sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.851

ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

© 2017

Никулина И.Е.,
учитель математики
ГБОУ школа-интернат № 1 г.о. Чапаевск (Россия)

Аннотация: В статье представлен анализ, особенности, признаки, индивидуализации обучения, включающего модульные, поисково-исследовательские, дискуссионные, игровые технологии как инструмента реализации ФГОС второго поколения. Разработаны примеры проектной деятельности на уроках математики.
Ключевые слова: индивидуальное обучение; модульные, поисково-исследовательские, дискуссионные, игровые технологии; проектная деятельность.

УДК 372.851

TECHNOLOGY OF TRAINING INDIVIDUALIZATION AS A TOOL OF REALIZATION OF GEF

© 2017

Nikulina I.E,
teacher of mathematics
GBOU boarding school № 1 Chapaevsk (Russia)

Abstract: The article presents analysis, features, signs, individualization of training, including modular, search-research, discussion, gaming technologies as a tool for implementing the second-generation GEF. Developed examples of project activities in the lessons of mathematics.
Keywords: individual training; modular, search-research, discussion, gaming technologies; project activity.

В связи с внедрением и переходом на ФГОС образовательных организаций Российской Федерации повысилась актуальность индивидуализации обучения [1; 2].
Под индивидуализацией обучения понимается:
1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся, позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика;
2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.
Технология индивидуализированного обучения – это такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Технология индивидуализации обучения представляет динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.
Примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения, выделяемыми в современной отечественной педагогической практике и теории являются следующие:
1) технология индивидуализированного обучения Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе;
2) адаптивная система обучения А.С. Границкой: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая – обучение всех, часть вторая – два параллельных процесса: самостоятельная работа обучающихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщённых схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой);
3) обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д. Шадрикова: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося [3; 4].
Общие особенности технологии индивидуализации:
– Учёт факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).
– Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.
– Учёт и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.
– Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одарённым обучающимся (творческая деятельность, сочетание урочной и внеурочной деятельности).
– Предоставление свободы выбора ряда элементов в процессе обучения.
– Формирование общеучебных умений и навыков.
– Формирование адекватной самооценки обучающихся.
– Использование технических средств обучения.
Индивидуализированные технологии имеют общие признаки:
– учет и развитие индивидуальности школьника;
– предоставление школьнику права выбирать темп, объем работы, сложность, вид и способ, роль участия в образовательной деятельности;
– возможность удовлетворить свои потребности и интересы;
– субъектность позиции школьника;
– рефлексивность отношения школьника к образовательной деятельности;
– новая позиция преподавателя, который создает условия для самостоятельного выбора, самоопределения и самореализации школьника.
Технологии, которые чаще всего используется в образовательной практике при индивидуализации обучения, в литературе подразделяют на следующие группы:
– модульные,
– поисково-исследовательские,
– дискуссионные,
– игровые.
При применении модульных технологий индивидуализация обучения обеспечивается посредством применения вариативных заданий и возможности выбора школьником сроков, формы выполнения, уровня сложности заданий, места выполнения, формы контроля и др.
К модульным технологиям относят:
– кластерный анализ, который позволяет рассмотреть большой объем информации, компактно представить ее, выявить связи и отношения понятий, теорем в изучаемой теме. Используется на стадии «осмысления», «рефлексии». Для осуществления кластерного анализа учитель записывает в центре доски ключевое слово (фразу, предложение). Обучающиеся высказывают ассоциации, возникающие у них в связи с написанным ключевым словом, а учитель фиксирует их на доске. Далее школьники могут работать индивидуально, парами, в группе. Они связывают зафиксированные идеи графически в определённом порядке в виде грозди;
– метод «заметок на полях». Данная технология применяется при чтении и анализе текста, взятого из учебника или специальной научной литературы. В процессе чтения школьник делает на полях пометки: «+» (я это знал); «–» (эту информацию я не знал); «V» (я думал иначе); «?» (не согласен с этой информацией, она мне не понятна). Подобными метками полезно комментировать списки задач, представленных в учебниках и учебных пособиях по математике.
К поисково-исследовательским технологиям относят метод проектов. Основой индивидуализации в этом случае является возможность выбора – темы проекта, роли, которую школьник будет исполнять в группе, источников информации, содержания или способа выполнения практической части, формы предоставления результата. При удачной организации проектной деятельности каждый школьник получает возможность раскрыть и продемонстрировать свой творческий потенциал. Основными критериями успешности проекта являются радость и чувство удовлетворения у всех участников проекта от осознания собственных достижений и приобретенных знаний и умений. Опыт показывает, что метод проектов с успехом реализуется на уроках математики уже в основной школе.
Типы индивидуальных проектов:
1. Информационный или исследовательский проект. Целью является сбор информации, исследование какой-либо проблемы.
2. Практико-ориентированный (продукционный проект) имеет на выходе конкретный продукт. Проект направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.
3. Творческий проект направлен на создание какого-то творческого продукта.
Продуктом проектной деятельности становится любая из следующих работ:
– письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад, мультимедийный продукт и др.);
– художественная творческая работа (в области математики), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, компьютерной презентации и др.;
– материальный объект, макет или иное конструкторское изделие.
Приведу некоторые темы проектов, выполненных обучающимися: «Математический кроссворд» (5 класс); «Математическая сказка «Приключения Коли и Саши в королевстве Математики»», «Архитекторы фауны» (6 класс); «Искусство составлять уравнения», «Главные числа и их влияние на характер человека», «Авторские задачи о женщинах-математиках» (7 класс); «Мой родной город в авторских задачах и заданиях по алгебре для 7 класса» (8 класс); «Теорема Пифагора и её обобщения», «Математики в сражениях ВОВ» (9 класс) и др.
В основе дискуссионных технологий лежит обсуждение обучающимися проблемы, задачи или поставленного вопроса с целью нахождения решения. Индивидуализация обучения в процессе дискуссии также связана с возможностью выбора (роли, аргументов, используемой информации) и формированием собственных позиций, системы доказательств. Каждый участник имеет возможность занять благоприятную и комфортную для него позицию, при желании высказать свою точку зрения или присоединиться к какому-либо мнению, либо мысленно рассуждать и анализировать.
К дискуссионным технологиям относят:
– метод мозгового штурма – выявление большого количества оригинальных идей и его разновидности;
– «заседание экспертной группы», на котором намеченная проблема обсуждается всеми участниками группы, которые затем излагают свои позиции всему классу;
– «симпозиум» – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы аудитории;
– «дебаты» – формализованное выступление, построенное на основе заранее фиксированных выступлений двух соперничающих команд: утверждения и отрицания;
– «метод двух солистов», когда школьники имеют возможность отстаивать противоположные точки зрения, высказывать креативные идеи.
Игровые технологии дают возможность моделировать ситуацию или проигрывать её по аналогии с реальностью и обладают большими возможностями мотивации обучения, позволяют связать познавательную деятельность и межличностное познавательное общение. В различных учебных пособиях можно найти дидактические игры, которые можно проводить на уроках математики: «Математическое лото», «Кто быстрее», «Числовой фейерверк», «Волшебное число» и др. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом обучающихся и другими факторами, а также предпочтениями самого учителя.
Все вышеперечисленные формы индивидуализации обучения с 5 по 9 класс призваны повысить мотивацию обучающихся, раскрыть их потенциал, развить определенные способности, повысить качество обученности по математике, а главное – добиться качественного развития межпредметных связей и способности применения полученных знаний обучающимся в реальной жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ждан А.А. Индивидуализация обучения как инструмент реализации ФГОС [Электронный ресурс] URL: http://1619.ru/images/docs/doc2015-16/statya-individualizacziya-obucheniya-14.04.15-2015-09-14-12-18.pdf
2. Педагогические технологии в условиях модернизации образования : материалы международной конференции (24–25 сентября 2015 года) / под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2015. 474 с [Электронный ресурс] URL: http://yspu.org/images/0/01/Ped-tech-book-2015.pdf
3. Унт И.Э., Границкая А.С., Шадриков В.Д. Технология индивидуализации обучения [Электронный ресурс] URL: http://psyvision.ru/help/pedagogika/43-ped-tech20/481-ped-tech4
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии (Унт И.Э., Границкая А.С., Шадриков В.Д. Технология индивидуализации обучения) [Электронный ресурс] URL: http://moi-rang.ru/publ/metodicheskie_materialy/pedagogicheskie_tekhnologii/tekhnologija_individualizacii_obuchenija_inge_unt_a_s_granickaja_v_d_shadrikov/12-1-0-58#.WbRFybJJbcu