sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ВКЛЮЧЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

© 2017

Григорьев С.Н.,  
педагог дополнительного образования
СП «Прометей» ГБОУ СОШ№ 2 им. В. Маскина ж-д ст. Клявлино, м.р. Клявлинский Самарской области (Россия)

Аннотация: Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом. Очень важно привить им любовь к движению, спорту. В статье рассматриваются аспекты реализация программы дополнительного образования детей по физической культуре «Лыжные гонки» в различных видах деятельности как средство формирования культуры здорового образа жизни.
Ключевые слова: движение; двигательная активность; здоровый образ жизни.

THE INCLUSION OF STUDENTS IN VARIOUS KINDS OF SPORTS ACTIVITIES AS A MEANS OF FORMATION OF CULTURE OF HEALTHY LIFESTYLE

© 2017

Grigoriev S.N.,
teacher of additional education
SP «Prometheus» GBOU SOSH N2 im. V. Maskina rail Klyavlino, M.R. Klyavlinskiy Samara region (Russia)

Abstract: The process of formation of interest to lessons of physical culture and sport is not one-stage and multi-stage process: from the first knowledge of hygiene and first acquaintance with physical exercise to deep physiological knowledge, and intense exercise. It is important to instill in them a love of movement, sport. The article discusses aspects of implementation of the program of additional education of children in physical culture «Ski race» in various types of activities as means of formation of culture of healthy lifestyle.
Keywords: movement; physical activity; healthy lifestyle.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений деятельности школы является обеспечение комплексных мер по охране здоровья детей, поиск резервов по оздоровлению детей внутри учебного учреждения. Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Детство – это ключевой критический период жизни, когда осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности взрослого человека пожизненно. Поэтому именно с раннего возраста необходимо приобщать человека к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении.
Процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом – это не одномоментный, а многоступенчатый процесс: от первых гигиенических знаний и первого знакомства с физическими упражнениями до глубоких психофизиологических знаний и интенсивных занятий спортом. Очень важно привить обучающимся любовь к движению, спорту, здоровому образу жизни.
Двигательная активность – видовая потребность в движении, проявляющаяся в выполнении определенного количества двигательных актов. Двигательная активность – главный источник и побудительная сила охраны и укрепления здоровья, совершенствование физических и интеллектуальных способностей ребенка. Двигательная активность – биологическая потребность организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.
Низкая двигательная активность ребенка – гиподинамия, путь к различным расстройствам здоровья. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит» – гиподинамию, то есть количество движений, проводимые ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Ребенок пришел в школу, его усаживают за парту, и двигательная активность снижается на 50% [1].
Движение как моторная функция организма есть изменение положения тела или его частей. Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Для поддержания нормальной двигательной активности школьник должен ежедневно делать 23–30 тысяч шагов, а дошкольник – 12 тысяч. Наблюдения доказывают: и те, и другие выполняют половину [2]. Нужно не только дать ребёнку двигательную свободу, но и всячески помогать в рациональной организации двигательного досуга. Необходимо превратить здоровый образ жизни из общественного эталона в осознанную индивидуальную потребность детей и родителей, изменить отношение к собственному здоровью и здоровью детей на основе личной ответственности за свое здоровье.
Физические качества – определенные социально обусловленные совокупности биологических и механических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
Физическая подготовка – общая физическая подготовка. Включает разностороннее развитие физических качеств.
Необходимо отметить, что физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, а также внеклассные и внешкольные занятия физическими упражнениями могут значительно восполнить общий дефицит двигательной активности учащихся.
В рамках реализации ФГОС дополнительная общеобразовательная программа «Лыжные гонки» – важное условие успешного здорового образа жизни. Поэтому занятия по реализации программы должны осуществляться на основе системно-деятельностного подхода.
Цель реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил будущих защитников Родины, активных членов общества, хороших родителей и юных спортсменов, готовых к трудовой деятельности в будущем.
Программный материал объединен в целостную систему многолетней физкультурно-оздоровительной работы и спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:
– содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;
– воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых граждан своей страны;
– предпрофильная подготовка будущих инструкторов и судей по лыжному спорту.
В программе отражены основные принципы.
Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.
Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.
Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного лыжника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса лыжников-гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.
Результатом реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» является положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся:
– в группах начальной подготовки: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, и теоретической подготовки, выполнение нормативных требований по уровню подготовленности;
– в учебно-тренировочных группах: выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований.
Формами подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются соревнования и сдача контрольных нормативов по физической подготовке.
Особое внимание в программе отводится работе обучающихся вне учебного занятия. Это различные соревнования, которые проходят на районном, окружном, региональном уровне. Обучающиеся охотно принимают в них участие, так как это позволяет расширить круг общения, сравнить себя с другими по результатам освоения программы, увидеть в оценке и самооценке деятельности проблемы подготовки для соревнований, получить удовлетворение от ситуаций соревновательности и успеха, которые всегда сопровождают данные мероприятия. Для педагога включение обучающихся в данные виды деятельности позволяет вести целенаправленную работу по формированию планируемых образовательных результатов ФГОС ОО и создавать образовательную среду развития личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. М.: Совет спорт, 2006. 587 с.
2. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. М.: Физкультура и спорт, 2011. 224 с.