориентация на результаты образования – это важнейший компонент конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Если раньше учитель учил, передавал знания, умения и навыки, то сегодня учитель должен помочь ученикам самим добывать знания, консультировать учащихся и корректировать процесс самообучения и самосовершенствования, то есть учить учиться [1].
Метапредметный подход позволяет в рамках изучения конкретного предмета достичь умений и навыков, которые обеспечивают возможность социальной адаптации молодежи, их успешного включения в жизнь общества.
В арсенале учителя имеются педагогические технологии и методы, которые позволят достичь указанной цели при изучении истории России: проектный, исследовательский, проблемный, информационно-коммуникативные методы, технологии обучения смысловому чтению и сотрудничеству и др.
Развитие информационно-коммуникативных технологий позволяет привлекать и шире использовать электронные ресурсы по курсу истории. Электронные пособия позволяют организовать эффективное изучение всего курса, делают урок более динамичным, интересным и помогают ученикам быстрее и глубже усвоить материал. В своей практике при изучении истории в 6 классе я широко использую электронные учебники: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории. История средних веков», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории до XIX в.», «Всеобщая история. 6 класс Средние века» (Cordis Media). Я являюсь автором электронных учебных пособий «Древняя Русь. 6 класс» и «История России XVII–XVIII вв. 7 класс» [2].
С появлением электронных учебников и пособий преобразуются традиционные формы урока. Например, урок изучения нового материала может проходить в форме лекции с использованием мультимедийного проектора, видеоряда пособий (меняющиеся диаграммы, «оживающие» карты, кинохроника, фоно- и фотодокументы).
Традиционный урок сочетает рассказ учителя и групповую самостоятельную работу учеников в компьютерном классе с отдельными лекциями, параграфами и другими материалами электронных пособий.
На лабораторно-практических занятиях ученики работают с электронными историческими документами.
Материалы электронных пособий используются для творческой и исследовательской работы учащихся, для проведения разных форм опроса и контроля знаний, для организации коррекционной работы и подготовки индивидуальных презентаций, проектов.
Электронные пособия содержат разнотипные задания, выполнение которых способствует достижению предметных и метопредметных результатов:
– тесты, которые проверяют не знание фактов, а понимание каких-то характерных черт, признаков развития исторических явлений;
– заполнение разных видов схем (систематизирующих, сравнительных, логических);
– задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых источников;
– задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т. д. [3; 2].
Работа с текстом учебных пособий развивает навыки смыслового чтения. Для этого я использую в своей работе различные приёмы:
– составление вопросов, кроссвордов, тестов, на основе текста учебного пособия;
– подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;
– составление таблиц;
– составление схемы, диаграммы;
– составление синквейна, кластера;
– составление простого, сложного, цитатного и тезисного плана.
Таким образом, универсальные учебные умения и навыки, составляющие базу метапредметного обучения и метапредметных результатов, сформированные средствами электронного пособия, позволяют учащимся успешно реализовывать собственный интеллектуальный и творческий потенциал. Высокую значимость имеет деятельность учеников по выполнению различных учебных проектов, при выполнении которых необходимо продемонстрировать не только исторические, но и знания других дисциплин.
Одной из перспективных технологий, которая способствует формированию метапредметных результатов, является технология образовательных веб-квестов (Web Quest) [4]. Мною разработан Веб-квест «В рыцарском замке» https://sites.google.com/site/vebkvestvrycarskomzamke/
Давайте рассмотрим, как технология Веб-квеста способствует формированию метапредметных результатов.
Зайдя на сайт (Веб-квест), ребята попадают на первую страничку, знакомятся с проблемной ситуацией, решение которой необходимо найти.
Ребята выбирают себе роль (феодал, рыцарь-воин, герольд, хозяйка замка, поэт-певец), изучают задачи и переходят по гиперссылке на слайд, где знакомятся с порядком своей дальнейшей работы. Всю необходимую информацию для работы ученики получают из ресурсов сети Интернет по указанным на отдельной странице ссылкам. Работая в Интернете, ребята учатся отбирать нужную информацию, критически ее осмысливать, интерпретировать, понимать ее суть. Следующим этапом является обобщение материала и представление его с помощью приложений пакета Microsoft Office. На заключительном занятии каждая группа представляет результаты работы, пути решения поставленной проблемы, обсуждают выводы, к которым они пришли. [5].
Для достижения метапредметных результатов деятельности я применяю на уроках истории в 6 классе не только ИКТ, но и другие технологии:
1. Групповые технологии обучения предусматривают решение трех основных задач: конкретно-познавательной, коммуникативно-развивающей, социально-ориентированной. Эти задачи способствуют формированию основных навыков работы в группе, необходимые для социализации индивида в обществе.
2. Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему. Это такой тип развивающегося обучения, в котором имеет место систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся.
3. Технология проектирования. Современные структура и содержание метода проектов ориентированы на активное применение средств вычислительной техники и сетевых технологий. Особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой.
4. Интерактивная технология – это обучение через опыт (игру, изучение определенной ситуации). Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала через эмоциональную включенность и активность каждого в процессе работы.
5. Личностно-ориентированные технологии обучения. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.
В 6–7 классах я знакомлю учащихся с правилами проведения дискуссии. Сначала роль ведущего выполняет учитель, в старших классах с этой ролью хорошо справляются сами ученики. В 6–7 классах репортёр, хронометрист и эксперты выбираются из числа учащихся либо из приглашённых на дискуссию старшеклассников. Каждый ученик получает памятку с правилами ведения дискуссии. Тема для дискуссии, роли распределяются заранее, чтобы учащиеся могли качественно подготовиться.
В 5–8 классах дискуссия проводится по небольшим вопросам и органично вплетается в структуру уроков различных типов, повышая учебную и познавательную мотивацию учащихся.
Следует отметить, что выпускники школ, владеющие метапредметными умениями и навыками, показывают высокую результативность при прохождении итоговой аттестации, быстро адаптируются в информационном пространстве высшей школы, умеют быстро находить, анализировать и правильно использовать информацию, работать с базами данных, что позволяет им социализироваться в современном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М. : Просвещение, 2011.
2. Четыркина В.Е. Древняя Русь. 6 класс. История России XVII–XVIII вв. [Электронный ресурс]. URL: http://ithistory.ucos.ru/index /drevnjaja rus klass/0-75
3. Дубень Л.В. Формирование метапредметных результатов посредством использования мультимедийных учебных пособий на уроках истории [Электронный ресурс]. URL: http://uchkopilka.ru/istoriya/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/item/731-formirovanie-metapredmetnykh-rezultatov-posredstvom-ispolzovaniya-multimedijnykh-uchebnykh-posobij-na-urokakh-istorii  
4. Левицкая А.А. Роль и значение Веб-квеста в современном образовании // Школьные технологии. 2010. № 4. С. 73–85.
5. Горшкова О.А. Дидактические особенности образовательных веб-квестов // Справочник заместителя директора школы. 2012. № 11. С. 56–64.