sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.31

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СТИЛИСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ (В РАМКАХ РАЗВИТИЯ РЕЧИ)

© 2017

Гоннова Н.В.,
старший преподаватель кафедры начального образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье акцентировано внимание на проблеме формирования у обучающихся стилистических умений; обосновывается необходимость формирования указанных умений уже в младшем школьном возрасте. Показано, что одним из средств обучения связной речи, средством формирования стилистических умений является изложение.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; стилистические умения; функционально-стилистические умения; стилистические упражнения; изложение; сжатое изложение; связная речь; развитие речи.

TO THE QUESTION OF FORMATION AT YOUNGER SCHOOL STUDENTS OF STYLISTIC ABILITIES (WITHIN DEVELOPMENT OF THE SPEECH)

© 2017

Gonnova N.V.,
senior teacher of department of primary education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: In article the attention is focused on a formation problem at the studying stylistic abilities; need of formation of the specified abilities already is proved in younger school age. It is shown that one of tutorials of the coherent speech, means of formation of stylistic abilities is statement.
Keywords: federal state educational standard of the primary general education; stylistic abilities; functional and stylistic abilities; stylistic exercises; statement; the compressed statement; coherent speech; development of the speech.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил цели, приоритеты, содержание и ценности начального общего образования. Как известно, от формирования знаний, умений и навыков система школьного образования перешла к развитию готовности младших школьников самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальных жизненных ситуациях для решения практических задач [1].
Серьёзные изменения коснулись языкового образования и речевого развития учащихся начальных классов. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, именно развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка» является одной из целей изучения русского языка на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения.
Проблема развития связной речи детей младшего школьного возраста приобретает в современной отечественной науке всё большую актуальность. Элементы развития речи вплетаются в канву каждого урока (не только русского языка, литературного чтения, но и математики, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства) и во внеурочную деятельность.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что работа по развитию речи младших школьников должна вестись с учётом её стилевого расслоения. Обучающиеся узнают, что любое высказывание принадлежит определённому стилю (научному, официально-деловому, публицистическому, художественному, разговорному), поэтому следует работать над формированием речевых умений, которые свойственны учебно-научной, официально-деловой, публицистической, разговорной, художественной речи. Такой подход к работе по развитию речи требует формирования стилистических умений – уровня совершенства выполнения речевого действия.
Важнейшим компонентом подготовки обучающихся по русскому языку справедливо признаётся выработка умения строить высказывания в зависимости от коммуникативной задачи, соотнося с ней языковое оформление и содержание высказывания, развитие умения пользоваться литературным языком в различных сферах коммуникации.
В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы обучения детей стилистически окрашенной устной и письменной речи, что связано с формирующейся у младших школьников потребностью выразить свои мысли и чувства в адекватной форме. Особенностью современного этапа развития речи младших школьников является коммуникативно-деятельностный подход.
В распоряжении методики развития речи учащихся имеются исследования в области использования языковых средств в текстах различных стилей и типов речи, в области языковой и стилистической подготовки к изложениям и сочинениям.
Анализ трудов лингвометодистов, в частности С.Н. Иконникова, В.И. Капинос, показал, что предмет стилистики в школьном курсе (5–9 классы) разработан детально: представлен перечень стилистических умений, которыми овладевают учащиеся, приводится характеристика методов, приёмов и типов упражнений, призванных обеспечить формирование предлагаемых умений. Это даёт основание утверждать, что применительно к основной школе работа над специальными стилистическими умениями проводится в целом успешно, чего нельзя сказать о начальной школе. Поскольку данных о специальных исследованиях по формированию стилистических умений у младших школьников немного, обозначенная проблема продолжает оставаться одной из актуальных и малоразработанных. Несмотря на широкий аспект изучения особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста, современная начальная школа по-прежнему испытывает потребность в тех приёмах и методах, применяя которые можно сформировать у обучающихся стилистические умения.  
Общеизвестно, что условием успешного обучения ребёнка в школе, развития мышления, воображения, памяти, внимания и интеллекта в целом является хорошо развитая, содержательная, правильная, точная, выразительная, стилистически богатая речь.
Чтобы учить языку как средству общения, необходимо формировать стилистические умения в ранние годы школьной жизни, в частности, при обучении разным видам изложения.
Связная речь (устная и письменная) должна соответствовать следующим требованиям: содержательность, логика, точность, богатство языковых средств, ясность, выразительность, правильность. Для того чтобы правильно построить работу по развитию связной речи, сформировать у младших школьников стилистические умения, учителю необходимо понимать специфику развития речи, задачи этой работы, целесообразность формирования стилистических умений уже в младшем школьном возрасте; знать особенности каждого вида речи и требования, предъявляемые к речи учащихся начальных классов.
Наряду с термином стилистические умения, исследователи оперируют и понятием функционально-стилистические умения. Так, О.В. Колесова выделяет функционально-стилистические умения из области коммуникативно-речевых и стилистических и предлагает под функционально-стилистическими умениями понимать учебные действия, которые осуществляются на основе совокупности знаний и характеризуются способностью различать стилистически направленный языковой материал в процессе восприятия и продуцирования речевых высказываний [2]. В методике обучения русскому языку используется понятие стилистические умения учащихся (один из видов умений по русскому языку); как правило, внимание акцентируется на формировании этих умений у учащихся средних классов (а не младших) на основе усвоения минимума теоретических сведений по стилистике практическим путём, посредством работы над текстами и в упражнениях по развитию речи самих учащихся.
В настоящей работе мы используем термин стилистические умения, выделяем, вслед за С.Н. Иконниковым [3], О.М. Казарцевой [4], В.И. Капинос [5],  умения, которые относятся к стилистическим:
1. Определять стиль готового текста:
а) умение замечать и оценивать стилистическую окраску языковых средств и соотносить их со сферой употребления;
б) на основе комплексного восприятия готового текста воссоздавать ситуацию общения и ориентироваться в ней.
2. Производить стилистический анализ готового текста, то есть умение устанавливать связи-зависимости между предложенным текстом и типовой, стилистически значимой ситуацией общения:
а) умение определять жанр речи и его соответствие задачам речи (отбор сведений, состав типов речи);
б) умение объяснять использование языковых средств в соответствии с условиями общения, породившими текст;
в) умение определять логику речевого сообщения, композицию, устанавливать её роль в решении основной задачи высказывания;
г) умение определять смысл речевого сообщения, соотносить высказывания с действительностью (осмысливать временной и модальный планы), объяснять употребление средств выражения основных стилевых черт текста;
д) умение делать вывод о стилевой принадлежности текста, оценивать его уместность в соответствии с моделью речевой ситуации, полученной на основе её воссоздания по тексту.
3. Совершенствовать написанное:
а) умение замечать, квалифицировать и исправлять стилистические недочёты в содержании высказывания;
б) умение замечать, квалифицировать и исправлять стилистические недочёты в речевом оформлении текста;
в) умение повышать стилистическую выразительность с учётом особенностей заданного стиля: заменять неуместные слова, изменять порядок слов в предложении.
4. Строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче.
Выработка стилистических умений на уроках русского языка органически связывается с изучением материала по фонетике, лексике, грамматике. На уроках развития связной речи знания по стилистике углубляются, совершенствуются. Для формирования стилистических умений применяются специальные стилистические упражнения, помогающие младшим школьникам усвоить задачи каждого функционального стиля, доминанту стиля, лексические, морфологические, синтаксические  особенности.
Под стилистическими упражнениями (они часто комбинируются с лексическими, грамматическими) в методике понимается обнаружение и анализ стилистических средств лексики, грамматики, фразеологии, стилистических фигур в художественном или ином тексте, выяснение целесообразности их использования; изучение стилистических помет в словарях, подбор слов, имеющих заданные стилистические свойства; сопоставление оборотов речи, оптимальных с точки зрения решения коммуникативных задач; анализ текстов и т. д.
Прежде всего, отметим упражнения базового уровня, требующие простого наблюдения над текстами разных стилей, объединёнными общностью темы. Это первый уровень усвоения знаний о стилях, этап «живого созерцания». Их задача – развить языковую интуицию учащихся. Такие упражнения содержат элементы задания, но анализ в большей степени характерен для второго уровня усвоения знаний, когда происходит осмысление. Здесь целесообразен такой вид работы, как полный и частичный стилистический анализ текстов, включающий умение доказывать своё мнение относительно стилевой принадлежности текста. Как правило, это задания уже повышенного уровня. Полный стилистический анализ проводится по плану:
1. Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которой может быть использован этот текст.
2. Какая это речь: непринуждённая – официальная, точная – расплывчатая, конкретная – неконкретная, приподнятая – бесстрастная, образная – отсутствует образность, призывность речи?
3. Укажите языковые средства, с помощью которых раскрываются названные вами черты речи (слова, словосочетания, предложения).
4. Сделайте вывод: к какой разновидности речи по цели относится данный текст?
Частичный анализ проводится по одному или нескольким вопросам, изложенным выше. На следующем уровне – применение знаний – могут выполняться упражнения, связанные с так называемой редакторской правкой (стилистическим редактированием, например: «Поработайте редакторами!»).
Конечная цель работы по стилистике в школе – формирование у учащихся умения создавать текст определённого стиля. Одним из средств обучения связной речи, средством для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения, является изложение.
Изложения рассматриваются как показатели прочности, осознанности приобретённых учащимися знаний и навыков в области русского языка. Младшие школьники должны освоить разные виды изложения: полные, выборочные, с дополнительным заданием, изложение незнакомого и знакомого текста, близкие к образцу, творческие, подробные, сжатые и др. Так, например, сжатое изложение – это логическая работа учащихся; новый рассказ, самостоятельно построенный, целостный и лаконичный. Задача учителя – познакомить детей с механизмами сжатия (компрессии) текста. Высокохудожественные произведения, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанные учащимися, способствуют формированию речевых умений и навыков, в частности стилистических, делают речь чистой, то есть без слов-паразитов и слов, отвергаемых с позиций нравственности, повышают культуру речи, развивают языковое чутьё.
При обучении сжатому изложению в рамках стилистической подготовки целесообразно выполнение упражнений (их условно можно разделить на 3 группы), направленных на формирование умений:
1) определять стиль готового текста, замечать и оценивать окраску языковых средств, соотносить их со сферой употребления;
2) производить анализ (полный и частичный) готового текста;
3) совершенствовать написанное, редактировать текст.
Вслед за М.Р. Львовым [6], Т.А. Ладыженской [7], В.И. Яковлевой [8],  С.В. Юртаевым [9], в работе над сжатым изложением мы выделили следующие этапы:
1. Первичное чтение текста учителем.
2. Беседа по содержанию.
3. Языковой анализ текста.
4. Вторичное чтение текста учащимися.
5. Составление плана.
6. Устная работа по сокращению.
7. Сжатый пересказ текста по пунктам плана (или по опорным словам).
8. Самостоятельное составление текста изложения и его запись.
9. Самопроверка.
10. Совершенствование написанного. Редактирование текста.
Приведённая схема в практике может быть реализована по-разному: это зависит от особенностей предстоящей работы и уровня подготовленности класса.
Обучение младших школьников стилистически окрашенной речи (устной и письменной) должно опираться на следующие положения:
– работа должна носить систематический характер;
– стилистические упражнения целесообразно проводить при изучении разных тем по фонетике, лексикологии, орфографии, грамматике;
– важно формировать у учащихся потребность обращаться к словарям, справочникам (это прежде всего адресованные младшим школьникам толковые словари, словари синонимов);
– формирование стилистических умений возможно только в речевой деятельности (говорение и письмо – продуктивные виды деятельности);  
– немаловажное значение при обучении изложению имеет словесное рисование (например: «Нарисуй словесную картину к стихотворению, рассказу» и т. д.);
– после проведённого анализа результативна работа типа редакторской правки (отрывки из изложений учащихся или специальные тесты, составленные с учётом характерных для данного класса стилистических недочётов и ошибок); формированию навыка редактирования, саморедактирования и предупреждению ошибок способствуют, как показала наша практика, корректурные упражнения;
– предупреждение ошибок вслед за лингвистами, методистами, педагогами мы рассматриваем как составную часть работы по развитию и совершенствованию речи, формированию речевых умений учащихся начальных классов.
Таким образом, работа над формированием стилистических умений в начальной школе должна быть систематической и целенаправленной. Одним из средств обучения связной речи младших школьников, средством для формирования и совершенствования умений в области стилистики является изложение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2018. 53 с.
2. Колесова О.В. Развитие речи младших школьников на функционально-стилистической основе : автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2007. 24 с.
3. Иконников С.Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. М. : Просвещение, 1977. 198 с.
4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения : учебное пособие. М. : Флинта, Наука, 1999. 496 с.
5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи : теория и практика обучения. 5–7 классы : книга для учителя. М. : Линка-Пресс, 1991. 354 с.
6. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. : Просвещение, 1985. 379 с.
7. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей. М.: Просвещение, 1980. 225 с.
8. Яковлева В.И. О пересказе прочитанного// Начальная школа. 1985. № 2. С. 23–29.
9. Юртаев С.В. Обучение третьеклассников сжатому изложению // Начальная школа. 1995. № 7. С. 11–15.