sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.32

СОЗДАНИЕ БУКТРЕЙЛЕРА КАК СОВРЕМЕННЫЙ СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ЧТЕНИЮ

© 2016

Ерофеева О.Ю.,
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой преподавания языков и литературы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Определенное снижение интереса к чтению – сегодня общемировая тенденция. Во многих странах предпринимаются активные попытки этому противодействовать, исходя из понимания роли чтения для развития любой страны.
Одной из важных задач является упорядочение социокультурного пространства чтения и укрепление основных институтов, составляющих инфраструктуру поддержки и развития чтения, системы популяризации чтения [1, c. 2]. Несмотря на то, что в стране довольно регулярно проводятся отдельные мероприятия, направленные на пропаганду книги и повышение культуры чтения, их количество неизмеримо меньше, чем в развитых и активно развивающихся странах [2, c. 289]. Книжная реклама остается безадресной, механизм отслеживания ее эффективности отсутствует.
Проблема формирования правильного, сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную, доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка. Одним из занимательных вариантов задания для обучающихся является составление буктрейлера.
Буктрейлер – это небольшой видеоролик иллюстративного характера, объединяющий литературу, визуальное искусство и электронные интернет-технологии.
В основу буктрейлера может быть положено любое произведение: книги – юбиляры; книги определенного жанра (фантастика, приключения, детективы), изучаемые на уроках внеклассного чтения; книги, написанные одним автором. Пожалуй, самая сложная часть работы – это написание сюжета видеоролика. Для этого надо выделить в книге моменты (интригующие, захватывающие, самые интересные), которые могут быть положены в сюжет. Подобрать название, соответствующее теме ролика, написать реплики для героев, если вы снимаете видео, или комментарии, которые будут предварять ваши картинки. При составлении буктрейлера надо помнить: чтобы удержать внимание зрителей, ролик не должен превышать 3 минут [3, c. 42].
Для создания буктрейлера можно использовать не только отснятые вами материалы (фото и видео), но и найденные в Интернете на любом из сервисов: Google, Yandex, Mail, YouTube [4, с. 48; 5, с. 8] . При этом важно не забывать о качестве взятого ресурса. Всегда надо помнить и приучить к этому школьников: если вы пользуетесь чьими-то наработками, то всегда указывайте авторов в своих работах, давайте ссылки на эти ресурсы.
При организации работы обучающихся над созданием буктрейлера следует учитывать некоторые аспекты:
– видеоролик должен быть захватывающим, чтобы, посмотрев его, захотелось прочитать книгу;
– в нем должна быть логически завершенная сюжетная линия, интригующая концовка;
– на протяжении всего ролика должны быть соблюдены требования единого жанра;
– интересные, понятные записи к картинкам / диалоги в кадре должны быть написаны литературным языком;
– качественная запись звука, подборка видео и картинок в хорошем разрешении;
– название пишется в начале ролика, титры (кто работал над созданием) – на последнем слайде.
После выполнения творческого задания всегда возникает вопрос об оценивании работы обучающихся. В данном случае можно использовать вариант критериального оценивания [6, c. 38–39]. Критерии разрабатываются учителем и выдаются ученикам перед началом работы, чтобы в процессе создания буктрейлера они могли контролировать себя.
Простроив работу по вышеописанной системе, можно получить отличный результат. Как показывает рефлексия, проведенная после обсуждения очередных буктрейлеров по книгам, данным для внеклассного чтения, 60% учеников прочитали произведения, а 30% учеников понравился сам процесс составления буктрейлера [7, c. 22]. А это значит, что, используя достижения аудиовизуальной культуры, буктрейлер призван в динамичной и увлекательной форме донести до потенциального читателя рассказ о книге.
Ориентированность на передачу информации с помощью видеоряда позволяет привлечь внимание ребенка с ослабленной коммуникационной саморегуляцией. В подсознании современного читателя-зрителя в психологии восприятия зафиксировано позитивное отношение к фильмам и заложенной в них видеоинформации [8, с. 171; 9, c. 22] Сложившаяся ситуация требует дополнительных усилий для преодоления барьеров и формирования понимания значения буктрейлера как способа визуализации произведения. Но одно несомненно точно: создание буктрейлеров, действительно, служит одним из способов мотивации детей к чтению, к творчеству.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буктрейлер – современный способ продвижения книги в библиотеке : методические рекомендации. Выпуск 1 / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия им. В.Ф. Морозова; [авт.-сост. Т.А. Лисовская] Петрозаводск : ДЮБ РК, 2014. 16 с.
2. Шевцова Н.В. Отечественные буктрейлеры: проблема эффективности коммуникативной тактики // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313). С. 289–293.
3. Овчинникова Н.В. Формула успешного буктрейлера: подсказки для начинающих // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2014. № 9. С. 42–43.
4. Капустина С. Учитесь сочинять буктрейлеры // Библиотека. 2014. № 11. С. 48–49.
5. Мингазова Н. Буктрейлеры: живые страницы: создание видеофильмов // Библиотека. 2013. № 8. С. 8–9.
6. Квашнина Е.С. Пять шагов к успеху в создании буктрейлера // Школьная библиотека: сегодня и завтра. 2014. № 9. С. 38–41.
7. Гудков Н. Буктрейлер: методика создания // Библиополе. 2014. № 10. С. 22–25.
8. Сидорова А.Г. Буктрейлеры в России: к вопросу о новых технологиях рекламы книг // Современный читатель и библиотека: выбор коммуникативных практик: сборник статей по итогам Всероссийской конференции, 15–16 ноября 2012 г. / Российская национальная библиотека; составители: Ялышева В.В., Степанова А.С.; редактор: Зобнин Ю.В. Санкт-Петербург, 2013. С. 171–179.
9. Чулкова К. Продвижение чтения средствами визуальной культуры // Современная библиотека. 2014. № 3. С. 22–23.