sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.3/.4

РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОО «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО»

© 2017

Гнедова Н.А.,
руководитель структурного подразделения
Ионова Л.Ф.,
старший воспитатель
Структурное подразделение «Детский сад Журавушка»
ГБОУ СОШ № 1 г. Похвистнево, Самарская область (Россия)

Аннотация: В статье основное внимание уделяется использованию разработанной внутриучрежденческой модели повышения профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации, включающей в себя различные интерактивные формы и методы взаимодействия с педагогами, и ее апробации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: внутриучрежденческая модель; геймификация; творческие микрогруппы; мозговой штурм; дискуссионные качели; социальное партнерство.

THE RESULTS OF THE TESTING PROGRAM CONTROL DOO «INTERACTIVE FORMS OF WORK WITH TEACHERS IN THE PROCESS OF RAISING PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF THE FSES TO»

© 2017

Gnedova N.А.,
head of the structural unit
Ionova L.F.,
senior tutor
The structural unit «Kindergarten Zhuravushka»
of the state budget educational institution secondary general education school №1 of the city of Pohvistnevo, Samara region (Russia)

Abstract: The article the main attention is paid to the use of the developed intra-agency model for increasing the professional competence of teachers of the pre-school educational organization, which includes various interactive forms and methods of interaction with teachers, and its approbation in the conditions of implementing the federal state educational standard of pre-school education.
Keywords: intra-agency model; gaming; creative micro-groups; brainstorm; discussion swings; social partnership.

В последние годы в системе дошкольного образования происходят существенные изменения, связанные с внедрением и реализацией ФГОС ДО. Сегодня дошкольные образовательные организации работают в новых условиях, идет сложный процесс обновления содержания, форм, методов работы с дошкольниками. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом дошкольной образовательной организации, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал, постоянная готовность обеспечивать инновационные и творческие процессы. В связи с этим подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость и выдвигает вопросы поддержки инновационно-активных педагогов, формирования профессиональной компетентности педагогических кадров на одну из ведущих позиций [1].
Анализ ситуации показал, что большое значение в этих условиях приобретает создание внутриучрежденческой модели повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО. Для решения данной проблемы в СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево была разработана и апробирована программа «Интерактивные формы работы с педагогами дошкольных образовательных организаций в процессе повышения профессиональной компетентности», успешно прошедшая внешнюю экспертизу
Актуальность и педагогическая целесообразность программы выражается в том, что в настоящее время ступень дошкольного образования – один их главных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости не уступающий ни одной из последующих ступеней образования. Большие требования предъявляются к педагогу детского сада, который должен проявлять инициативу на программно-методическом уровне – широко использовать инновационные варианты программного, методического обеспечения деятельности ДОО, разрабатывать и внедрять программы и здоровьесберегающие образовательные технологии, интенсифицировать психологическое сопровождение образовательного процесса и т. д. Однако, как показывает опыт, далеко не каждый педагог способен самостоятельно проявлять инициативу с целью переосмысления и перестройки своей деятельности. Поэтому перед методической службой зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником образовательного процесса? Какие формы работы с педагогами внедрить, чтобы повысить эффективность деятельности ДОО? Как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать?
Данная программа повышения профессиональной компетентности педагогов в условиях ДОО позволяет разнообразить методические формы, методы и приемы работы с педагогическими кадрами, способствует оптимальному сочетанию их между собой.
Цель программы: достижение максимальной эффективности профессионального развития педагогов в условиях ДОО посредством вариативных форм работы.
Задачи:
– выявить и поддержать инновационно-активных педагогов ДОО и педагогического коллектива в целом в условиях реализации ФГОС ДО;
– содействовать повышению качества профессионального развития педагогов;
– повышать мастерство педагогов, пополнять их теоретические знания и практические умения с помощью разнообразных интерактивных форм методической работы;
– формировать у педагогов потребность к самообразованию, саморазвитию;
– повысить профессиональную компетентность педагогов;
– повышать качество дошкольного образования;
– повышать уровень психологических знаний педагогов, умение использовать в работе с дошкольниками элементы новых технологий: арт-терапия, сказкотерапия, цветотерапия, рисование шерстью, фризлайт и т. д.;
– гармонизировать психоэмоциональное состояние педагогов (снижение тревожности, повышение уровня стрессоустойчивости, способствовать эмоциональному благополучию, обучение навыкам саморегуляции, способствовать профилактике профессионального выгорания);
– реализовать новые возможности демократизации системы образования за счет переноса центра внимания на интересы конкретной личности педагога.
В программе, наряду с традиционными, предлагается использовать и нетрадиционные формы методической работы с кадрами. Некоторые из них разработаны и апробированы в СП «Детский сад Журавушка» ГБОУ СОШ № 1 города Похвистнево, другие были взяты извне, удачно переработаны, переосмыслены и с успехом используются в ДОО.
В числе наиболее интересных новых инновационных технологий, используемых в программе, можно назвать «геймификацию», «дискуссионные качели», «мозговой штурм», «кинотерапию» и т. д.
Геймификация – новейший метод мотивации персонала, набирающий особую популярность в последнее время, превращающий рутинную работу в некий игровой процесс, в ходе которого многие процессы могут усваиваться сотрудниками быстрее, нежели это происходит в рамках классического обучения.
В нашем учреждении она применяется в следующих формах:
– мотивация сотрудников на соревновательной основе, предполагающая участие педагогов в конкурсах на различных уровнях, например: «Имидж группы», конкурс проектов «Мои первые открытия», фотоконкурс «Как живешь детский сад?». Победители конкурса награждаются дипломами с присвоением звания «Лучший воспитатель года»;
– общедоступная копилка идей также помогает раскрыть таланты сотрудников и использовать их творческий потенциал на благо коллектива;
– бейджами поощряются и награждаются педагоги за отличные идеи, инициативу Ценность их использования заключается в том, что бейджи «Знаток технологий», «Лучшая методическая разработка» служат инструментом публичного признания;
– используются рейтинги, где каждый сотрудник может увидеть свой текущий уровень развития и групповой. Рейтинги – интерактивный инструмент, быстро реагирующий на любое действие в системе: выполнил задачу – рейтинг подрос. Выполнил задач больше, чем коллеги, – поднялся на ступеньку выше в таблице лидеров. Результаты рейтинга учитываются при распределении стимулирующих выплат и надбавок.
Преимущество использования геймификации видим в том, что в ней сосредоточено множество точек мотивации – состязательность, призовые стимулы, логика преодоления препятствий. Она позволяет выявить лидеров, обеспечить педагогов обратной связью, объединить коллектив общей идеей.
В последнее время в работе с педагогами широко использовался просмотр таких анимационных лент, как: «Хороший мультик про то, как нужно добиваться своей цели» [2], «Заветная мечта, должна быть у каждого!» [3], «О важности команды» [4] и т. д. Мультфильм несет «терапевтический» эффект, учит педагогов овладевать приемами интерпретации, развивает способность анализировать материал профессионально. После просмотра с педагогами используются упражнения: вопросные (на понимание сути фильма) и авторские (предлагается изменить, дописать сценарий).
«Дискуссионные качели» – еще одна интересная форма повышения профессионального мастерства педагогов заложенная в программе. Актуальными, проблемными, стимулирующими обмен мнениями были темы дискуссий: «Проблемы детей с ОВЗ», «Гендерный подход в ДОО». Эта форма способствует развитию у педагогов гибкости в споре, умению отстаивать свои взгляды, аргументировать собственную точку зрения.  
«Мозговой штурм» позволяет получить от педагогов большое количество идей за достаточно короткий промежуток времени. Эффективно прошло использование метода при разработке темы: «Внедрение изотерапии в работу с дошкольниками». В результате в работу с детьми были внедрены технологии: конструирование из бумаги в технике айрис фолдинг, кливлинг, изонить и т. д.
Повышению профессионального уровня педагогов по вопросам интеграции образовательных областей способствуют семинары-практикумы. Увлекательно прошел семинар в форме «Панельная дискуссия творческих групп».
Как показывает практика, педагоги всегда с интересом и желанием участвуют в тренингах. Отмечено, что особенно эффективной эта форма работы является для профессионального и личностного роста педагогов. Педагоги активно участвовали в тренинге «Профилактика эмоционального выгорания» с использованием оборудования сенсорной комнаты, с применением средств арт-терапии «Цветовые ассоциации», «Песочные фантазии». Интересно и увлекательно прошли мастер-классы на темы: «Создай свой комикс», «Технология «сказкосочинительства» для старших дошкольников как условие для синтеза искусств», «Арт-терапевтическое путешествие», «Технология создания мультфильмов как средство самореализации и раскрытия личностных особенностей ребенка дошкольного возраста», «Использование 3D ручки в работе с дошкольниками» и т. д.
Опыт показывает, что еще одной эффективной формой работы с педагогами является создание творческих микрогрупп, которым необходимо освоить новую технологию и воплотить ее в работе с дошкольниками. За прошедший период были освоены разнообразные технологии «шерстяная акварель», «фризлайт», НОД с использованием интерактивной доски.
На своем опыте мы поняли, что в одиночку очень сложно добиться хороших результатов. Важным является создание социальных связей, социальное партнерство. Эффективной для нас оказалась совместная работа с кафедрой дошкольного образования СИПКРО. С 2015 года детский сад является региональной пилотной площадкой по теме «Полихудожественное воспитание дошкольников через интеграцию различных видов художественно-творческой деятельности», поэтому важным направлением работы в ДОО является оказание творческой поддержки педагогам, формирование традиций, стимулирующих их творчество, креативные качества и т. д. Для того чтобы обеспечить полихудожественное развитие дошкольников, важно правильно подобрать техники, методики. Отбор их зависит от уровня развития творчества коллектива в целом, как команды единомышленников. Важно осуществлять выбор предпочтений педагогов, но в русле единой темы. Когда каждый педагог в этой теме определяет свою нишу: кто-то совершенствуется в применении элементов арт-терапии; другие накапливают дидактический материал по теме экспериментальной работы; третьи пробуют применять приемы, техники, методики, диагностику; четвертые работают с родителями и т. д. И конечно требуется время, чтобы можно было сказать, реализовался комплекс этих мер или нет.
Совместная работа с социальными партнерами оказалась для нас очень эффективной. Результатом научно-экспериментальной работы стали различные методические продукты:
– «Растем и развиваемся. Арт-терапия в среде дошкольной образовательной организации». Самара: ООО «Издательство АCГАРД», 2015. 272 с.;
– «Сказку вместе оживим, и получится мультфильм». Организация проектной деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОО как средство художественно-эстетического развития дошкольников»: методическая разработка / Н.А. Гнедова, Л.Ф. Ионова; под ред. Г.А. Рубан. Самара: ООО «Прогресурс», 2016.70 с.
– «Добрые сказки и яркие краски». Сборник сказок, созданный воспитанниками старшего дошкольного возраста СП «Детский сад Журавушка». В течение 2016–2017 учебного года большое внимание педагоги в работе с детьми уделяли внедрению методов и технологий сказкосочинительства. В результате конкурса были отобраны 11 лучших авторских рукописных сказок, созданных по методике «Карты Проппа». Они были настолько интересными, что было решено объединить их. В результате был выпущен сборник авторских сказок. В ходе реализации этого проекта дети не только сочиняли, создавали буквицу, но и проиллюстрировали каждую страницу своей сказки в технике «Лубок». Сборник сказок получился очень ярким, красивым, неповторимым;
– Продукты инновационной деятельности педагогического коллектива опубликованы на разных уровнях: в журнале «Первый», в газетах «Волжская коммуна», Образование Самарский регион, а также на всероссийском сайте педагогических идей «Открытый урок», на областном уровне в Альманахах СИПКРО и т. д.;
– еще одним продуктом совместной деятельности педагогов и детей стал экологический рисованный мультфильм «Как птицы лес спасли» созданный по одной из сказок из сборника по выбору детей.
Создание мультфильмов с детьми является еще одним из интересных направлений работы детского сада, которое позволяет проявить творческие таланты не только педагогам, детям, но и родителям. Проект по созданию мультстудии «Бабочка» в детском саду оказался очень удачным. Мультфильм является эксклюзивным продуктом совместной творческой деятельности всего коллектива, а его создание является важными образовательным событием. Это то дело, которое позволяет объединить весь коллектив, вовлечь друг друга в интересную деятельность, формировать традиции, жизненный уклад учреждения.
Дети вместе с педагогами и родителями придумывают сюжеты, создают декорации, озвучивают персонажей мультфильма. По мнению родителей, процесс создания мультфильма – это интересная и увлекательная деятельность для любого ребенка, так как он становится не только главным художником и скульптором этого произведения, но и сам озвучивает его, навсегда сохраняя для себя полученный результат в форме законченного видеопродукта.
Совместно с дошкольниками снято уже несколько мультипликационных фильмов. Дошкольники неоднократно участвовали и побеждали в конкурсах разного уровня с мультфильмами: «Две мамы», «Спасибо деду за Победу», «Путешествие Маши и Миши по Самарской губернии» и т. д. Детские работы получили высокую оценку представителей образовательной сферы и признаны примером положительного опыта, рекомендуемого к применению в иных дошкольных образовательных организациях. Сейчас у юных аниматоров новые планы – сделать мультфильм о родном городе Похвистнево, его архитектуре и достопримечательностях.
Таким образом, использование вариативных форм работы с педагогами способствовало повышению эффективности деятельности ДОО, повышению качества дошкольного образования в целом.
Для того чтобы получить положительные результаты, педагоги детского сада тоже постоянно учатся. Свой опыт работы, профессиональные наработки педагоги представляют, участвуя в профессиональных конкурсах разного уровня. Наиболее яркими и значительными для учреждения явилась Победа в областном конкурсе образовательных организаций Самарской области, внедряющих инновационные образовательные программы дошкольного образования «Детский сад года», в 2014 году. Педагог И.Н. Разинова заняла I место в Областном конкурсе профессионального мастерства педагогических работников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста. Л.Ф. Ионова является Победителем VI межрегионального Фестиваля педагогического мастерства и творчества работников дошкольного образования Самарской области в г. Кинель в номинации «мастер-класс» по художественно-эстетическому развитию. В 2017 году победителем этого конкурса стала И.Н. Разинова
Победителями различных окружных конкурсов стали воспитатели О.Ю. Морозова с проектом «Как сделать мультфильм?», О.А. Шилтова с электронным пособием «Игра на Ура! Поиграем со звуком «С», О.В. Шакирова стала лауреатом окружного конкурса «Воспитатель года – 2015», А.А. Фомина с проектом «Спасибо деду за Победу!», М.А. Афанасьева с проектом «Создай свой комикс», Л.Х. Саранцева с проектом «Словарик отживших слов» и т. д.
В 2017 году логопеды Т.И. Бондаренко и С.А. Лемякина были награждены диплом Лауреата областного конкурса психолого-педагогических программ «Психология развития и адаптации» за программу: «В сказку играем – речь развиваем» (распоряжение МОиНСО № 269-р от 05.04.2017 г.).
Результаты позитивной динамики работы педагогов отражены в достижениях наших воспитанников. Дошкольники детского сада стали победителями и лауреатами XXVII международного конкурса детского рисунка «Я вижу мир: Путешествуя по миру», посвященного году экологии: Куракова Кристина (6 лет) – воспитатель Н.С. Феоктистова; Потапова Даша (6 лет) – логопед С.А. Лемякина. Диплом за II место в городской интеллектуальной олимпиаде дошкольников «Умка» получили Иризбаев Иван (6 лет) – воспитатель Саранцева Л.Х.; диплом I cтепени Всероссийского конкурса детского творчества «Первые шаги» в номинации «Вокальное исполнение» получили Яшина Алена (6 лет), Малышева Маша (6 лет).
Необходимо отметить, что в результате апробации программы, применения в ходе ее реализации вариативных форм работы с педагогами возрос уровень профессиональной компетенции педагогов: 82% педагогов отлично ориентируется в новых совре¬менных технологиях обучения дошкольников, направлены на активное саморазвитие, 90% имеют в активе разнообразные ме¬тоды и приемы работы.
Внедрение вариативных форм работы с педагогическими кадрами способствовало формированию профессионального творческого мышления педагогов, повышению эффективности деятельности ДОО в целом. В результате апробации программы в коллективе улучшился психологический микроклимат, выросло мастерство педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградова Н.А., Шилова Е.А. Интерактивное обучение педагогов-практиков в системе методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Детский сад: от А до Я. 2007. № 4. С. 90–98.
2.  Хороший мультик про то, как нужно добиваться своей цели [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=RwrHCFTfyNU
3. Заветная мечта, должна быть у каждого! [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=9EKg-SZ3Jx0
4. О важности команды [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=NvfzlGu0jTs