sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 371.32

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2016

Мизунова Л.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Школа № 122 г.о. Самара (Россия)

В Федеральном государственном общеобразовательном стандарте указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием современного учебного лабораторного оборудования. Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа, интерактивные и др.) Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. А усиление роли ИКТ в образовании делает необходимым формирование информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся.
С целью успешного достижения учебных планируемых результатов освоения ООП НОО, а в последующем и ООП ООО, с 2011 года Министерством образования и науки Самарской области была профинансирована закупка современного учебного лабораторного оборудования. В каждой образовательной организации появились интерактивные доски, нетбуки, документ-камеры, модульная система экспериментов на базе цифровых технологий Prolog, цифровой микроскоп, система контроля и мониторинга качества знаний PROClass. Остро встал вопрос об умелом использовании этого оборудования на уроках и во внеурочной деятельности. Другими словами, учителя школ должны были в короткие сроки не только овладеть умениями и навыками работы с новым техническими средствами, но и умениями методически грамотно применять их в своей профессиональной деятельности. Это заставило нас, педагогов, пересмотреть традиционные формы работы, переосмыслить содержание образования.
Информатизации образования, различным аспектам использования компьютерных и телекоммуникационных средств и технологий в образовании посвящены работы многих исследователей: Н.В. Апатовой, В.А. Белавина, В.П. Беспалько, А.М. Галимова, Б.Г. Гершунского, Ю.С. Иванова, Г.В. Ившиной, В.А. Извозчикова, Е.И. Машбица, В.М. Монахова, Н.Х. Насыровой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.Ф. Шолоховича, К.К. Колина и других. Психологические вопросы, связанные с использованием информационных технологий, нашли отражение в трудах А.Е. Войскунского, Л.П. Гурьевой, Л.С. Коновалец, Н.В. Серковой, О.К. Тихомирова, Н.В. Чудовой, С.А. Шапкина и др. Вопросы формирования личности специалиста и его профессиональной деятельности рассмотрены в работах А.А. Вербицкого, Т.Ю. Елисеевой, Е.А. Климова, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и других авторов.
Применение компьютера оказывает исключительно большое влияние на все аспекты учебного процесса: и на содержание учебного материала, и на методы обучения, и на используемые учебные задачи, и на мотивацию обучающихся и т. д. Выбор наиболее эффективных методов и средств для какого-либо конкретного учебного занятия представляется одним из важных моментов процесса обучения. Анализируя методы и средства обучения, необходимо учитывать их постоянное совершенствование. При использовании методов и средств важно учитывать то обстоятельство, что одни и те же методы или средства могут быть эффективными при одних условиях и совершенно неприемлемыми при других. С помощью компьютера появляется возможность систематического решения задач учебно-исследовательского характера. Кроме того, компьютер позволяет обучающимся поставить задачу и решить её в интерактивном режиме. Задачи такого типа по своей направленности и практической значимости прибли¬жаются к реально существующим производственным и научным. Смысл таких задач в том, что в процессе их решения обучаемый самостоятельно своими действиями изменяет ситуацию, выступая её активным участником. Использование ребятами в процессе обучения гипертекстовых и мультимедийных инструментальных систем позволяет воплотить в реальность на одном рабочем месте изобразительные средства различной природы и выразительности, выбор которых должен соответствовать содержанию конкретного изучаемого предмета и законам психологического воздействия и восприятия. Гипертекстовые системы представляют собой логично встроенный в компьютерную программу набор ссылок, кнопок интерфейса, при активизации которых происходит переход на новый уровень системы ссылок или открывается конечное окно, содержащее необходимую информацию для пользователя. Данная технология широко используется в разнообразных электронных учебниках [1, c. 45]. Одно из основных преимуществ данного метода перед традиционными заключается в том, что обучающиеся могут самостоятельно избрать темп изучения материала, последовательность его прохождения. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс, – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на эффективное, реально полезное расширение сектора самостоятельной учебной работы обучающихся. С появлением электронных изданий и виртуальных учебных лабораторий в практических занятиях, как и в получении информации, быстро развиваются формы индивидуальной самостоятельной работы обучающихся. Информатизация образования ассоциируется с пирамидой, основанием которой служат новые электронные образовательные продукты. В настоящее время рынок профессиональных электронных образовательных ресурсов широк и разнообразен. Однако создание мультимедийных ресурсов  набирает обороты и интерес к таким ресурсам, как со стороны учителей, так и со стороны обучающихся растет. Различные эксперименты по использованию мультимедиа, проводимые отечественными и зарубежными учеными, позволяют сделать следующий вывод. В процессе обучения обучающимся осваивается не более чем четверть предлагаемого материала. Мультимедийная технология позволяет в 2–3 раза увеличить этот показатель, так как предоставляет возможность синкретического обучения, то есть одновременно зрительного и слухового восприятия материала, активного участия в управлении его подачей, возвращения к тем разделам, которые требуют повторного анализа. В будущем роль мультимедиа в области образования будет возрастать, так как знания, обеспечивающие высокий уровень профессиональной квалификации, всегда подвержены быстрым изменениям [2, с. 2].
Как видно из сказанного выше, на сегодняшний день проблема создания электронных изданий и ресурсов является актуальной. Мы предлагаем один из путей ее решения – создание электронных образовательных ресурсов в рамках самостоятельной работы обучающихся. Такой подход позволяет решить следующие проблемы:
- повышение мотивации обучающихся к изучению специальных дисциплин, так как при создании ресурса обучающиеся сталкиваются с необходимостью приобретения навыков работы с множеством прикладных программ;
- повышение качества изучения прикладных программ;
- расширение спектра самостоятельной учебной работы обучающихся;
- получение готового продукта;
- познавательное исследование предметной области в целом;
- воспитание полноправного члена информационного общества.
Рассмотрим вышеизложенное на примере создания электронного мультимедийного образовательного ресурса дисциплины «Литература» по теме: «Поэты Серебряного века». Обучающихся необходимо распределить на несколько групп, каждая из которых получает задание на создание своей части ресурса – информация об одном из течений Серебряного века (символизм, акмеизм, футуризм). Каждая часть ресурса должна включать в себя: на главной странице – название течения; имена, отчества, фамилии и творческие псевдонимы поэтов; философская основа течения. Информация о каждом поэте: фотография поэта; основные принципы творчества; тексты стихотворений, примеры выразительного чтения стихотворений как профессиональными чтецами, так и самими обучающимися; анализы некоторых творений автора. Каждая картинка должна являться гиперссылкой на страницу с информацией  о том, что изображено на картинке. На каждой странице предусмотрен переход на главную страницу. Для начала работы необходимо было изучить справочник по HTML с основными тегами и примерами. Пользуясь полученными знаниями, учащиеся создали страницы с выбранным фоном и приступили к созданию главной страницы, что потребовало от них изучить теги для работы со шрифтами и таблицу цветов. Вторая половина работы над главной страницей потребовала изучение основ работы со сканером – сканирование исходных изображений с оптимальным разрешением и выбора формата для сохранения изображения. Третья часть работы была посвящена изучению основ работы в PhotoshopCS2, а именно: выделение части изображения, изменение его размеров, работа с фоном изображения, коррекция изображения, сохранение с необходимым расширением. Следующий этап – совершенствование собственного искусства программирования на HTML: создание гиперссылок, таблиц, создание текста и его форматирование, работа с цветами. Здесь же стоит отметить изучение основ компьютерного дизайна – культура цветового представления электронной информации, размер и размещение графических объектов, шрифтовое оформление. И наконец завершающий этап – наполнение страниц информацией. На начальном этапе работ необходимо найти информацию о литературном течении, о каждом представителе течения, аудио- и видеоинформацию, пользуясь мультимедийной энциклопедией Кирилла и Мефодия, поисковыми системами Интернет, печатными изданиями и т. д.
Таким образом, создание электронного обучающего мультимедийного ресурса значительно индивидуализирует учебный процесс, увеличивает скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливает практическую направленность, способствует формированию информационно-коммуникационной компетентности всех участников образовательного процесса, а в целом – повышает качество образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М. : Агентство «Издательский сервис», 2014. 320 с.
2. Шлыкова О.В. Культура мультимедиа / МГУКИ. М. : ФАИР-ПРЕСС, 2014. 416 с.