sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.31

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «АЗБУКА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ»

© 2016

Горожанкина Е.Ю.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Школа № 124 г.о. Самара (Россия)

Программа внеурочной деятельности «Азбука юного зрителя» для учащихся 5-х классов направлена на формирование зрительской культуры. Основа деятельности обучающихся – просмотр и обсуждение спектаклей театра САМАРТ (учет регионального компонента), ориентированных на данную возрастную категорию.
Цель реализации программы – формирование грамотного, умного, понимающего, воспитанного, гармонично развитого театрального зрителя, который наделен художественным вкусом, широким кругозором, творческим мышлением, имеет навыки коллективного общения, обладает собственной позицией, умением отстаивать её и толерантно принимать чужое мнение.
В соответствии с требованиями ФГОС [1] в основу программы положен деятельностный подход, при котором ученик включается в процесс самостоятельной исследовательской деятельности – разгадывание тайны драматического действия. Программа учитывает психологические особенности данного возраста, где ведущей деятельностью является общение-обсуждение увиденного с аргументацией собственной позиции, что ведет к самореализации, установлению межличностного взаимодействия и развитию творческих способностей.
Актуальность программы в том, что совместное пребывание со сверстниками и родителями, обсуждение увиденного обогащает личность подростка, способствует его воспитанию и социализации, открывает новое пространство, где царит атмосфера творчества, возрождается очное человеческое общение и происходит приобщение к фундаментальным общечеловеческим ориентирам, моральным и духовным ценностям, являющимся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох [2, c. 4].
Отличительная особенность программы – посещение спектаклей, поставленных в родном городе. Много внимания уделяется воспитанию этики зрителя. Во время обсуждения спектаклей происходит непрерывный процесс развития речи, обогащения словарного запаса обучающихся, формирования ораторских способностей и умения грамотно вести спор. Обучающиеся выполняют множество разнообразных творческих работ, позволяющих каждому проявить свои индивидуальные способности. В конце учебного года обучающиеся, посещая классные часы в других классах, выступают с аннотациями спектаклей САМАРТа, представляют свои творческие продукты, популяризируя драматическое искусство и театр своего родного города, приобщая сверстников к духовным ценностям. Таким образом, школьники приобретают опыт осуществления социально значимых действий.
Формы проведения занятий: просмотр спектаклей; экскурсия в «закулисье»; беседа с элементами дебатов; анкетирование; презентации «История театра»; анализ афиш, названий спектаклей (до просмотра) и составление «дерева предсказаний»; творческие работы: книга отзывов о спектакле, «моя афиша», буклет «Как нужно вести себя в театре», заочное интервью с актером (режиссером), письмо актеру (режиссеру), электронный иллюстрированный словарь театральной терминологии, реклама театрального спектакля, иллюстрация к сценам спектакля; комментарии после просмотра спектакля, размещенные в личном блоге или на сайте САМАРТа; сравнение литературного героя и сценического; составление теста или вопросов к просмотренному спектаклю; выступление на классных часах с представлением-рекламой спектаклей; подготовка итогового проекта-презентации «Саквояж театральных находок», где собраны самые интересные творческие работы за год, фотографии, отзывы, иллюстрации и др.
Содержание курса
1. Введение. Что такое театр? Зачем он нужен современным людям?
2. Особенности драматического действия. Драма как род литературы, жанры, сюжетообразующие элементы драмы.
3. Добро пожаловать в театр: театральный словарь. Показ материалов (презентаций) обучающихся для создания коллективного проекта «Электронный иллюстрированный театральный словарь». Беседа о театральных профессиях.
4. Этика поведения в театре. Правила поведения в фойе, во время спектакля, в антракте. Создание свода правил поведения в театре.
5. Театры Самары. История появления театра САМАРТ. Обзор детского репертуара. Обсуждение афиш.
6. Просмотр спектаклей театра САМАРТ и их обсуждение. Посещение театра, обсуждение спектакля по предложенному плану (содержание театрального спектакля, характеристика персонажей, их поступков, отношений с другими героями, речь героя, особенности костюмов, реквизита персонажа, отношение автора пьесы к своим героям, сценическое пространство: декорации, музыка, свет, режиссерский замысел, идея спектакля, зрительская оценка спектакля, обзор найденной в Интернете информации о спектакле).
7. История театра: от античных времен до наших дней.
8. Письменное рассуждение на тему «Скорая театральная помощь: что это такое и зачем она нужна»?
9. Презентация творческих отчетов (мини-портфолио) и составление итоговой презентации «Саквояж театральных находок».
10. Пойдем в театр? Посещение классных часов в 5-х классах с сообщениями о спектаклях САМАРТа. Аннотирование спектаклей с показом творческих работ.
Перспективы дальнейшего развития программы:
– усложнение просматриваемого репертуара в соответствии с возрастными особенностями (репертуар не только САМАРТа, но и других самарских театров);
– анализ спектаклей учебного театра Самарской государственной академии культуры и искусств;
– обсуждение спектаклей самодеятельных коллективов (в том числе своих сверстников);
– самостоятельный интернет-просмотр и рецензирование спектаклей различных российских театральных коллективов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российское образование: федеральный портал [Электронный ресурс]. URL:  http://www.edu.ru/index.php?page%20id=34
2. Горожанкина Е.Ю. Смотреть или читать? Элективный курс по литературе (10–11 классы). Самара, 2008. 37 с.