sipkro
cde1
kdo
fsp
pfs
uchgodaariadna

УДК 159.9

СВЯЗЬ ТИПА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА  СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© 2017

Добровидова Н.А.,
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической и прикладной психологии
Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»,
доцент кафедры методики физической культуры и оздоровительно-профилактической работы
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара (Россия)

Аннотация: В статье рассматривается вопрос взаимосвязи  типа семейного воспитания с особенностями характера подростков, даётся анализ и интерпретация полученных в результате исследования данных.
Ключевые слова: подростки; тип семейного воспитания; акцентуации характера.


THE TYPE OF FAMILY EDUCATION WITH THE ACCENTUATIONS OF CHARACTER OF TEENAGERS

© 2017

Dobrovicova N.A.,
candidate of psychological Sciences, associate Professor pedagogical and applied psychology
Samara branch GAOU IN «Moscow city pedagogical University»,
associate Professor of methodology of physical culture and health improvement and preventive work
Samara Regional Institute of Educators’ Professional Development and Retraining, Samara (Russia)

Abstract: The article discusses the relationship between type of family education with the characteristics of adolescents, analyses and interpretation of the study data.
Keywords: adolescents; family education; character accentuations.

Современная динамика общественного развития предъявляет индивиду высокие требования. Успешной, состоявшейся личностью можно назвать такого человека, который легко адаптируется к постоянно меняющимся условиям жизни и умеет выстраивать свое жизненное пространство максимально комфортным для себя образом.
Для психологической науки не секрет, что основы личности закладываются в детстве, и центральную роль в этом процессе играют детско-родительские отношения. Все заложенные в детстве черты личности, впервые обретают возможность полноценно разворачиваться в контакте с другими людьми именно в подростковом возрасте. Именно поэтому исследование вопросов, связанных с характерологическими особенностями личности в подростковом возрасте и типом семейного воспитания представляются на сегодняшний день такими актуальными [1; 2; 3; 4].
Тема акцентуаций характера в подростковом возрасте не является новой для психологической теории и практики, в тех или иных аспектах ее разработкой занимались как отечественные, так и зарубежные ученые.
С позиции деятельностного подхода исследования личности проблематику акцентуаций характера затрагивали А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь и Д.А. Леонтьев.
Изучением акцентуаций характера в структуре направленности личности занимались А.Г. Ковалев, Н.Д. Левитов, С.Л. Рубинштейн, Б.А. Сосновский, В.Д. Шадриков и др. Разработкой проблематики психопатий и акцентуаций характера у подростков занимался А.Е. Личко, чьи работы представляют большой интерес в контексте данного исследования, в зарубежной психологии фундаментальным изучением акцентуированной личности занимался К. Леонгард и его последователи.
Исследованиям детско-родительских отношений также уделяется значительное место как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Изучением отношений ребенка с окружающим миром занимались Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалев, Л.C. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. Существенный вклад в исследование проблематики семьи и семейного воспитания внесли Ю.П. Азаров, Ш.А. Амоношвили, В.А. Сухомлинский и A.C. Спиваковская.
Экспериментальным анализом специфики детско-родительских отношений занимались А.Я. Варга, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, E.B. Сидоренко, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер и Э.Г. Юстицкий. Среди зарубежных исследователей в данной области следует выделить работы А. Адлера, Э. Берна, Д. Винникота, А. Фрейд, 3. Фрейда, К. Хорни и др.
Несмотря на обилие работ в области исследования детско-родительских отношений и акцентуаций характера можно отметить очевидную нехватку исследований их взаимосвязи. Этот вывод лежит в основе научной проблемы данного исследования, которая заключается в противоречии между потребностью общества в обеспечении процесса социализации подростков, полноценного формирования их личности и недостатке теоретических и практических данных о взаимосвязи акцентуаций характера подростков с типом семейного воспитания.
Объект исследования: акцентуация характера подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь акцентуаций характера подростков с типом семейного воспитания.
Цель: выявить особенности взаимосвязи акцентуаций характера подростков с типом семейного воспитания.
Методы сбора эмпирических данных: 1) тест-опросник родительского отношения А.Я. Варга, В.В. Столин (ОРО); 2) тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда акцентуации характера и темперамента личности.
Метод математико-статистической обработки данных – критерий r-Спирмена.
В исследовании приняли участие 40 человек, из них 20 школьников, в возрасте 13–14 лет и их матери.
В результате проведения эмпирического исследования было выявлено, что наиболее ярко выраженными для выборки подростков оказались типы акцентуаций: застревающий, педантичный, гипертивный, дистимный, циклотимичский, эмотивный, менее выраженными явились типы: демонстративный, возбудимый, тревожный, аффективный.
Наиболее ярко выраженными для выборки матерей оказались типы семейного воспитания, связанные с родительским отношением принятия ребенка с одной стороны, и болезненным отношением к его неудачам, с другой. Судя по тому, что показатели остальных типов семейного воспитания выражены в меньшей степени, можно сделать вывод о том, что основные воспитательные предпочтения родителей для данной выборки распределились между двумя данными типами.
В ходе проведенного корреляционного анализа взаимосвязи акцентуаций характера подростков с типом семейного воспитания было выявлено несколько статистически значимых корреляций (таблица 1).

Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи акцентуаций характера подростков с типом семейного воспитания

Акцентуации

r-Спирмена

Тип семейного воспитания

Педантичный

-0.561, р=0.01

Принимающий

Гипертимный

0.457, р=0,05

Принимающий

Гипертимный

0.465, р=0,05

Кооперативный

Эмотивный

0,709, р=0,01

Принимающий

Эмотивный

-0,668, р=0,01

«Маленький неудачник»

Из таблицы 1 видно, что выявлена отрицательная статистически значимая корреляция между педантичным типом акцентуации характера и принятием ребенка родителями. Отношение родительского принятия предполагает свободу действий ребенка, что несвойственно для педантичного типа характера. Таким людям нужна опора в виде форм, правил, инструкций и установок. Исходя из этого можно с уверенностью заключить, что педантичное свойство на уровне акцентуации характера не формируется в условиях родительского принятия ребенка.
Выявлена положительная статистически значимая корреляция между гипертимным типом акцентуации характера и родительским принятием ребенка. Такие данные могут свидетельствовать о том, что отношение принятия родителем своего ребенка способствует свободе его эмоционального самовыражения, что и определяет развитие гипертимического свойства характера.
Выявлена положительная статистически значимая корреляция между гипертимным типом акцентуации характера и родительским отношением кооперации с ребенком. Эти денные также кажутся логичными, что подтверждает и наличие положительной взаимосвязи между родительским отношением принятия и кооперации. По всей видимости, гипертимное свойство акцентуации, которое проявляет себя в резких сменах настроения человека при достаточно высоком уровне энергии, представляет собой естественный процесс эмоционального самовыражения ребенка, что особенно актуально именно для подростков, так как в подростковом возрасте окончательно закрепляются те паттерны поведения, которые отвечают за процесс выстраивания человеком отношений с другими людьми.
Выявлена положительная статистически значимая корреляция между эмотивным типом акцентуации характера и родительским принятием ребенка. Отношение «принятие» формирует эмоциональный фон между родителем и ребенком таким образом, что ребенок и родитель могут свободно выражать в контакте друг с другом все свои мысли и чувства, что свойственно для эмотивной акцентуации характера.
При этом выявлена положительная статистически значимая корреляция между родительским отношением кооперации с ребенком и родительским отношением принятия ребенка.
Выявлена и отрицательная статистически значимая корреляция между эмотивным типом акцентуации характера и родительским отношением к ребенку как к «маленькому неудачнику». Это может свидетельствовать о том, что непринятие родителем неудач ребенка, осуждение их, выдвижение условий: «Я буду тебя любить, только, если ты будешь успешным», способствуют развитию эмоциональной закрытости и ригидности ребенка.
На основе этих данных формулируется главный вывод данного исследования о том, что типы семейного воспитания, связанные с родительским отношением принятия, симбиоза и кооперации, дают возможность ребенку быть эмоционально открытым, способствуя формированию эмотивного свойства характера, которое в подростковом возрасте может быть представлено на уровне акцентуации. И напротив, если у родителя преобладает отношение к ребенку как к неудачнику, то он будет склонен к закрытости и подавлению своих чувств и эмоциональных реакций. В то же время типы семейного воспитания, связанные с родительским отношением авторитарной гиперсоциализации и восприятия ребенка как неудачника, препятствуют свободе проявления его личности, что не может быть достаточным основанием для формирования у ребенка определенных черт и акцентуаций характера.
Таким образом, в исследовании выявлена взаимосвязь акцентуаций характера с типом семейного воспитания, а именно: принимающий тип семейного воспитания имеет положительную корреляцию с гипертимным и эмотивным типом характера и отрицательную с педантичным типом. Кооперативный тип имеет положительную корреляцию с гипертимным, а тип «маленький неудачник» имеет отрицательную корреляцию с эмотивным типом акцентуации.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в психокоррекционной, просветительской, поддерживающей работе психолога с подростками в тех или иных жизненных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левитов Н.Д. Психология характера. М.: Изд-во СГУ, 2013. 293 с.
2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: «Медицина», 1983. 256 с.
3. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности : учебное пособие. М.: «Флинта», 2013. 319 с.
4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.И. Анализ семейных отношений подростков при психопатиях, акцентуации характера, неврозах и неврозных состояниях. СПб.:  Питер, 2008. 96 с.