sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 372.893

МАСТЕР-КЛАСС ПО ИСТОРИИ РОССИИ В 6 КЛАССЕ «ПОХОДЫ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА» (МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВОГО УМК ПО ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ)

© 2017

Щербакова Н.В.,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Школа № 103» г.о. Самара (Россия)

Аннотация: Статья посвящена описанию мастер-класса, разработанного в системно-деятельностном походе с использованием технологии проблемного обучения. На конкретном материале урока показано, как можно достичь планируемых результатов на конкретном историческом материале.
Ключевые слова: учебно-методический комплекс по отечественной, истории; историко-культурный стандарт; системно-деятельностный подход; технология проблемного обучения.

MASTER CLASS ON THE HISTORY OF RUSSIA GRADE 6 «THE CAMPAIGNS OF PRINCE SVYATOSLAV» (THE METHODS AND TECHNIQUES OF SYSTEM–ACTIVE APPROACH TO ACHIEVE THE INTENDED RESULTS IN TERMS OF THE INTRODUCTION OF NEW TEACHING MATERIALS FOR RUSSIAN HISTORY)

© 2017

Shcherbakova N.V.,
teacher of history and social science
MBOU «School № 103» g.o. Samara (Russia)

Abstract: The article is devoted to the description of the master class, developed in the systemic-activity campaign using the technology of problem-based learning. Shown on a specific lesson material how you can achieve planiranih results on specific historical material.
Keywords: educational-methodical complex on national history; history; historical-cultural standard; system-activity approach; the technology of problem.

Главная цель работы учителей в современных условиях в соответствии с требованиями ФГОС – это достижение планируемых образовательных результатов. Достичь их можно с помощью системно-деятельного подхода. Историко-культурный стандарт говорит нам о необходимости развития у учеников критического мышления с помощью анализа текстов, сопоставления разных точек зрения, различения фактов и их интерпретаций. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. В статье представлен опыт организации деятельности учащихся на уроке с использованием технологии проблемного диалога, который позволяет реализовать на практике указанные принципы.

СТРУКТУРУ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СХЕМОЙ:
1. Постановка учебной проблемы
(постановка проблемной задачи, ориентированной на ситуацию, побуждающую к поиску неизвестного)
2. Поиск решения
(осознание, решение поставленной проблемы на основе построения гипотезы и её проверки)
3. Выражение решения
(применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком)
4. Творческое применение «открытых» знаний

(по Мельниковой Е.Л.) [1; 2; 3]

К учебной проблеме можно подвести учащихся следующим образом: создать проблемную ситуацию или использовать мотивирующие приёмы.
Задача учителя – обеспечить творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного диалога, то есть проблемно-диалогического обучения. Таким образом, на проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством диалога (иногда побуждающего, иногда подводящего) помогает ученикам поставить учебную проблему, то есть сформулировать тему урока или вопрос для исследования (в крайнем случае, педагог сообщает тему с мотивирующим приемом). Затем учитель посредством побуждающего или подводящего диалога организует поиск решения, то есть открытие знания школьниками. При этом достигается подлинное понимание материала учениками, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался лично.

РАССМОТРИМ НА ПРИМЕРЕ УРОКА ИСТОРИИ
В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ПОХОДЫ СВЯТОСЛАВА»

I. Постановка учебной проблемы
Урок я начну словами «Повести временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля? Кто первее в Киеве нача княжити? Откуда Русская земля стала есть?» Эти три вопроса задаёт Нестор, начиная свой летописный рассказ. На первый вопрос об образовании государства у восточных славян мы уже ответили. На прошлом уроке мы начали отвечать на два других (работа по § 5). Продолжим и на этом уроке.
С помощью такого приёма, как ПОБУЖДАЮЩИЙ ОТ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ДИАЛОГ учащиеся сформулировали тему урока: «Походы князя Святослава».
Затем с помощью создания проблемной ситуации (в данном случае это работа с выдержками из исторических текстов – слова «Повести временных лет») учитель подводит учащихся к постановке учебной проблемы, то есть формулирует задачу урока – «Охарактеризовать политику князя Святослава».
На предыдущем уроке учащиеся определяли основные задачи, стоящие перед русским государством и то, как первые русские князья справлялись с ними, начали составлять в тетрадях опорный сигнал – таблицу.
ПРОБЛЕМА УРОКА: Можно ли считать действия князя Святослава государственной политикой, соответствующей интересам населения Древнерусского государства?
Переходим ко второму этапу в структуре проблемного урока
II. Поиск решения учебной проблемы
На этом этапе используются методы, которые наиболее оптимальны в решении учебной проблемы. В данном случае – эвристическая беседа. Это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся. Конечной целью такой беседы является решение целостной проблемы или ее части. Поэтому значительная часть вопросов в беседе должна представлять собой маленькие подзадачи на пути к решению основной проблемы беседы: работа с иллюстрациями и с исторической картой, работа с выдержками из исторических источников.
Изображения князя Святослава. Работаем с иллюстрациями (составление характеристики исторической личности).
– На основании изображения опишите внешний вид князя Святослава.
– Что можно о нём сказать по этим изображениям?
Работа с отрывком из книги историка Платонова С.Ф. (см. Приложение № 1), ответы на вопросы, выполнение заданий.
Работа с текстом параграфа учебника с. 45–46 [4] и картой атласа (либо учебника, если нет атласа в парах) по заполнению таблицы (составление опорного сигнала), выполнение задания № 2 и № 4 в контурной карте с помощью карты атласа (работа в парах) (см. Приложение № 2).

Дата

Событие

 

 

 

 

 

 

 

 

В ходе решения учебной проблемы учащиеся «открывают новое знание».
III. Выражение решения
Переходим к третьему этапу в структуре проблемного урока (применение знаний для решения конкретных задач и выражение «новых» знаний научным языком).
Такая работа проходит в парах при работе с текстом документа «ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» [5], (см. Приложение № 3) выполнение заданий, ответы на вопросы.
ЗАДАНИЕ:
– Кратко сформулируйте цели князя и цели воеводы в походе.
ОТВЕТ:
А) цели князя – захват добычи, демонстрация воинской доблести;
Б) цели воеводы – удержание добычи, безопасность дружины.
Выводы выслушиваются и обсуждаются.
Закрепление учебного материала с включением в общую систему знаний (выводы учащихся) ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ В НАЧАЛЕ УРОКА.
– Какое отношение имеет этот поход и вся внешняя политика князя Святослава к интересам населения Древнерусского государства?
ОТВЕТ:
– Очевидно, что никакого. Действия Святослава, как они отражены в источнике, нельзя считать государственной политикой, соответствующей интересам населения Древнерусского государства. Во время походов границы государства оставались открытыми для набегов со стороны половцев, отсутствие князя в своем государстве не могло не сказываться негативно на стабильности власти, население не получало никаких доходов от военной добычи [5].
IV. Творческое применение «открытых» знаний
На этом этапе учащиеся составляют опорный сигнал – таблицу. Составление опорных сигналов способствует развитию наглядно-образного мышления, позволяет учащимся представить значительный по объему материал в оригинальной форме, помогает развивать такие приемы умственных действий, как классификация, сравнение, анализ и синтез. Учащиеся вспоминают поставленную задачу урока («определить основные задачи, стоящие перед русским государством и как первые русские князья справлялись с ними») и представляют результат (таблицу) – ЗАПОЛНЯЮТ ГРАФУ «СВЯТОСЛАВ».

Задачи

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Расширение и укрепление своего государства

882 г. – объединение

Киева и Новгорода;

покорение древлян, северян, радимичей.

Покорение уличей

и тиверцев.

Наказание древлян.

Покорение вятичей;

присоединение Таманского

п-ва (Тмутаракань);

969 г. – отражение печенегов.

Укрепление международного престижа

907 и 911 гг. – торговые договора с греками.

944 г. – торговый договор с греками.

957 г. – принятие христианства.

Военные походы.

Пополнение казны

Полюдь.е

Полюдье.

Установление уроков и погостов.

В результате набегов и походов.

Вопросы для рефлексии:
– Давайте вспомним, какую задачу мы с вами ставили в начале нашего урока?
– Удалось решить поставленную задачу?
– Каким способом?
– Зачем нам нужны эти знания?
– Что на уроке у вас получилось хорошо?
– Над чем ещё нужно поработать?
– Оцените свою работу на уроке.

Приложение № 1

Работа с текстом учебника с. 45–46 [5], составление хронологической таблицы, карта с. 47 «ПОХОДЫ КНЯЗЯ СВЯТОСЛАВА».
Выполнение заданий № 2, 4 в контурной карте.

Дата

Событие

964–969

Победа над вятичами, разгром Волжской Булгарии и Хазарского каганата.

968–971

Поход в Дунайскую Болгарию, покорение.

969

Отражение набега печенегов на Киев.

971

Война с Византией.

Приложение № 2

ПРОЧИТАЙТЕ ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ С.Ф. ПЛАТОНОВА, ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.

Он рано вышел из-под влияния матери и «гневался на мать», когда она убеждала его креститься. «Как мне одному переменить веру? Дружина начнёт смеяться надо мною», – говорил он.
С дружиною он сжился крепко, вёл с нею суровую походную жизнь и поэтому двигался необыкновенно легко: «легко ходя, аки пардус (барс)» – по выражению летописи…
Ещё при жизни матери он обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль)… Собрав большую рать, он завоевал Болгарию и остался там жить в городе Переяславце на Дунае, так как считал Болгарию своей собственностью…

– Как автор характеризует князя Святослава?
– Чем объяснял князь невозможность принятия им христианства?
– Какой вывод можно сделать об отношениях князя и дружины?

Приложение № 3

«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» [5]
«В год 969.
Сказал Святослав матери своей и боярам своим:
– Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае – ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии – серебро и кони, из Руси же мехе и воск, мёд и рабы».

ВОПРОС:
– Как князь Святослав относится к Киеву?
– Какой могла быть причина переноса Святославом столицы из Киева в Переяславец на Дунае?

ЗАДАНИЕ:
– Выполните задание № 3 в контурной карте.
ВОПРОС:
– Каким образом Святослав рассчитывал получить все эти «блага»?

«В год 971.
И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошёл Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты.

– Какая столица имеется в виду?
– О каком царе идёт речь?

И послал к нему царь, говоря так:
– Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь.

– В каком положении, с военной точки зрения, находился Святослав в момент заключения договора?

Взял же и даров много и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе:
- Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня, так как многие погибли в боях.
И сказал:
– Пойду на Русь, приведу ещё дружины.

ВОПРОС:
– Как князь Святослав относится к Русской земле?

[Заключив мир с греками, Святослав в ладьях отправился к порогам] И сказал ему воевода отца его Свенельд:
– Обойди, князь, пороги на конях, ибо стоят у порогов печенеги.
Не послушал его [Святослав], и пошёл в ладьях. А переяславцы послали к печенегам сказать:
- Вот идёт мимо нас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у греков много богатств и пленных без числа.

ВОПРОС:
– Что хотел подчеркнуть летописец, говоря о совете воеводы Свенельда Святославу?
– Чьи интересы представлял Свенельд?

Выражение решения
ЗАДАНИЕ:
– Кратко сформулируйте цели князя и цели воеводы в походе.

Услышав об этом, печенеги заступили пороги. И пришёл Святослав к порогам, и нельзя было их пройти. И остановился зимовать…и не стало у них еды… и тут перезимовал Святослав».
Повесть временных лет по Лаврентьевской летописи 1377 г.

Творческое применение «открытых» знаний
ОТВЕТ НА ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ В НАЧАЛЕ УРОКА
– Какое отношение имеет этот поход и вся политика князя Святослава к интересам населения Киевской Руси как государства?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать  знания с учениками : пособие для учителя. М. : АПКиПРО, 2002, 2006. 168 с.
2. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сборник материалов. М. : Баласс. 2006. – С. 144–180.
3. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа. М. : Баласс, 2008. – С. 272–286.
4. История России. 6 класс : учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч. 1. / под ред А.В. Торкунова. М. : Просвещение, 2016. 128 с.
5. История. Приложение к газете «Первое сентября» № 4. Январь 1999.