sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 373.1

РОЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАЗВИТИИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

© 2017

Кутузова О.Б.,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: статья посвящена проблеме оценивания в общеобразовательной школе, обоснована необходимость поиска новых форм оценивания учебных достижений школьников. Раскрываются преимущества формирующего оценивания и его роль в развитии регулятивных универсальных учебных действий учащихся.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт; формирующее оценивание; регулятивные действия; самооценка.

THE ROLE OF FORMATIVE ASSESSMENT IN THE DEVELOPMENT OF REGULATORY UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF PUPILS SECONDARY SCHOOL

© 2017

Kutuzova О.B.,
candidate of pedagogical sciences,
associate professor of the department of pedagogika and psychology
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article is devoted to the problem of assessment in secondary school, the necessity of search of new forms of assessment of educational achievements of students. Reveals the benefits of formative assessment and its role in the development of regulatory universal educational actions of pupils.
Keywords: Federal state educational standard; formative assessment; regulatory actions; self-esteem.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) общего образования выдвигает новые требования к содержанию системы школьного образования и к результатам освоения основной образовательной программы. Согласно ФГОС ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить коррективы и адекватно оценивать свои достижения. Всё это привело к переосмыслению и изменению подходов к системе оценивания учебных достижений школьников. Ориентация ФГОС на деятельностный подход, на формирование обобщенных способов деятельности ставит процедуру оценки в особое положение. Она выступает одновременно и как цель, и как средство обучения. Это, в свою очередь, с необходимостью требует включения в содержание образовательного процесса формирование такого элемента, как навыки рефлексии, самоанализа, самоконтроля, самооценки, то есть вовлечения в процесс оценивания процедур самооценки. Для того чтобы этот процесс реализовывался на практике, ученику необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. Таким образом, учитель должен поделиться с учеником инструментами оценивания, раскрыть ему основания или критерии, по которым производится оценивание, и дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах.
Традиционное оценивание по-прежнему носит формальный характер, оказывает психологическое давление на ребенка и родителей, выполняя только функцию внешнего контроля достижения предметных результатов ученика со стороны учителя, не способствует формированию самооценки, самоконтроля учащихся, оценивает только конечный результат. Тогда как новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса.
Школьная отметка сегодня является неотъемлемой частью учебного процесса, но, в то же время не называет те умения, которые оценены учителем. Отметка не выражает стараний ученика, а является лишь количественным показателем. Оценивание может создавать конфликтные отношения в детском коллективе между учащимися и учителем. Влияние отметки на изменение коллективных связей огромно; оценка оказывается не только показателем уровня успешности, но и существенно формирует отношение в классном коллективе. Школьная жизнь детей, их отношения друг к другу и педагогу, характер общения во многом обусловлены тем, что с помощью отметок они разделены на «отличников», «троечников» и «двоечников». По словам Ш.А. Амонашвили, традиционная отметка носит травмирующий характер и становится для одних детей «доброй феей, а для других – Бабой Ягой» [1]. Плохие отметки рождают детские страхи, нежелание ходить в школу, а порой даже нервные заболевания. А ведь ещё Лев Толстой писал: «Очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение» [2].
М.А. Пинская отмечает: «Есть и другой род оценивания, которое учитель проводит не для проверки, а чтобы понять, как изменить собственные действия и помочь каждому из учеников улучшить свои достижения. Этот тип оценивания, который отвечает на вопрос «как идут дела, что не так, и как сделать лучше?», называется формирующим» [3]. Под формирующим оцениванием в научной литературе понимают умение ученика оценить личностные достижения, умение одноклассников увидеть достижения друг друга, умение ставить индивидуальные цели и стремиться к их достижению по индивидуальной траектории и в своём собственном темпе. М.А. Пинская считает, что «формирующее оценивание помогает найти способ помочь каждому ученику, улучшить его положение и сделать знания для него доступнее» [3]. Это оценивание в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, коммуникативные умения. Формирующее оценивание необходимо для проведения диагностики результативности образовательного процесса в течение всего учебного года, а не только в конце учебного года – на выходе. Оно проводится самими учащимися так часто, как необходимо учителю и учащимся для достижения образовательных целей. Данный вид оценивания называется формирующим потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся образовательной программы с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Основная цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, мотивировать учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения.  
Основные черты формирующего оценивания:
– ориентировано на конкретного ученика;
– проводится на протяжении всего процесса обучения;
– критерии оценивания разрабатываются на основе поставленных учебных целей;
– результаты сравниваются с предыдущими результатами данного ученика, а не с результатами одноклассников;
– оценивание проводят сами учащиеся, в результате развиваются навыки самооценивания;
– помогает выявить пробелы в освоении образовательной программы учащихся и находить пути их устранения.
Формирующему оцениванию принадлежит ведущая роль в развитии регулятивных универсальных учебных действий (далее – УУД), основная задача которых – организация учащимися своей учебной деятельности. Самое важное, к чему должен прийти учитель, работая по системе формирующего оценивания – это понять, что действия контроля и оценки должны постепенно передаваться самому ученику, от их формирования зависит его дальнейший успех. Поэтому все усилия учителя направляются, в первую очередь, на организацию собственных контрольно-оценочных действий детей. Педагогам необходимо формировать контрольно- оценочную самостоятельность, ведь она является основой учебной самостоятельности школьников (основой умения учиться). Использование системы формирующего оценивания на уроке позволяет развить у учащихся такие регулятивные действия, как самооценка, контроль, коррекция, планирование своей деятельности. Ведущая роль в данном случае принадлежит самооценке, от адекватности которой будет зависеть развитие других регулятивных УУД. «Педагогический словарь», авторами которого являются Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров, дает следующее определение самооценки – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Самооценка бывает актуальной (как личность видит и оценивает себя в настоящее время), ретроспективной (как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни), идеальной (каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе), рефлексивной (как, с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди) [4]. При самооценке учащиеся размышляют о своих собственных знаниях. Каждый из учащихся после выполнения задания сравнивает свою работу с правильным ответом и оценивает ее по критериям. В ходе такой работы школьники учатся быть объективными по отношению к своим знаниям. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Такое важное регулятивное УУД как самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Важность самооценки трудно переоценить. Умение оценивать себя, безусловно, влияет на становление личности школьника, на его успешность во взрослой жизни. Ш.А. Амонашвили считает, что «сознательность учения, самокритичность и критичность мысли, творческий поиск, самовоспитание – все эти проблемы связаны с оценочными умениями их учебной деятельности» [1].
Оценивать себя, анализировать результаты своей работы – задача не простая, но научившись этому, школьники будут понимать объективность отметок. Ведь в этом случае отметка в школьном журнале не может появиться случайно, так как она явилась результатом совместного формирующего оценивания ученика и учителя. Д.Б. Эльконин отмечает: «Понимание ребёнком отметки, поставленной учителем, требует достаточно высокого уровня самооценки, а это происходит не сразу. Без этого диалог учителя с учеником посредством отметок похож на разговор двух глухих» [5].
Таким образом, формирующее оценивание – это оценивание для обучения. Оно помогает и учителю, и ученику получить информацию о том, насколько успешно идёт процесс обучения. Самое важное в данном случае – это движение ученика по своей индивидуальной траектории развития. Каждый день в школе для ребёнка должен стать открытием нового, ещё одним шагом на его лестнице успеха. В своё время Л.Н. Толстой писал: «Давайте ученику такую работу, чтобы каждый урок чувствовался ему шагом вперёд в учении» [2].
Такая система оценивания формирует у учащихся не только адекватную самооценку, но и умение осознавать границы собственных знаний, позволяет увидеть собственный прогресс, отобразить развитие ученика через самоанализ его работы на уроке. К достоинствам формирующего оценивания можно отнести следующие: обучающийся видит свой учебный прогресс, чувствует ответственность за свою работу, стремиться выполнить её качественно, понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием; формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет, оправдались ли они; может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы; готов к учёбе, а затем на протяжении всей жизни. Этот вид оценивания эффективно повышает образовательные достижения каждого ученика, сокращает разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает затруднения в обучении [6, с. 10].
Преимущества формирующего оценивания можно выразить с помощью метафоры, сформулированной И.С. Фишман и Г.Б. Голуб: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост» [7, с. 13].
Систематическая работа по развитию регулятивных универсальных  учебных действий с помощью формирующего оценивания позволяет надеяться, что за годы обучения в школе ученики смогут получить необходимый для личностного становления регуляторный опыт, который составляет важное звено в развитии самостоятельности и автономии личности, обеспечивает основу самоопределения и самореализации подростка в будущем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка [Электронный ресурс] URL: htt://userdocs.ru/filosofia/145046/intex.html
2. Педагогическая концепция Льва Николаевича Толстого и её реализация в Яснополянской школе [Электронный ресурс] URL: htt://studbooks.net/1948870/pedagogika
3. РИА Новости [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/sn_edu/20150320/1053569808.html
4. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М. : Изд-во «Академия», 2003. 176 с.
5. Эльконин Д.Б. Основы гуманной педагогики. Книга 4. Об оценках [Электронный ресурс] URL: htt://iknigi.net/avtor-shalva-amonashvili
6. Пинская М.А. Оценивание в условиях введения требований нового Федерального государственного образовательного стандарта. М. : Педагогический университет. «Первое сентября», 2013. 96 с.
7. Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся : методическое пособие. Самара: Изд-во «Учебная литература», 2007. 244 с.