sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 37.01

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

© 2017

Чаплыгина С.С.,
методист
СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области (Россия)
Щербакова Н.С.,
педагог дополнительного образования
СП СЮТ ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области (Россия)

Аннотация: В статье представлена деятельность объединения начально-технического моделирования «Технарики» СП «Кинель-Черкасская станция юных техников», показана схема самоуправления и формы воспитательной работы, представлены некоторые формы воспитательной работы, повышающие социальную активность обучающихся объединения.
Ключевые слова: социальная активность; социализация; педагогические технологии; модель самоуправления; формы воспитательной работы.

FORMS OF SOCIAL ACTIVITY FUNDS CHILD ASSOCIATION

© 2017

Chaplygina S.S.,
methodist
JV syut GBOU SOSH № 2 OTS s. Kinel-Cherkassy Samara region (Russia)
Shcherbakova N. S.,
teacher
SP syut GBOU SOSH № 2 OTS s. Kinel-Cherkassy Samara region (Russia)

Abstract: The article presents the activities of the Association initial – technical modeling «Techniki» SP «Kinel-Cherkasskiy station of young technicians», shows a diagram of self-government and forms of educational work represented some form of educational work, increase of social activity of students of the Association.
Keywords: social involvement; socialization; educational technology; self-government model; forms of educational work.

Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально
значимых качеств личности ребенка, необходимых ему
для успешной социализации.

А.В. Мудрик

Современное общество, условия проживания в нем предъявляют к подрастающему поколению новые требования: хорошая ориентация в информационном пространстве, творческое мышление, коммуникативность, быстрая обучаемость в освоении новых профессиональных навыков, предприимчивость, умение принимать нестандартные решения, делать осознанный выбор и нести за него ответственность, быть способными реализовать свой личностный потенциал. В данном ракурсе актуальна выдержка из Концепции развития дополнительного образования детей: «Ключевая социокультурная роль дополнительного образования состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [1, с. 3]. Итак, современная организация образования должна обеспечивать способность  человека включаться в общественные и экономические процессы.
Кинель-Черкасская станция юных техников основана в 1979 году. «Это стабильно развивающееся учреждение внешкольного и дополнительного образования учащихся. СЮТ по праву считается визитной карточкой Кинель-Черкасского района и Отрадненского образовательного округа» [2]. Это единственное учреждение дополнительного образования в Самарской области, сохранившее техническую направленность.
Детское объединение «Технарики» Кинель-Черкасской станции юных  техников – это объединение, созданное  для развития творческой социально-активной личности, проявляющей интерес к техническому творчеству и к занятиям в объединениях технического и сельскохозяйственного профиля, для развития физического и психологического здоровья детей. Ребята обучаются по дополнительной общеобразовательной программе «Начальное техническое моделирование», срок реализации которой – 4 года.
Формы обучения: очная.
Формы организации деятельности: групповая и  индивидуальная.
Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, предусмотрен перерыв на отдых и проветривание кабинета.
Для достижения образовательных, развивающих и воспитательных задач используются следующие педагогические технологии:
– развивающее обучение;
– проблемное обучение;
– разноуровневое обучение;
– коллективная система обучения;
– технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);
– исследовательские методы;
– проектные методы.
В объединении «Технарики» обучаются дети 7–11 лет, которых с полным правом можно назвать любознательными и творческими личностями.
Все ребята и их друзья – взрослые (педагог и родители) дружные, воспитанные, успешные, творческие, отзывчивые, поэтому легко удаются задуманные мероприятия, воплощаются различные идеи. На занятиях в объединении «Технарики» вы никогда не услышите обидных слов и сквернословия.
Здесь учатся увлеченные ребята, которые любят творить и удивлять, здесь берегут школьное имущество, инструменты, материалы. Занятия проходят в хорошем доброжелательном микроклимате.
К.Д. Ушинский отмечал, что воспитанность – это «образование в человеке такого характера, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и давал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые результаты» [3]. Поэтому социально-педагогическая деятельность педагога объединения «Технарики» направлена на формирование гармонично развитой личности ребёнка, которой необходимы физическое и психическое здоровье, нравственность и умственные, коммуникативные, трудовые и другие способности, которые, в свою очередь, способствуют формированию способности к саморазвитию.
В объединении «Технарики» используется следующая модель самоуправления:

25 1

Рисунок 1. Схема самоуправления в объединении «Технарики».
В объединении «Технарики» существует девиз и эмблема.
Наш девиз: «Технарям везде у нас дорога».
Наша эмблема:

25 2

Схемы разные паять
И модели собирать
На компьютере играть
Лодки в луже запускать
Самолеты отправлять
Связь в эфире проводить
И воспитанными быть
Нашей дружбой дорожить
Учат в СЮТе, учат в СЮТе, учат в СЮТе!

Воспитательная работа в объединении «Технарики» реализуется через различные виды и формы деятельности:

25 3

Рисунок 2. Схема реализации воспитательной системы в объединении «Технарики».
В нашем объединении ребята творчески подходят к образовательному процессу: защищают свои идеи, проекты, играют в настольные, подвижные игры, с моделями, которые изготовили своими руками, изобретают, конструируют, рисуют, выращивают и заботятся о цветах.
Члены объединения очень любят конструировать, мастерить, придумывать, моделировать, участвовать в разных конкурсах, выставках, весело проводить время.
В нашем объединении поощряется хорошая учеба, хорошие результаты в объединении, участие в конкурсах, выставках, соревнованиях, добрые дела, бережное отношение к природе, животным, и конечно к людям и своей малой Родине, заботе о своем объединении.
Наши важные дела: выполнять наш устав, формировать начальные знания, умения, навыки конструирования и моделирования технических объектов, научиться обрабатывать материалы, работать различными инструментами, соблюдать правила гигиены, экономно использовать материалы, развивать интерес к техническому творчеству, рабочим профессиям: конструктор, инженер, водитель, механик, тракторист, механизатор, строитель. Мы проигрываем эти роли на занятиях, например, когда мы изготавливали экскаватор, то учащиеся «примеряли» на себя роли конструкторов, рабочих, сборщиков и по технологической схеме производили сборку модели экскаватора.
Любимые конкурсы нашего объединения: «Машины будущего», «Такие разные машины», «Зеркало природы», «Мое любимое животное», «Пасхальные перезвоны», «Любо братцы жить», «Подарок маме», «Лучшие из лучших».
За активное участие в жизни своего объединения ребята получают звания («лучшей конструктор», «рационализатор», «мастер золотые руки», лучший эстет», «ты молодец», «самому справедливому», «самому примерному», «юный технарик», «юный умелец») и награды  (грамоты,  дипломы, призы, поездки в цирк, музей, театр, походы на природу, экскурсии на разные предприятия).
«Кто-то может проявить себя с лучшей стороны за школьной партой, а кто-то – конструируя самолеты, занимаясь лепкой или резьбой по дереву. Конечно, любимому делу ребята отдаются с большим энтузиазмом, нежели учебе. Но именно это увлечение становится для них мощным стимулом учиться лучше, ведь без точных математических расчетов и знания законов физики невозможно сконструировать и заставить подняться в воздух авиамодель. Возможно, именно в этот момент ребята, пусть и неосознанно, получают первые навыки самой сложной в мире работы – работы над собой. Наша задача – воспитать всесторонне развитую личность. И роль дополнительного образования в этом процессе трудно переоценить. Сейчас с введением новых образовательных стандартов в начальной школе у нас есть возможность выстроить систему непрерывного образования. Теперь мы единое целое, и главное для нас – чтобы ребенок мог полностью реализовать все свои таланты». (Из выступления директора ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области О.Е. Ивановой).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726 –р. [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
2. Журнал Самарской Губернии «Первый в бизнесе и власти», № 1 (67), февраль 2016 г. С. 98.
3. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Собрание сочинений. 3-е изд. М. : Книга по требованию, 2014. 628 с. [Электронный ресурс] URL: http://static.my-shop.ru/product/pdf/177/1766860.pdf