sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.851

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРОЕКТНОЙ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

© 2017

Липилина В.В.,
доцент, доцент кафедры физико-математического образования
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: Целью данной статьи является обоснования необходимости разработки содержания курса повышения квалификации для учителей математики по организации проектной и исследовательской деятельности с использованием мобильных приложений. Содержание статьи является частью монографической работы по подготовке школьников к проектной и исследовательской деятельности.
Ключевые слова: проектная и исследовательская деятельность школьников; универсальные учебные действия; мобильные  приложения; метапредметные результаты.

METHODOLOGICAL FEATURES OF USING MOBILE APPLICATIONS IN THE DESIGN OR RESEARCH ACTIVITIES OF SCHOOLCHILDREN

© 2017

Lipilina V.V,
associate professor, associate professor of the Department of Physical and Mathematical Education
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The purpose of this article is rationale of need to develop the content of course of professional development for math teachers on the organization of design and research activity with use of mobile applications. The contents of article is part of monographic work on training of school students for design and research activity.
Keywords: design and research activity of school students; universal educational actions; mobile applications; metasubject results.

Содержание данной статьи является частью монографической  работы по организации проектной и исследовательской деятельности школьников. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин [1].
Хорошо организованная и систематизированная исследовательская и проектная работа учащихся имеет огромное значение для развития их творческих способностей, которая мотивирует их на выполнение учебной задачи в целом и, самое главное, способствует их социальной адаптации в среде сверстников, помогает менять статус в коллективе, позволяет чувствовать собственную значимость. Этим и определяются цели и задачи этих видов деятельности.
Использование в учебном процессе и во внеурочное время  исследовательской и проектной деятельности в силу специфических особенностей позволяет максимальным образом формировать все универсальные учебные действия [2; 3].
К общим характеристикам таких форм работы следует отнести:
1) практически значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности;
2) структуру проектной и исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты;
3) компетенцию в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремленность, высокую мотивацию.
Анализ подходов к развитию исследовательских умений у учащихся показывает, что хоть схема, этапы построения исследовательской деятельности едины, существуют и специфические черты:
– постановка проблемы, создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение вопроса, аргументирование  актуальности проблемы;
– выдвижение гипотезы, формулировка гипотезы и раскрытие замысла исследования;
– постановка целей и задач исследования  или проекта;
– поиск решения проблемы, проведение исследования с  поэтапным контролем и коррекцией результатов;
– планирование исследовательских (проектных) работ и выбор  необходимого инструментария;
– представление (изложение) результатов исследования или продукта проектных работ в соответствующем использованию виде; его организация с целью соотнесения с гипотезой, оформление результатов деятельности как конечного продукта, формулирование  нового знания;
– обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Приступая к организации исследовательской деятельности школьников, надо учитывать ее значительные отличия от полноценного научного исследования, когда необходимо получение результатов, характеризующихся очевидной новизной. Важнейшим же результатом исследовательской деятельности школьников является открытие знаний, новых для самих учащихся, но, возможно, хорошо известных в научной среде.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и  метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных и метапредметных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Жизнь современного школьника не мыслима без смартфона, планшета. Стоит признать, что в образовательном процессе этот важный для учащихся инструмент практически не используется. Современный преподаватель сегодня в силах превратить мобильные устройства и технологии из угрозы для обучения в помощь и поддержку. В настоящее время учитель математики, в отличие, например от учителя географии, может претендовать на роль основного носителя информации, отношения к предмету и средствам достижения результатов. Учитель может с помощью мобильных приложений поставить несложный эксперимент на уроке, отвлечь учеников от социальных сетей и увлечь предметом.
Анализ литературы, посвященной применению мобильных приложений в обучении [4; 5; 6], убедительно показывает, что в этой идее заключены большие возможности для модернизации школьного обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время к школе. Опыт использования мобильных приложений на практике показал их осуществимость и эффективность. Сейчас более 80% учащихся владеют техническими устройствами и имеют выход в Интернет, при использовании их все участники учебного процесса получают огромное удовольствие, а без мотивации современное обучение вряд ли возможно. Особенно эффективно использование мобильных средств на всех этапах исследовательской и проектной работы. При этом могут быть использованы электронные ресурсы, специально разработанные программы, такие, как, например, приложение  Photomath-программа, которая с помощью сканирования пространства, сама создаёт учебные задачи по математике. Это очень быстрый и интересный процесс. А также уникальное приложение QR-Droid, которое позволяет считывать зашифрованную информацию с QR CODE. QR-код – это матричный код (двумерный штрих-код). Аббревиатура QR (quick response) означает «быстрый отклик», так как матричные коды легко считываются сканирующими устройствами, в качестве которых могут выступать сотовые телефоны с фотокамерой, смартфоны, планшетные компьютеры, оснащенные соответствующим программным обеспечением. Принцип работы таких приложений и сервисов прост – необходимо ввести данные для кодирования и получить изображение QR-кода. Такое свойство QR-кодов позволяет применить данную технологию при обучении любым предметам, и более широко – при организации работы учащихся над проектами.
Преимуществами использования мобильных устройств и технологий в образовательном процессе школы являются: быстрый доступ к аутентичным учебным и справочным ресурсам и программам в любое время и в любом месте; постоянная обратная связь с преподавателем и учебным сообществом; учет индивидуальных особенностей обучаемого – диагностика проблем, индивидуальный темп обучения; повышение мотивации обучаемых за счет использования знакомых технических средств и виртуального окружения; организация автономного обучения; создание персонализированного профессионально ориентированного обучающего пространства ученика; развитие навыков и способностей к непрерывному обучению в течение жизни.
При внедрении любой инновации обращаем внимание и на негативную сторону применения мобильных приложений. К негативным аспектам мобильного обучения в первую очередь необходимо отнести сложности не столько технического и финансового, сколько административно-организационного и методического характера. Во-первых, сложно убедить как преподавателей, так и администрацию учебных заведений, что данная форма обучения способствует оптимизации учебного процесса, так как выполнение заданий проходит на устройствах (телефоны), которые обычно запрещены в школах и вузах для использования в учебной аудитории, поскольку все мобильные устройства выполняют роль электронной шпаргалки. Во-вторых, преподаватели не владеют (в отличие от учеников) соответствующим уровнем ИКТ-компетенции, который позволял бы им внедрять в традиционную форму задания на основе мобильных технологий, использовать уже существующие учебные приложения для мобильных устройств, обеспечивать интерактивную поддержку учебного процесса, развивать ИКТ-компетенцию самих обучающихся в этой сфере. В-третьих, недостаточно готовых обучающих мобильных ресурсов и программ для школьников различных уровней. Преподаватели языков, например, находятся в более выигрышном положении: существует большое многообразие различных приложений и игр на языках. Некоторые мобильные устройства достаточно дороги (уже есть недорогие альтернативы i-Phone), имеют маленький экран и мелкий шрифт.
Таким образом, нашей целью является разработка содержания соответствующего курса повышения квалификации для учителей математики по организации проектной и исследовательской  деятельности с использованием мобильных приложений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя. М. : Просвещение, 2010. 159 с.
2. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении алгебре. М. : Лаборатория знаний, 2016. 240 с.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М. : Академия, 2002. 272 с.
5. Современные информационные технологии в образовании // ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» [Электронный ресурс] URL: http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm
6. Ярмахов Б.Б. «1 ученик: 1 устройство» – ообразовательная модель мобильного обучения в школе. М. : Издательский дом «АМИпринт», 2013. 244 с.