sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.1

ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В ШКОЛЕ

© 2017

Данилова Е.А.,
ассистент преподавателя кафедры педагогики и психологии
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена формирующему оцениванию в общеобразовательной школе. Раскрываются виды формирующего оценивания, их значение для развития оценки и самооценки учащихся.
Ключевые слова: формирующее оценивание; оценка; самооценка.

INSTRUMENTS OF THE FORMING ESTIMATION AT SCHOOL

© 2017

Danilova E.A.,
assistant to the teacher departments of pedagogics and psychology
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: Аrticle is devoted to the forming estimation at comprehensive school. Types of the forming estimation, their value for development of assessment and a self-assessment of pupils reveal.
Keywords: the forming estimation, assessment, self-assessment.

Отметка, которой приписывается лишь невинная роль
простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике
становится для ребенка источником радости или горя.
Ш.А. Амонашвили

Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и разработки новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Традиционно в дидактике под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов образования с планируемыми целями, при этом условно-формальным (знаковым) выражением этого процесса является отметка. Основными функциями оценки являются: констатирующая (информационная), контролирующая, регулирующая. Рассматривая отметочную (количественную) систему оценивания, господствующую в современной российской школе, мы должны констатировать, что она не выполняет перечисленные функции [1, с. 8].
Причины этого следует искать не только в способе формального выражения результатов оценивания (отметке), но и в подходах к самому оцениванию: в школе оценка выполняет «карательно-управленческие» функции, что приводит к снижению у учащихся мотивации к обучению, к появлению стойкого страха или неприязни к школе и к самому процессу образования, то есть использование оценивания, которое не имеет четких критериев, отсутствие целостной системы оценивания отрицательно влияют на весь образовательный процесс.
Принятый новый государственный образовательный стандарт, а также сопровождающие его регламенты и методические разработки предлагают внедрить в отечественную практику новую систему оценивания, построенную на следующих основаниях:
1. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. То есть оценивание осуществляется практически на каждом уроке, а не только в конце учебной четверти, триместра или года.
2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев оценивания уровня сформированности УУД могут выступать операциональные действия, входящие в состав диагностируемого умения.
3. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. То есть результаты учебной деятельности оцениваются не только и не столько педагогом (как при традиционной системе оценивания), сколько самими учащимися [2, с. 8].
Таким образом, оценивание на уроке, проводимом в рамках системно-деятельностного подхода, является постоянным процессом, который естественным образом интегрируется в урок. Оценивание должно быть критериальным, где основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Заявленные в принятом государственном стандарте и представленные выше новые для нашей школьной практики принципы и форматы оценивания полностью отвечают стратегии и формам реализации формирующего подхода к оценке учебных достижений [2, с. 9].
Формирующее оценивание понимается как оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь об успехах и недостатках учащегося; когда учащегося ориентируют и вдохновляют на дальнейшую учебу, а также планирование целей и путей ее продолжения. Формирующее оценивание сосредоточено на сравнении успехов учащегося с его прежними достижениями. Обратная связь своевременно и по возможности точно описывает сильные и слабые стороны учащегося, а также содержит предложения о дальнейшей деятельности,  поддерживающей развитие учащегося [3, с. 10].
При включении формирующего оценивания в учебный процесс необходимо учитывать одно важное условие: необходимо использовать различные инструменты формирующего оценивания. Внедрение новых методик и инструментов возможно только тогда, когда ученик активно вовлечён в учебный процесс, когда на уроке есть место взаимодействию учеников в парах и группах, обсуждению с учителем, свободным вопросам [2, с. 19].
Инструменты формирующего оценивания позволяют иначе подойти к созданию условий для равенства в обучении и реализовать принцип «каждый ребенок имеет значение». Инструменты такого оценивания можно считать во многом универсальными, они могут вводиться в практику учителей, которые работают на разных школьных ступенях и не ограничены рамками тех или иных предметов [4, с. 22].
Инструменты формирующего оценивания можно условно разделить на графические, текстовые и символические. Рассмотрим подробнее каждый из них.
Графические инструменты формирующего оценивания. Примерами могут служить гистограммы, диаграммы, графики по оценке учебных достижений. Данная методика оценки имеет существенное преимущество в том, что она позволяет ученику оглянуться на путь, пройденный за определенное время, увидеть свои достижения и трудности, оценить свой прогресс и выделить актуальные задачи на ближайшее время. Методика может применяться на любом предмете и практически в любом классе. Гистограмму оценки результатов учащегося можно оформить в виде именного свидетельства.

09 01

Свидетельство включает в себя перечень пройденных тем и точечную гистограмму, в которой ученики отмечают усвоение определенной темы. Цветом они обозначают тот или иной критерий, по которому оценивается пройденный материал, количество ошибок является показателем качества выполнения работы по теме. Если какая-то тема не усвоена, ребенок знает, что над ней нужно поработать для улучшения знаний.
Набор свидетельств, выданный ученику в конце года, будет давать полное представление о динамике и результатах его учебной работы. Учителю для этого нужно подготовить подборку свидетельств по разным предметам, сделанных по единому образцу.
Но надо учесть, что количество свидетельств, выдаваемых в течение одного учебного года, не должно быть слишком большим, иначе это может привести к снижению их ценности и простому коллекционированию [4, с. 28].
Следующим видом графического инструмента может считаться круговая диаграмма. На уроке можно называть ее «Колесо успеха» (данное название и методика заимствованы из коучинга) и применять при изучении темы или раздела. Диаграмма делиться на необходимое число секторов соответствующих количеству элементов изучаемой темы. На каждом секторе нанесена шкала, одно ее деление соответствует критерию оценки или умению. После нанесения результатов работ учащихся на диаграмму, дети должны соединить точки на секторах и получить круглое колесо (если все выполнено и все получилось), или подобие эллипса, овала (если были выполнены не все работы, или допущены ошибки.) Работа с диаграммой должна быть синхронной: учитель показывает на доске, как строить диаграмму, а дети в соответствии с результатами своих работ выстраивают индивидуальные диаграммы.

09 02  09 03  09 04

(из материалов МБОУ гимназия «Перспектива» г.о. Самара)

По окончании работы с диаграммой учащиеся должны попытаться проанализировать свои успехи или неудачи, поставить новые цели и определить пути их достижения. Учитель может добавить игровой момент в обсуждение результатов, спросив детей: «Получилось ли у вас идеально круглое колесо? Поедет ли такое колесо? И если не поедет, то почему? Какие были допущены ошибки? Что нужно сделать, чтобы колесо стало круглым и могло поехать?»
Подводя итог, можно отметить, что графические виды формирующего оценивания позволяют учащимся самостоятельно вести наблюдение за динамикой качества своего учения, приобрести навыки самоанализа, отрабатывать конкретные учебные навыки. Учителю, в свою очередь, этот оценочный инструмент позволяет совершенствовать содержание и методику преподавания.
Текстовые инструменты формирующего оценивания. Примерами могут служить анкеты, опросники, чек-листы, листы самодиагностики, листы оценивания и т. д. Самое важное в данной методике оценивания – это использования критерия. Именно критерии позволяют учителю и учащимся оценить проделанную работу, задают ориентиры, в направлении которых учащиеся и учитель должны двигаться. Ученики могут использовать критерии для оценки продуктов (презентации, печатные и электронные публикации, видео, диаграммы и графики, сайты), для оценки процессов (сотрудничество, общение, рефлексия, исследовательская деятельность, самостоятельная деятельность, взаимодействие в группе), для оценки навыков мышления (творчества, решения проблем, критического мышления), а учитель может затем использовать те же критерии для итогового оценивания или выставления баллов [5, с. 105].
С готовыми критериями оценивания учитель должен ознакомить учеников до начала выполнения какой-либо работы. Но наиболее эффективной для учащихся является совместная разработка этих самых критериев.
При создании критериев оценивания ученики знакомятся с терминологией и точными описаниями, которые им необходимы для оценивания собственных продуктов, результативности и процессов, а также для обратной связи с одноклассниками. Когда ученики привыкают регулярно создавать, а затем использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Основой в создании критерия должен быть планируемый образовательный результат.

09 05

09 06

09 07

09 08

Применение данной методики  позволяет осуществлять непрерывную обратную связь между учителем и отдельными учениками, показывает какого прогресса необходимо достичь и планировать то, как дети будут учиться в ближайшем будущем. Определить, чего пока не хватает, чтобы работа соответствовала критериям, и предложить какие-то конкретные изменения. Ученики определяют, какие задания они могут выполнить, а какие нет, выясняют, в каких вопросах или темах они себя чувствуют неуверенно и над чем им надо работать в первую очередь. Такое оценивание поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи [6, с. 167].
Использование текстовых видов формирующего оценивания в своей профессиональной деятельности позволяет учителю обеспечить понимание учениками того, как они учатся, исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, документировать возникающие у учеников вопросы и выбрать наиболее типичные, дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными, проследить развитие письменных навыков учеников и их умения строить рассуждение. Помимо тех возможностей, которые данная методика представляет учителю, она позволяет ученику тренироваться в письменной коммуникации, то есть выражать в письменной форме свои мысли, задать существенные для него вопросы, проанализировать собственные знания и процесс учения [6, с. 76].
Символические инструменты формирующего оценивания. Примерами могут служить такие методики, как «Древо познания», «Светофор», «Лестница успеха» и т. д.
В основе такого оценивания лежит образ: древо с плодами, цветные сигналы светофора, ступени лестницы, облака. Они выполняют роль показателя степени понимания изучаемого материала.
Ученики с её помощью осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приёмы, упражнения), то есть они сами участвуют в повышении эффективности учебного процесса. Применение такого оценивания в конце урока дает возможность оценить активность каждого ребенка на разных этапах урока.
«Лестница успеха»: ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, то есть оценить достигнутые результаты.

09 09

«Дерево познания», где определенным цветом плодов обозначены уровни усвоения материала (яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным был урок для учащихся).

09 10  09 11

(из материалов МБОУ гимназия «Перспектива» г.о. Самара)

В случае использования методики «Светофор» дети поднимают карточку определенного цвета, который является выражением их удовлетворения своей работой на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие.

09 12

Завершая данную статью, стоит отметить, что применение различных инструментов формирующего оценивания меняет подход к системе оценивания. Ученики внимательно изучают все свои отметки по теме, анализируют, какой тип работы им удается лучше, какой хуже, размышляют, что делать для повышения результатов. Благодаря соучастию в оценивании учащиеся глубже погружаются в материал и развивают навыки самооценивания. Кроме того, растёт их учебная мотивация, поскольку дети  видят заинтересованность преподавателей, стремящихся помочь им стать успешными в учёбе.
Полностью исключается ситуация, когда школьник не понимает, почему у него выходит та или иная отметка за отчетный период, слишком поздно узнает о том, что нужно начать больше уделять внимания предмету.
Учитель гораздо лучше узнает учеников, их отношения становятся более доверительными. Дети понимают важность умения адекватно оценивать себя, что является первым шагом к решению проблемы. Появляется письменный план действий на ближайший период с целью повышения качества знаний.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : методическое пособие. Самара : Издательство «Учебная литература», 2007. 244 с.
2. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. М. : Педагогический университет. «Первое сентября», 2013. 96 с.
3. Логвина И., Рождественская Р. Инструменты формирующего оценивания в деятельности учителя-предметника : пособие для учителя. Варна, 2012. 48 с.
4. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. М. : Просвещение, 2013. 80 с.
5. Пинская М.А. Формирующее оценивание: оценивание в классе : учебное пособие. М. : Логос, 2010. 264 с.
6. Кравцова И.Л., Пинская М.А. Критериальное оценивание входит в практику отечественной школы // Народное образование. 2012. № 2. С. 163–168.